|
|||
Как тренировать память
Тема: Внимание. Память и обучение
Цель занятия: знакомство с понятиям и "память" и "внимание"; определение особенностей памяти и внимания; рекомендации по развитию памяти и внимания. 1.Организационный момент (приветствие) 2.Изучение нового материала Как выявить особенности своей памяти Память - это наша способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать, т. е. узнавать или воспроизводить то, что знаешь. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение _ вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью ее сохранения, точностью воспроизведения. В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Чаще всего они обнаруживаются в различной скорости запоминания, в прочности сохранения, в легкости воспроизведения. Когда говорят о людях с хорошей или плохой памятью, то имеют в виду именно эти общие различия. Однако кроме них у каждого человека наблюдаются различия в уровне развития отдельных видов памяти. К образной памяти относятся зрительные, слуховые, двигательные воспоминания. Сюда же относят память на чувства - эмоциональную память. Это означаеm, что одни люди лучше запоминают зрительно, другие - на слух, третьи - при помощи двигательных ощущений. Чаще встречаются люди со смешанным типом образной памяти. Логическая память помогает запоминать слова, числа, мысли, логические схемы, общие идеи. Многие профессии требуют хорошего развития конкретного вида памяти. Особенности своей памяти вы узнаете в ходе практической работы.
Задание № 1 Прочитайте и запишите то, что запомнили: а) Слова: липа, ножницы, лампа, яблоко, карандаш, гроза, обруч, мельница, попугай, листок
б) Числа: 43, 57, 12, 33, 71, 52, 8, 90, 14, 47. Сколько чисел вы воспроизвели правильно?
Задание № 2 а) в течение 20 секунд необходимо запомнить слова, написанные на экране, а затем записать те, которые удалось запомнить.
Слова: любовь, совесть, чайник, пулемёт, глина, логика, свеча, словарь, вишня, стрекоза. б) За 20 секунд нужно запомнить 10 чисел , а затем записать те, которые удалось запомнить. Числа: 43, 12, 31, 81, 72, 15, 44, 96, 10, 37.
Успешность, или продуктивность, запоминания вычисляется умножением числа правильных ответов на 10. 90 – 100 % - отличная память, 71-90 % - очень хорошая, 51-70 % - хорошая, 31-50 % - удовпетворительная. Если меньше - есть над чем работать. Нормальный объем памяти взрослого человека на совершенно новый, не имеющий смысла, материал равен 7. Причем легче запоминается первый и последний элемент ряда. Недаром последнее слово в споре каждый старается оставить за собой: скорее всего, в памяти останется оно, а не предшествующие долгие дебаты.
Как тренировать память
Сначала научитесь концентрировать внимание. Слабая память - это нередко следствие слабого внимания. Но чтобы сконцентрироваться на задаче, мало заставлять себя думать только о ней. Постарайтесь представить ситуацию, выявить новые детали, творчески осмыслить задачу. Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить детали дневных впечатлений. Всматривайтесь в лица, предметы и старайтесь потом вспомнить детали. Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик-синхронист. Учите наизусть стихи, пусть небольшие отрывки, но каждый день, - и через пару месяцев почувствуете первые результаты. После тренировок можете проконтролировать себя с помощью подобных тестов. Для объективности лучше взять другие слова и числа. р. s. Некоторые сравнивают память со школьной доской и сетуют, что знания быстро стираются. Но ведь это замечательно! Ни доска, ни память не беспредельны. Шерлок Холмс говорил: "Глупец натащит в свой чердак всякого хлама и в нужный момент не найдет нужную вещь ". А Эйнштейну приписывают ответ на вопрос журналиста о скорости света: "Я не запоминаю то, что можно прочитать в любом справочнике!"
Внимание- это направленность нашего сознания на определенный объект. Внимание, часто проявляясь, превращается у конкретного человека в очень важную способность - внимательность. Внимание характеризуется целым рядом свойств: устойчивостью, объемом, переключаемостью, распределением и концентрацией. Каждое из перечисленных свойств проявляется у человека по-разному. Но и разные профессии предъявляют свои требования к разным свойствам внимания. В тех случаях, когда предмет насильно захватывает внимание человека, не считаясь с его планами, психологи говорят о непроизвольном внимании.Непроизвольное внимание - это как бы антивнимание, внимание невнимательного и постоянно отвлекающегося человека. Внимание, ставшее послушным слугой своего хозяина - это произвольное внимание. Невнимательный человек лишен не внимания, а контроля над вниманием. Сейчас мы поиграем в игру, которая развивает способность управлять вниманием. Если вы успешно справились с этим заданием, значит, у вас хорошая концентрация и переключаемость внимания. Юлий Цезарь, как известно, удивлял современников способностью делать одновременно несколько дел. Вероятно, у него было хорошее распределение внимания. Попробуйте одновременно выполнять хотя бы два дела. Желающие проверить внимание по очереди пригпашаются к доске. В течение минуты они должны называть цифры от одного до двадцати, одновременно записывая их на доске в обратном порядке. Чем меньше затрачено времени и допущено ошибок, тем лучше распределение внимания. "Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания есть не что иное, как недостаток мысли, иначе говоря - либо глупость, либо безумие. Рассеянность, которая есть не что иное, как беспечность и недостаток внимания к тому, что происходит вокруг, делает человека до такой степени похожим на дурака или сумасшедшего, что я не вижу особой разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности мыслить, сумасшедший потерял навсегда, а человек рассеянный на время. У сэра Ньютона, мистера Д. Локка (английского философа) и, может быть, еще у человек пяти-шести с самого сотворения мира было право на рассеянность, проистекающую от крайней напряженности мысли, которой требовали их занятия. Но если молодой человек будет проявлять в обществе подобного рода рассеянность и считать себя вправе это делать, то это мнимое его право на рассеянность обернется для него скорее всего тем, что он будет просто-напросто из общества исключен", - пишет в письме своему сыну лорд Честерфилд.
Как развивать внимание
Практически все профессии предъявляют повышенные требования к тем или иным свойствам внимания. Поэтому очень важно развивать у себя внимательность. 1. Приучайте себя работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке. 2. Упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов. З. Тренируйтесь в переключении внимания. 4. Развивайте у себя силу воли. Следуйте принципу "надо", а не "хочу". Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные. 5. Тренируйте свою способность к сосредоточению. Поза, состояние мышц связаны с вниманием. Чем более ты собран, тем внимательнее. В индейских племенах детей учили сидеть тихо и смотреть, когда не на что смотреть, и слушать, когда вокруг тихо. Это считалось самым трудным. Попробуйте и вы.
Домашнее задание: сделайте краткий конспект выше прочитанного.
|
|||
|