Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Внимание и память  



Внимание и память                                                                       

1. Внимание

Чтобы научиться наблюдать и воспринимать окружающий нас мир, чтобы быстрее и точнее вырабатывались определенные поведенческие навыки, нужно быть внимательным. Каждый знает, что при отсутствии внимания можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать. И, наоборот, при концентрации внимания можно различить такие тонкие детали, которые в другом случае остались просто незамеченными. Внимание — это направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Значимость для нас какого-то события определяется нашей внутренней потребностью, нашей заинтересованностью, определенной целью. Сосредоточенный человек пристально всматривается в интересующую его картину, все остальные движения при этом затормаживаются. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем поведением организма. Великий русский ученый А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, который был назван принципом доминанты. Значит, доминирующая потребность, поведение, связанное с ее быстрым и полным удовлетворением, и одновременное подавление всех мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизуют всю энергию организма ради достижения поставленной задачи. Это и есть проявление открытого Ухтомским принципа доминанты.

Сосредоточенное внимание, которое мы фиксируем на заинтересовавшем нас предмете или событии, тоже является примером доминанты. Чем сильнее потребность узнать что-либо новое, т. е. чем сильнее доминанта, тем сильнее выражено внимание. Например, при чтении увлекательной книги мы не просто не замечаем отвлекающих нас раздражений, а, наоборот, начинаем еще внимательнее следить за повествованием. Однако больших усилий с нашей стороны при этом не требуется, потому что сама книга привлекает к себе внимание. Этот вид внимания называют непроизвольным.

Рассмотрим еще один пример. Опытный дирижер оркестра, благодаря избирательному вниманию во время исполнения какого-либо произведения, может услышать звук только одного, а затем другого инструмента. Такое внимание, связанное с сознательно поставленной целью, требующее волевого усилия, называется произвольным. Вспомните, как любопытный из басни Крылова разглядел в музее крошечных букашек, мошек, таракашек, зато «не приметил» слона.

Основные свойства внимания — сосредоточенность и устойчивость, которые характеризуют людей страстных, увлеченных. Внимательность и наблюдательность — это очень важные черты личности человека. Но долго сосредотачивать внимание на чем-либо одном довольно трудно, устойчивость внимания постоянно колеблется. Чем больше сопротивляемость утомлению и отвлечению, тем больше устойчивость внимания. Различные профессии требуют и разного внимания. Дежурный, который наблюдает за экраном радиолокатора современного корабля, должен быть предельно внимательным, сосредоточенным. Шофер должен уметь быстро переключать внимание и умело его распределять — следить за сигналами светофоров, показаниями приборов и дорожной обстановкой.

Следует приучать себя внимательно работать в самых разнообразных условиях, не давать отвлекать себя посторонними раздражителями. Развитие устойчивости внимания связано с воспитанием волевых качеств человека, его внутренней дисциплины. Нужно тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные. Кроме этого, полезно тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой. Игровые автоматы в этом отношении могут быть использованы как хорошие тренажеры.

Владеть своим поведением — это не только уметь управлять своими эмоциями, не только уметь обращать внимание на то, что надо заметить, но и не привлекать внимания окружающих к тому, что должно остаться незамеченным. Чтобы не обидеть товарища, лучше «не заметить» допущенную им случайную оплошность. Это составляет одну из черт поведения воспитанного человека.

2. Память

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Без памяти не может происходить обучение, мышление, не может выполняться ни один поведенческий навык. Любые события, которые происходят с человеком или которые он просто наблюдает как зритель, оставляют памятные следы. Эти следы могут храниться разное время. Например, вы разыскали в записной книжке нужный вам номер телефона, набрали его на диске аппарата и... тут же забыли. Такая память называется кратковременной. Основой кратковременной памяти считают передвижение импульсов по замкнутым цепочкам нейронов, при этом в синапсах – межнейронных контактах – возникают стойкие изменения, «происходит знакомство нейронов, протаптываются тропиночки, соединяющие нейроны». Интересно, что в результате сильного электрошока, сотрясения, ушиба, наблюдается ретроградная амнезия – человек забывает о событиях, которые предшествовали воздействию на мозг.

Другие впечатления могут сохраняться месяцами, годами и даже всю жизнь. Промежуточная память длится минуты и часы, связи между контактирующими нейронами усиливаются. Долговременная память связана с активацией генетического аппарата и синтезом определенных белков и нуклеиновых кислот. Многое из того, чему нас научили в раннем детстве, прочно хранится в кладовой нашей памяти. Значит, не будь долговременной памяти, мы никогда ничему не научились бы и не имели бы никаких знаний. Человек запоминает не отрывочные сведения, а целые образы и эмоциональные впечатления. Причем неприятные переживания запоминаются гораздо сильнее. Достаточно небольшого напоминания, и в памяти всплывают очень сложные картины пережитых событий. Различают несколько видов долговременной памяти: образная связана с хранением в памяти образа жизненно важного объекта, эмоциональная – связана с воспроизведением эмоционального состояния, условно-рефлекторная связана с приобретенными навыками (если научился ездить на велосипеде, то эти навыки остаются на всю жизнь), словесно-логическая – память на словесные сигналы.

Для того чтобы улучшить свою память, надо ее тренировать. Правило первое — старайтесь относиться к запоминаемому предмету не безразлично, а с большим эмоциональным интересом. Правило второе — научитесь сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете. Правило третье — формируйте у себя сознательное волевое намерение запомнить данный материал.

Существуют два способа запоминания: механический и осмысленный. Механическое запоминание, т. е. зазубривание, приводит к тому, что человек не может применить свои знания к жизни. При осмысленном запоминании человек усваивает материала в десятки раз больше. А главное, он с помощью процессов мышления может сознательно пользоваться своей памятью в решении разнообразных жизненных задач.

Повторение — одно из важных условий запоминания. Недаром говорят: «Повторение — мать учения!» Но полезно не всякое повторение, а только осмысленное. Поэтому заучивать материал необходимо насколько можно медленнее, чтобы его осмыслить. Существует правило: что изучается быстро, то очень быстро и уходит из памяти. Целесообразнее всего запоминать материал под вечер, а повторять его на следующее утро.

Самый распространенный прием тренировки памяти — заучивание наизусть стихов. Скорее запоминается то, что объединено какой-либо одной мыслью. Поэтому, заучивая стихи, не надо зубрить каждую строчку отдельно. Лучше запомнить части стихов, связанные единой темой.

Укреплять память нужно регулярно. Нагружая и тренируя память, все время запоминая, можно ее развивать. Хорошая память — это залог полноценного мышления, большого запаса знаний, условие развития интеллекта.

Гигиена умственного труда. Любой умственный труд требует больших затрат нервной энергии в связи с работой множества нервных центров мозга, которые участвуют в процессах мышления. Поэтому утомление при напряженной умственной работе наступает довольно быстро. Утомление — нормальная реакция организма на любую деятельность. Утомление и усталость повышают выносливость человека, тренируют его волю. Но когда утомление накапливается, превышает меру, не исчезает после отдыха, наступает состояние переутомления. Переутомление может привести к различным нервным расстройствам, снижает внимание, память.

Главным правилом организации учебного труда школьника являются последовательность и систематичность. Научитесь работать по четкому ежедневному графику, по нему распределите свои учебные, общественные и бытовые обязанности. Важно вырабатывать в себе качество усидчивости и дисциплины труда.

Помните, что после занятий в школе необходим отдых. Когда вы садитесь готовить домашние задания, то лучше всего их делать в привычной для вас обстановке. Начинайте с устных заданий, а затем выполняйте письменные. Старайтесь вначале выполнить наиболее трудные для вас задания и после этого переходите к более легким. Обязательно повторите наиболее трудные вопросы. Для повторения уроков используйте самые продуктивные утренние часы перед уходом в школу.

Заниматься долго одним и тем же видом умственного труда утомительно. Поэтому чередуйте, например, чтение книги и записывание в тетрадь. Не забывайте и об отдыхе. Умственная работа, как правило, малопродуктивна, если она продолжается более 2 ч подряд. Отдых в перерывах должен обязательно включать физическую работу. Это необходимо потому, что во время длительного малоподвижного сидения за столом нарушается кровообращение. Активные движения его восстанавливают.

Не прекращайте работу при первых признаках усталости. Вырабатывайте у себя умение преодолевать начальное утомление. Этим вы воспитаете в себе ценнейшие качества — усидчивость, упорство и трудолюбие.

 

  1. Какие виды памяти различают?
  2. К какому виду памяти относится услышанный вами номер телефона постороннего человека?
  3. К какому виду памяти относится эмоциональная память.
  4. Амнезия какой памяти может произойти после сильной травмы?
  5. С чем связано формирование долговременной памяти?
  6. С каких заданий нужно начинать выполнение домашней работы?
  7. Верно ли, что уроки нужно начинать готовить, начиная с устных предметов?
  8. Что такое доминанта?
  9. Кто разработал учение о доминанте?
  10. Приведите пример доминанты.

Тест 1. Что такое доминанта:

  1. Принцип управления поведением, направленный на удовлетворение доминирующей потребности.
  2. Внешнее торможение условного рефлекса.
  3. Внутреннее торможение условного рефлекса.
  4. Внешнее торможение условных и безусловных рефлексов.

Тест 2. Разработал учение о доминанте:

  1. А.А.Ухтомский.
  2. И.П.Павлов.
  3. И.М.Сеченов.
  4. А.М.Уголев.

Тест 3. К промежуточной памяти относится:

  1. Номер телефона, который вы нашли в записной книжке, набрали его на диске аппарата и... тут же забыли.
  2. Информация, которую ученик прослушал на уроке.
  3. Таблица умножения, которая хранится в памяти старшеклассника.

Тест 4. К долговременной памяти относится:

  1. Номер телефона, который вы нашли в записной книжке, набрали его на диске аппарата и... тут же забыли.
  2. Информация, которую ученик прослушал на уроке.
  3. Таблица умножения, которая хранится в памяти старшеклассника.

Тест 5. К какому виду памяти относится эмоциональная память:

  1. Кратковременной.
  2. Промежуточной.
  3. Долговременной.

Тест 6. Амнезия какой памяти может произойти после сильной травмы:

  1. Кратковременной.
  2. Промежуточной.
  3. Долговременной.
  4. Обычно всех трех вместе.

Тест 7. С чем связано формирование долговременной памяти:

  1. С активацией генетического аппарата и синтезом определенных белков и нуклеиновых кислот.
  2. С проведением импульсов через синапсы, соединяющих нейроны и возникновением в них стойких изменений.
  3. С изменениями в клетке под влиянием нервных импульсов без активации генетического аппарата.

Тест 8. С каких заданий нужно начинать выполнение домашней работы:

  1. С наиболее простых.
  2. С наиболее трудных.

Тест 9. Верно ли, что уроки нужно начинать готовить, начиная с устных предметов:

  1. Да.
  2. Нет, нужно начинать с письменных заданий.

Тест 10. Голодная лиса активно ищет добычу. Это пример:

  1. Принципа доминанты.
  2. Внимания.
  3. Использования навыков.
  4. Безусловного рефлекса.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.