Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕКСТОВКА К ПРОЕКТУ «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ АНТИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»



ТЕКСТОВКА К ПРОЕКТУ «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ АНТИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»

СЛАЙД 1 Добрый день. Меня зовут Ксения Левченко. Я представляю вашему вниманию проект по русскому языку «Фразеологизмы античного происхождения»

СЛАЙД 2 Актуальности выбранной мной темы заключается в том, что мы встречаемся с фразеологизмами каждый день. На уроках в школе изучаем эту тему, очень часто слышим по радио, по телевизору интересные и яркие выражения, задания на знание фразеологизмов включены в олимпиады и во всероссийские проверочные работы.

В 5 классе мы принимали участие в районном открытом уроке по русскому языку на тему: «Путешествие в страну Фразеологию». Тогда мы с классом проделали большую работу над значением и употреблением исконно русских фразеологизмов.

В 6 классе на уроках литературы мы начали изучать мифы Древней Греции. В них нам встретились античные фразеологизмы. Но все ли мы знаем, что они обозначают?

СЛАЙД 3 Опрос учащихся 6 А класса показал, что ребята мало знают о фразеологизмах Древней Греции. Всего в опросе приняло участие 28 человек. Ребятам было предложено несколько вопросов. Вначале нужно было объяснить значение следующих выражений? Как видно из таблицы, далеко не все смогли это сделать.

СЛАЙД 4На вопрос:«Используете ли вы в речи подобные выражения?»-  положительно ответили 7 человек, отрицательно – 21 человек.

СЛАЙД 5 На вопрос: «Используют ли их ваши родные, друзья?» положительно ответили 12 человек, отрицательно – 16 человек.

СЛАЙД 6 Последний вопрос звучал так: «Где вы могли столкнуться с этими устойчивыми выражениями?» 21 человек ответил: «в школе», 10 человек – «слышали в кинофильмах», 4 человека встречали данные выражения в книгах,

СЛАЙД 7 Результаты опроса и определили цель проекта: обогащение словарного запаса шестиклассников, расширение их кругозора.

СЛАЙД 8 Для достижения данной цели мы определили следующие задачи:

- произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;

- выяснить, какие фразеологизмы пришли из Древней Греции;

- составить словарь фразеологизмов античного происхождения.

СЛАЙД 9 Объект исследования: фразеологизмы. Предмет исследования: фразеологизмы древней Греции.

СЛАЙД 10 В своей работы мы использовали следующие методы: опрос, поиск информации по теме в энциклопедиях, фразеологических словарях, сети Интернет.

СЛАЙД 11: В 1-й главе нашей работы мы представили теоретический материал о том, что такое фразеология, фразеологизм, каковы источники появления фразеологизмов в русском языке и какова их роль. Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Из-за того, что фразеологизм (или же идиому) невозможно перевести дословно (теряется смысл), часто возникают трудности перевода и понимания. С другой стороны, такие фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску. Допустим, я скажу, что девочки поссорились из-за куклы. Это будет звучать обычно. А если скажу, что яблоком раздора для девочек стала кукла, я придам своему рассказу эмоциональность и метафоричность.

СЛАЙД 12 Фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно. Сегодня существует множество словарей, которые включают в себя более тысячи фразеологизмов, например,

-  Большой фразеологический словарь для детей, Автор Розе Т. В. 

- Фразеологический словарь современного русского языка Ю.А. Ларионовой.

- Школьный фразеологический словарь русского языка В. П. Жуковой

СЛАЙД 13 Фразеологизмы появились в русском языке из самых разных источников. Особую группу фразеологизмов составляют обороты, которые своими корнями уходят в глубину античной эпохи.

СЛАЙД 14Мифы Древней Греции, герои античной литературы – многие фразеологизмы нельзя понять и разгадать, не зная предысторию их появления. Источником таких фразеологизмов служит история и мифология. Зная причину возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент вставить в речь

СЛАЙД 15

Во 2 главе работы мы представили практическую часть нашего проекта. Проанализировав различные словари, мы насчитали более 110 фразеологизмов, уходящих корнями в античную историю, т.е. в историю Древней Греции и Древнего Рима. Мыпопыталисьвыяснить, какую роль сыграла античная культура в развитии фразеологии русского языка. Мифы Эллады – это кладезь примеров силы, мужества, героизма. Поэтому так много выражений из мифологии Древней Греции и Древнего Рима употребляются в нашей устной и письменной речи и по сей день. Чаще всего эти сочетания используются в книжной речи.

СЛАЙД 16Античные фразеологизмы можно разделить на 2 группы:

1 группа – фразеологизмы, пришедшие из истории Эллады и римской империи. Мы объяснили значение и происхождение 22 фразеологизмов данной группы. Приведем примеры некоторых из них.

- Альфа и омега — «начало и конец чего-либо», альфа и омега — первая и последняя буквы греческого алфавита.

- Время истекло – свыше 2,5 тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и

Рим появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.

СЛАЙД 17- 2 группа античных фразеологизмов - пришедшие к нам из античных мифов. Мы объяснили 27 таких фразеологизмов. Например, Танталовы муки — это страдания от недосягаемости желанных вещей, находящихся, казалось бы, на расстоянии вытянутой руки.

СЛАЙД 18Ящик Пандоры - теперь «ящиком Пандоры» называем все то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий.

СЛАЙД 19Оформить некоторые фразеологизмы помогли мои одноклассники. Имена и фамилии художников вы увидите на слайдах.Титанический труд -огромный, гигантский объём труда, иногда в смысле неосуществимый

СЛАЙД 20Сизифов труд - выражение стало обозначать тяжелую, изнурительную, бесполезную работу.

СЛАЙД 21Олимпийское спокойствие – сохранение полной невозмутимости и уверенности в себе.

СЛАЙД 22«яблоко раздора» - это любая незначительная вещь или событие, которое может привести к непредсказуемым последствиям.

СЛАЙД 23Ахиллесова пята - уязвимое место, слабая сторона чего-либо.

СЛАЙД 24 Заключение. Изученный материал в итоге может оказать неоценимую помощь на уроках русского языка и литературы, при подготовке к олимпиадам, экзаменам, при анализе различных текстов. Зная и понимая смысл фразеологических оборотов, можно и нужно использовать их в своей речи. Считаю, что фразеологизмы украшают нашу речь, помогают образно и эмоционально выразить мысль. Составленный в результате работы словарь античных фразеологизмов мы использовали на уроке родной литературы. Мы считаем, что наш проект достиг поставленной цели –словарный запас шестиклассников стал богаче, а кругозор шире.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.