|
|||
Э.Хемингуэй. Старик и море». Об авторе.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Э.Хемингуэй «Старик и море» Философский смысл повести, сила характера старика. Об авторе. Эпоха 20 века в литературе сложна и противоречива, она отразила в себе весь трагизм этого времени. Важнейшим для литературы XX века является провозглашение принципа гуманизма – отношения к человеку как к величайшей ценности. Это объяснимо: весь XX век планету сотрясали кровопролитные войны. Лауреат Нобелевской премии Эрнест Миллер Хемингуэй прожил не очень долгую жизнь, насыщенную удивительными событиями и глубокими человеческими переживаниями. Он участник первой мировой войны 1914-1918 годов, гражданской войны в Испании и второй мировой. Он рыбачил в Атлантическом океане и изведал счастье "большой охоты" в Африке, был крупнейшим знатоком испанской корриды, увлекался боксом, альпинизмом, плаванием. Был отличным яхтсменом, горнолыжником и снайпером. Он тонко понимал природу и людей. Э.Хемингуэй родился в пригороде Чикаго 21 июля 1889 г. в семье врача. Отец много ездил по вызовам больных и видел нищету и горе своих пациентов. Это были простые люди- труженники. Отец с детства прививал сыну любовь к труду, выносливость, настойчивость, умение постоять за себя. Он также воспитал в сыне наблюдательность и уважение к природе. Писать Хемингуэй начал рано. С 18 лет он старательно овладел основами журналистского мастерства. Стремится в Европу. полыхающую пожарами первой мировой. 23 мая 1918 года счастливый молодой журналист, преисполненный здоровья и молодости, уверенный в себе, отплывает в составе санитарной бригады из Нью-Йорка во Францию, а затем в Италию. В первые дни военной службы юноша увидел ужасы и трагедию. 9 июля ночью он был ранен. За несколько операций из него извлекут 227 осколков и заменят перебитую чашечку металлической. К молодому человеку пришло понимание войны как обмана солдат и издевательства над человеком. Хемингуэй возненавидел войну, но именно война сформировала Хемингуэя-писателя, определив одну из основных тем его творчества - антивоенную. Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал в журнале "Эсквайр" очерк, в котором рассказал об эпизоде рыбной ловле в Гольфстриме. Этот подлинный случай и стал основой для повести "Старик и море". Только через 14 лет Э.Хемингуэй берется за перо. В сентябре 1952 года повесть была напечатана. Вопросы по произведению. 1. Назовите героев произведения. 2. Почему старик называет себя необыкновенным? 3. Какие сны видит старик? 4. Что он любит? 5. Каким был старик в молодости? 6. О чем разговаривает Сантьяго с пойманной рыбой? 7. Какие качества Сантьяго проявил в сражении с акулами? К какому выводу он пришел? 8. В чем сила характера Сантьяго? Обратимся к повести, которая принесла писателю Нобелевскую премию в литературе. Материал для ответов. ...Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже 84 дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые 40 дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь самый что ни на есть невезучий, и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращается ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести снасти, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя разбитого полка. Такова предыстория событий, которые развертываются в маленьком рыбачьем поселке на Кубе. Композиционно повесть условно можно поделить на 3 части. К первой относятся диалоги старика Сантьяго и мальчика Манолина. Вторая описывает будни рыбака, его тяжелый и опасный труд, социальную незащищенность. Третьей частью можно считать возвращение на берег старика и его беседы с мальчиком. Главный герой - старик Сантьяго. Сантьяго в Испании и во всех испаноязычных странах - очень популярное имя. Есть города Сантьяго в Испании, Чили, Панаме, этим же именем названы некоторые острова. провинции. Думается, что всем этим писатель придает уже значимость своему герою. "Я необыкновенный старик" - говорит он о себе. Описание внешности вызывает на первый взгляд жалость к его старости немощности: "худ, изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожаного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пятна спускались по щекам до бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже мертвой безводной пустыне".Но это описание заканчивается оптимистично:"Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается. Это он научил мальчика рыбачить, и мальчик очень любил старика. Он готов наловить ему сардин в качестве насадки для его завтрашнего выхода в море. Вместе они поднимаются к бедной хижине Сантьяго, выстроенной из крепких трилистников королевской пальмы. Старик одинок и беден - "в хижине были кровать, стол и стул и в земляном полу выемка, чтобы стряпать пищу на древесном угле. Жена давно умерла Его обычная трапеза - миска желтого риса с рыбой. Старик беседует с мальчиком о рыбалке, о том, что ему обязательно должно повезти, а также о последних спортивных новостях. Когда утомленный старик ложится спать, ему снится Африка его юности, длинные золотистые её берега и белые отмели, высокие утесы и громадные белые горы. Ему не снятся более ни драки. ни женщины, ни великие события. Но часто в его снах возникают далекие страны и львы, выходящие на берег." Так заканчивается 1 часть произведения. ...На следующий день рано утром старик отправляется на очередную рыбалку. Мальчик опять помогает ему снести парус, снасти, подготовить лодку. Одна за другой рыбацкие лодки отчаливают от берега и уходят в море. Гребя веслами, старик чувствует приближение утра. Он любит море, думает о нем с нежностью, как о женщине, которая "дарит великие милости". Любит он и птиц, и рыб, обитающих в бездонной зеленой толще. Насадив на крючки приманку, он медленно плывет по течению. Старик мысленно общается с птицами, рыбами. Привыкший к одиночеству, вслух разговаривает сам с собой. Природа, океан воспринимаются им как живое существо. Он знает разных рыб и обитателей океана, их повадки, у него к ним своё нежное отношение. "...Переливающиеся радугой пузыри необычайно красивы...когда пойдет по-настоящему большая рыба". Вот начинается серьезный лов, и все его внимание сосредотачивается на леске, ее состоянии. Он чутко улавливает, что происходит в глубине, как реагирует рыба на наколотую на крючок наживку. Наконец, один из зеленых прутьев дрогнул: это значит, что на глубине моря марлин стал пожирать сардин. Разворачивается драматический многочасовой поединок между Сантьяго и огромной рыбой). Этот человек - хороший навигатор, бывалый рыбак, знавший некогда удачу и счастье большого улова. Он вспоминает Африканское побережье,"большую рыбу", львов, а также экзотические эпизоды периода своей молодости.Труд рыбака для старика "дело чести, славы, доблести и геройства". Труд для него все. Это и подвиг, и общение с природой, без которой он не может жить, и источник раздумий над смыслом жизни, и спортивно-игровой азарт, и профессиональное мастерство. Сантьяго - сильный и волевой человек. Он с гордостью вспоминает, как в молодые годы одолел в спортивном состязании Негра-гиганта и заслужил прозвище "чемпион". Старик обладает способностью самовнушения, самоуспокоения и целеустремленности. Так, например, увлекшись философскими рассуждениями и мечтами, он решительно обрывает себя: "Не отвлекайся. Думай о том, что ты делаешь. Думай, чтобы не совершить какую-нибудь глупость".
Старика постоянно влечет чувство необходимости видеть рядом с собой мальчика, ощущать его поддержку: "Жаль, что со мной нет мальчика, он бы мне помог...".Тут у читателя может возникнуть мысль об одиночестве героя. Но автор создал образ так, что его нужно рассматривать во взаимосвязи: старик и мальчик, старик и рыбаки, старик и море. Таким образом, в произведении раскрываются вечные темы: человек и природа, человек и человек. Даже название многозначно. "Старик и море" - это человек и природа, величие человека перед лицом могучей стихии. "...Старик поглядел вдаль и понял, как он теперь одинок. Но он видел разноцветные солнечные лучи, преломляющиеся в темной глубине, натянутую, уходящую вниз бичеву и странное колыхание морской глади. Облака кучились, предвещая пассат, и, глядя вперед, он заметил над водою стаю диких уток, резко очерченных в небе: вот стая рассыпалась, потом опять обрисовалась еще четче, и старик понял, что человек в море никогда не бывает одинок" Проводя много дней в океане, он не чувствует себя одиноким то рядом с маленькой птичкой, то под звездами вселенной. Сантьяго ощущает себя частью природы. С возрастом у старика, как и у многих пожилых людей, появляется желание общаться, порой он ведет разговор с неживыми предметами. Старик находит собеседника даже в таком создании природы, как рыба. Сантьяго обладает способностью к поэтическому грустно-нежному воспроизведению своих воспоминаний. Говоря об убитой некогда красивой рыбе, он обобщает: "Ни разу в море я не видел ничего печальнее... Мальчику тоже стало грустно, мы попросили у самки прощение и быстро разделали её тушу". Сантьяго все время обращается к пойманной рыбе: "Рыба, - позвал он тихонько, - я с тобой не расстанусь, пока не умру". "Рыба, - сказал он, - я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер…, - Худо тебе, рыба? Видит бог, мне и самому не легче". "Рыба - она тоже мне друг, - сказал он. - Я никогда не видел такой рыбы и не слышал, что такие бывают. Но я должен её убить. Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды". "Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря и убиваем своих братьев. "Лучше, старик, сам забудь о страхе и побольше верь в свои силы". Трое суток напряженной борьбы заставляют человека стать находчивым и изворотливым. Измотанный непокорной и сильной рыбой, рыбак пытается склонить её к капитуляции: "Послушай, рыба! - сказал ей старик. - Ведь тебе все равно умирать. Зачем же тебе надо, чтобы и я тоже умер?" И дальше читаем: "Ты губишь меня, рыба, - думал старик. - Это, конечно, твое право. Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойного и благородного, чем ты. Ну что же, убей меня. Мне уже всё равно, кто кого убьёт". Рыба, словно услышав рыбака, смирилась и сдалась. Довольный победой, Сантьяго привязал её к борту лодки и на какое-то мгновение расслабился: ещё немного, и он направит лодку к берегу. Но недолго длилась радость. Рыбацкое суденышко окружили акулы. Они почуяли добычу и стали рвать на части рыбу, которую Сантьяго добыл таким тяжким трудом. И вновь началось единоборство. " В полночь он сражался с акулами снова... Теперь она шла легко, и старик ни о чем не думал и ничего не чувствовал". Но и это не сломило старика. Сантьяго стоек в своих несчастьях.
|
|||
|