Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Э.Хемингуэй. Старик и море». Об авторе.



Э.Хемингуэй

                                                        «Старик и море»

             Философский смысл повести, сила характера старика.

Об авторе.

Эпоха 20 века в литературе сложна и противоречива, она отразила в себе весь трагизм этого времени. Важнейшим для литературы XX века является провозглашение принципа гуманизма – отношения к человеку как к величайшей ценности. Это объяснимо: весь XX век планету сотрясали кровопролитные войны.

  Лауреат Нобелевской премии Эрнест Миллер Хемингуэй прожил не очень долгую жизнь, насыщенную удивительными событиями и глубокими человеческими пере­живаниями. Он участник первой мировой войны 1914-1918 го­дов, гражданской войны в Испании и второй мировой. Он рыба­чил в Атлантическом океане и изведал счастье "большой охо­ты" в Африке, был крупнейшим знатоком испанской корриды, увлекался боксом, альпинизмом, плаванием.  Был отличным яхтсменом, горнолыжником и снайпером. Он тонко понимал природу и людей.

Э.Хемингуэй родился в пригороде Чикаго 21 июля 1889 г. в семье врача. Отец много ездил по вызовам больных и видел нищету и горе своих пациентов. Это были простые люди- труженники. Отец с детства прививал сыну любовь к труду, выносли­вость, настойчивость, умение постоять за себя. Он также воспи­тал в сыне наблюдательность и уважение к природе.

 Писать Хемингуэй начал рано. С 18 лет он старательно овладел основами журналистского мастерства. Стремится в Европу. полыхающую пожарами первой мировой. 23 мая 1918 года счастливый молодой журналист, преисполненный здоро­вья и молодости, уверенный в себе, отплывает в составе сани­тарной бригады из Нью-Йорка во Францию, а затем в Италию. В первые дни военной службы юноша увидел ужасы и траге­дию. 9 июля ночью он был ранен. За несколько операций из не­го извлекут 227 осколков и заменят перебитую чашечку мета­ллической. К молодому человеку пришло понимание войны как обмана солдат и издевательства над че­ловеком. Хемингуэй возненавидел войну, но именно война сфо­рмировала Хемингуэя-писателя, определив одну из основных тем его творчества - антивоенную.

Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал в журнале "Эс­квайр" очерк, в котором рассказал об эпизоде рыбной ловле в Гольфстриме. Этот подлинный случай и стал основой для по­вести "Старик и море". Только через 14 лет Э.Хемингуэй берется за перо. В сентябре 1952 года повесть была напеча­тана.

 Вопросы по произведению.

1. Назовите героев произведения.

2. Почему старик называет себя необыкновенным?

3. Какие сны видит старик?

4. Что он любит?

5. Каким был старик в молодости?

6. О чем разговаривает Сантьяго с пойманной рыбой?

7. Какие качества Сантьяго проявил в сражении с акулами? К какому выводу он пришел?

8.  В чем сила характера Сантьяго?

 Обратимся к повести, которая принесла писателю Нобе­левскую премию в литературе.

                                     Материал для ответов.

...Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольф­стриме. Вот уже 84 дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые 40 дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик те­перь самый что ни на есть невезучий, и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращается ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести снасти, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя разбитого полка.

Такова предыстория событий, которые развертываются в маленьком рыбачьем поселке на Кубе.

          Композиционно повесть условно можно поделить на 3 ча­сти. К первой относятся диалоги старика Сантьяго и мальчика Манолина. Вторая описывает будни рыбака, его тяжелый и опасный труд, социальную незащищенность. Третьей частью можно считать возвращение на берег старика и его беседы с мальчиком.

Главный герой - старик Сантьяго. Сантьяго в Испании и во всех испаноязычных странах - очень популярное имя. Есть города Сантьяго в Испании, Чили, Панаме, этим же именем наз­ваны некоторые острова. провинции. Думается, что всем этим писатель придает уже значимость своему герою.

"Я необыкновенный старик" - говорит он о себе.    

 Описание внешности вызывает на первый взгляд жа­лость к его старости немощности: "худ, изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричне­выми пятнами неопасного кожаного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пят­на спускались по щекам до бечевой, когда он вытаскивал круп­ную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже мертвой безводной пустыне".Но это описание заканчивается оптимистично:"Все у него было ста­рое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается. Это он научил мальчика рыбачить, и мальчик очень любил старика. Он готов наловить ему сардин в качестве насадки для его завтрашнего выхода в море. Вместе они поднимаются к бедной хижине Сантьяго, вы­строенной из крепких трилистников королевской пальмы.

  Старик одинок и беден - "в хижине были кровать, стол и стул и в земляном полу выемка, чтобы стряпать пищу на дре­весном угле. Жена давно умерла Его обычная трапеза - мис­ка желтого риса с рыбой.

Старик беседует с мальчиком о рыбалке, о том, что ему обязательно должно повезти, а также о последних спортивных новостях. Когда утомленный старик ложится спать, ему снится Африка его юности, длинные золотистые её берега и белые отмели, высокие утесы и громадные белые горы. Ему не снят­ся более ни драки. ни женщины, ни великие события. Но часто в его снах возникают далекие страны и львы, выходящие на берег."

 Так заканчивается 1 часть произведения.

...На следующий день рано утром старик отправляется на очередную рыбалку. Мальчик опять помогает ему снести парус, снасти, подготовить лодку.

       Одна за другой рыбацкие лодки отчаливают от берега и уходят в море.

Гребя веслами, старик чувствует приближение утра. Он любит море, думает о нем с нежностью, как о женщине, кото­рая "дарит великие милости". Любит он и птиц, и рыб, обитаю­щих в бездонной зеленой толще.

 Насадив на крючки приманку, он медленно плывет по те­чению. Старик мысленно общается с птицами, рыбами. Привык­ший к одиночеству, вслух разговаривает сам с собой. Природа, океан воспринимаются им как живое существо. Он знает разных рыб и обитателей океана, их повадки, у него к ним своё нежное отношение.

"...Переливающиеся радугой пузыри необычайно красивы...когда пойдет по-настоящему большая рыба".

Вот начинается серьезный лов, и все его внимание со­средотачивается на леске, ее состоянии. Он чутко улавливает, что происходит в глубине, как реагирует рыба на наколотую на крючок наживку. Наконец, один из зеленых прутьев дрогнул: это значит, что на глубине моря марлин стал пожирать сардин.

Разворачивается драматический многочасовой поединок между Сантьяго и огромной рыбой).

      Этот человек - хороший навигатор, бы­валый рыбак, знавший некогда удачу и счастье большого уло­ва. Он вспоминает Африканское побережье,"большую рыбу", львов, а также экзотические эпизоды периода своей молодос­ти.Труд рыбака для старика "дело чести, славы, доблести и геройства". Труд для него все. Это и подвиг, и обще­ние с природой, без которой он не может жить, и источник раз­думий над смыслом жизни, и спортивно-игровой азарт, и про­фессиональное мастерство.

       Сантьяго - сильный и волевой человек. Он с гордостью вспоминает, как в молодые годы одолел в спортивном состя­зании Негра-гиганта и заслужил прозвище "чемпион". Старик обладает способностью самовнушения, самоуспокоения и це­леустремленности. Так, например, увлекшись философскими рассуждениями и мечтами, он решительно обрывает себя: "Не отвлекайся. Думай о том, что ты делаешь. Думай, чтобы не со­вершить какую-нибудь глупость".

 

 Старика постоянно влечет чувство необходимости ви­деть рядом с собой мальчика, ощущать его поддержку: "Жаль, что со мной нет мальчика, он бы мне помог...".Тут у читателя может возникнуть мысль об одиночестве героя. Но автор соз­дал образ так, что его нужно рассматривать во взаимосвязи: старик и мальчик, старик и рыбаки, старик и море. Таким обра­зом, в произведении раскрываются вечные темы: человек и природа, человек и человек.

   Даже название многозначно. "Старик и море" - это чело­век и природа, величие человека перед лицом могучей стихии.

"...Старик поглядел вдаль и понял, как он теперь одинок. Но он видел разноцветные солнечные лучи, преломляющиеся в темной глубине, натянутую, уходящую вниз бичеву и стран­ное колыхание морской глади. Облака кучились, предвещая пассат, и, глядя вперед, он заметил над водою стаю диких уток, резко очерченных в небе: вот стая рассыпалась, потом опять обрисовалась еще четче, и старик понял, что человек в море никогда не бывает одинок"

         Проводя много дней в океане, он не чувствует себя оди­ноким то рядом с маленькой птичкой, то под звездами вселен­ной. Сантьяго ощущает себя частью природы.

С возрастом у старика, как и у многих пожилых людей, по­является желание общаться,     порой он ведет разговор с нежи­выми предметами. Старик находит собеседника даже в таком создании природы, как рыба.

        Сантьяго обладает способностью к поэтическому груст­но-нежному воспроизведению своих воспоминаний. Гово­ря об убитой некогда красивой рыбе, он обобщает: "Ни разу в море я не видел ничего печальнее... Мальчику тоже стало гру­стно, мы попросили у самки прощение и быстро разделали её тушу".

        Сантьяго все время обращается к пойманной рыбе: "Рыба, - позвал он тихонько, - я с тобой не расста­нусь, пока не умру". "Рыба, - сказал он, - я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер…, - Худо тебе, рыба? Видит бог, мне и самому не легче". "Рыба - она тоже мне друг, - сказал он. - Я ни­когда не видел такой рыбы и не слышал, что такие бывают. Но я должен её убить. Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды". "Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря и убиваем своих братьев. "Лучше, старик, сам забудь о страхе и побольше верь в свои силы".

Трое суток напряженной борьбы заставляют человека стать находчивым и изворотливым.

        Измотанный непокорной и сильной рыбой, рыбак пытает­ся склонить её к капитуляции: "Послушай, рыба! - сказал ей старик. - Ведь тебе все равно умирать. Зачем же тебе надо, чтобы и я тоже умер?" И дальше читаем: "Ты губишь меня, ры­ба, - думал старик. - Это, конечно, твое право. Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойно­го и благородного, чем ты. Ну что же, убей меня. Мне уже всё равно, кто кого убьёт".

        Рыба, словно услышав рыбака, смирилась и сдалась. Довольный победой, Сантьяго привязал её к борту лодки и на какое-то мгновение расслабился: ещё немного, и он направит ло­дку к берегу. Но недолго длилась радость. Рыбацкое суденыш­ко окружили акулы. Они почуяли добычу  и стали рвать на час­ти рыбу, которую Сантьяго добыл таким тяжким трудом. И вновь началось единоборство.        

 " В полночь он сражался с акулами снова... Теперь она шла легко, и старик ни о чем не думал и ничего не чув­ствовал". Но и это не сломило старика. Сантьяго стоек в своих несчастьях.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.