Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Модернизм



Модернизм


Авангардные течения в искусстве XX в., порвавшие с традициями предшествующих столетий, принято объединять понятием модернизм. Экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм, абстрактное искусство, поп-арт — безусловно, именно они в значительной мере определили лицо столетия в области культуры.
Основной признак принадлежности к модернизму — поиск новых форм и художественных средств (отсюда название). Склонность модернистов к эксперименту в области формы в советское время дала повод называть их «формалистами», считать их искусство признаком «упадка буржуазной культуры». Это неверно.
Все направления модернизма отказываются от традиционных основ, эстетических канонов; опираются на индивидуалистическое мировоззрение, культивируют абсолютную свободу творческой личности и творчество как сферу деятельности; избирают умозрительную тематику, связанную с миром фантазий, иллюзий, ассоциаций и явлений «космического» порядка. Последнее в известной степени вызвано протестом против несовершенства мира, уродливости общественных отношений, их дегуманизации.

Художники-модернисты не изображают реальность, но претворяют, преображают ее в своем творчестве — то есть создают «новую действительность». Форма для них всегда определяется глубоким смыслом.

 


Общая модель современного художественного процесса


На рубеже XX-XXI вв. наступила эра постмодернизма — совокупного художественного направления, философия которого основана на представлении об исторической исчерпанности выразительных возможностей искусства, на отрицании способностей современного художника к оригинальному творчеству. В отличие от эклектики, механически заимствовавшей стилевые приемы, постмодернизм, используя сплав различных стилей прошлого, пытается создать новый художественный метод. Для России постмодернизм ассоциируется еще и с освобождением культуры и изобразительного искусства от идеологического давления.
Мощная, как всегда в России, реалистическая тенденция не определяет сегодня характера художественного процесса. В последнее десятилетие XX в. появилось такое художественное направление, как неоакадемизм, использующее арсенал изобразительных средств поздней академической живописи в сочетании с приемами коллажа и фотомонтажа, возможностями компьютерной графики для создания чувственного и идеализированного образа «прекрасного».


В 1988 г. в Ленинграде образовалась творческая группа неоакадемистов во главе с Т.Новиковым (Д. Егельский, Б. Матвеева, О. Тобрелутс, А. Хлобыстин, О.Маслов, В.Кузнецов, А.Медведев). В 1993-1994 гг. группа провозгласила создание «Новой академии», в которой ее члены стали профессорами.
В работах современных художников легко узнать отголоски конструктивизма и тоталитарного искусства (Ю.Аввакумов), барокко (А. Глиницкий), эклектики (О.Голосий), портретного искусства XVIII в. (В.Мамонов и другие художники «Трехпрудного переулка»), живописи старых европейских мастеров, в частности Рембрандта (А. Ройтбурд).


В последние годы необычайного развития достигло искусство инсталляций — художественных композиций, состоящих из различных предметов и выполненных из неспецифических материалов. Часто они сочетаются с пояснительными текстами иронического или иносказательного содержания, приобретающими собственную декоративную выразительность. Это возобновление попытки авангарда начала XX в. создать новую реальность с помощью преодоления плоскости холста и выхода живописной художественной формы в трехмерное пространство.


Искусство России сегодняшнего дня не представляет собой цельную стилистическую картину. Оно на перепутье. Культурное пространство большой страны остается единым, несмотря на появление новых географических границ. Новый «большой стиль» рождается на волне духовного потрясения, переживаемого человечеством при смене тысячелетий.

 

 


"История и обществознание для школьников" . - 2015 . - № 3 . - С. 38-46.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.