|
|||
Ощущениеи восприятие
ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ Дайте ответы на поставленные в лекции вопросы 1. Дайте определение психическому процессу ОЩУЩЕНИЕ 2.Как классифицируют ОЩУЩЕНИЕ, дайте характеристику каждому виду 3. Перечислите и дайте характеристику свойствам ОЩУЩЕНИЯ 4. Дайте определение психическому процессу ВОСПРИЯТИЕ 5. Перечислите и дайте характеристику свойствам ВОСПРИЯТИЯ Ощущениеи восприятие Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективнойреальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие- целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Ощущениеже - отражение свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Итак, ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями,а воздействие раздражителей на органы чувств - раздражением.Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер. Сенсорный образ обладает следующими свойствами: локализация, или положение в пространстве и времени, интенсивность, модальность, качество, продолжительность и пространственная локализация. По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Из них более известна - экстероцепция:зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Каждое из них имеет свой орган - анализатор, у которого специфичен не только «вход» (глаз, ухо, нос, кожа и язык), но и соответствующее мозговое звено (зрительная кора, слуховая и т.д.). Они доводят до человека информацию из внешнего. мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. Всю группу экстерорецептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущениявызываются раздражителями, действующими на органы чувств, на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение. Интероцептивные ощущения,сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Проприоцептивные, или кинестетические ощущенияобеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Качество- это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Модальностьотражает основное качество соответствующего ощущения. Из всех видов модальностей (зрение, слух и др.) зрение стало для человека ведущей. В зрительном образе отражено все: форма предмета, качество его поверхности, запах, вкус и даже звучание — т.е.все качества реальности. Интенсивность ощущенияявляется его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя на функциональное состояние рецептора. Длительность ощущения- его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но, главным образом, временем действия раздражителя и его интенсивностью. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно сначалом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Ощущение вызывает не всякое раздражение. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений, называется порогом различения. Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных звуковых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек не воспринимал, он имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций. Итак, восприятие- это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Восприятие обладает несколькими определенными свойствами: предметностью, целостностью, константностью, обобщенностью и апперцепцией. Предметностьвосприятия выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Другая особенность восприятия - целостность.В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-либо мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают -звучать в его уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ееструктуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама посебе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов. Константностью восприятия называется относительное постоянство предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство образа относительно изменчивых условий. Без константности восприятия человек бы не смог ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Обобщенность восприятиязаключается в том, что образ восприятия всегда должен быть отнесен к определенному классу предметов, имеющих название. Сознательно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией. В реальной жизни мы редко воспринимаем в адекватных условиях. Дефицит времени, большое расстояние, неудобный угол зрения, недостаточная освещенность - все это приводит к определенным искажениям видимого мира. Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. И.П.Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. По сравнению с ощущениями восприятие является более высокой формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. В основе классификации восприятии, также как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно восприятие является результатом воздействия ряда анализаторов.
|
|||
|