Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ощущениеи восприятие



 

 

 

ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Дайте ответы на поставленные в лекции вопросы

1. Дайте определение психическому процессу ОЩУЩЕНИЕ

2.Как классифицируют ОЩУЩЕНИЕ, дайте характеристику каждому виду

3. Перечислите и дайте характеристику свойствам ОЩУЩЕНИЯ

4. Дайте определение психическому процессу ВОСПРИЯТИЕ

5. Перечислите и дайте характеристику свойствам ВОСПРИЯТИЯ


Ощущениеи восприятие

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между со­бой. И одно и другое является так называемым чувственным отображе­нием объективнойреальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие- целостное отражение предметов, ситуаций и событий, воз­никающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Ощущениеже - отражение свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа.

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собст­венном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организ­ма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в ок­ружающей среде и в своем теле.

Итак, ощущения - начальный источник всех наших знаний о ми­ре. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши ор­ганы чувств, называются раздражителями,а воздействие раздражителей на органы чувств - раздражением.Раздражение, в свою очередь, вызыва­ет в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нерв­ной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое яв­ление имеет рефлекторный характер.

Сенсорный образ обладает следующими свойствами: локализа­ция, или положение в пространстве и времени, интенсивность, модаль­ность, качество, продолжительность и пространственная локализация.

По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Из них более известна - экстероцепция:зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Каждое из них имеет свой орган - анализатор, у которого специфичен не только «вход» (глаз, ухо, нос, кожа и язык), но и соответствующее мозговое звено (зрительная кора, слуховая и т.д.). Они доводят до человека информацию из внешнего. мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. Всю группу экстерорецептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощуще­ния.

Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредст­венно приложенным к поверхности тела и соответствующего восприни­маемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и ося­зание.

Дистантные ощущениявызываются раздражителями, дейст­вующими на органы чувств, на некотором расстоянии. К таким ощущени­ям относятся обоняние и особенно слух и зрение.

Интероцептивные ощущения,сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутрен­них органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Проприоцептивные, или кинестетические ощущенияобеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции.

   Качество- это основная особенность данного ощущения, отли­чающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данно­го вида ощущений.

   Модальностьотражает основное качество соответст­вующего ощущения. Из всех видов модальностей (зрение, слух и др.) зре­ние стало для человека ведущей. В зрительном образе отражено все: фор­ма предмета, качество его поверхности, запах, вкус и даже звучание — т.е.все качества реальности.        

  Интенсивность ощущенияявляется его количественной харак­теристикой и определяется силой действующего раздражителя на функ­циональное состояние рецептора.

  Длительность ощущения- его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но, глав­ным образом, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно снача­лом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекраще­нием его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последователь­ного образа.

    Ощущение вызывает не всякое раздражение. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную ве­личину. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые воз­никает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

   Минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений, называется порогом различения.

  Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных звуковых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек не вос­принимал, он имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми об­разами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез от­дельных ощущений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций.

Итак, восприятие- это наглядно-образное отражение действую­щих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действи­тельности в совокупности их различных свойств и частей.

Восприятие обладает несколькими определенными свойствами: предметностью, целостностью, константностью, обобщенностью и аппер­цепцией.

Предметностьвосприятия выражается в отнесении сведений, по­лучаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи вро­жденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функ­цию в практической деятельности.

Другая особенность восприятия - целостность.В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Воспри­ятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстраги­рованную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формирует­ся в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-либо ме­лодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают -звучать в его уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ееструктуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама посебе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма. Источники целостности и структурности вос­приятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константностью восприятия называется относительное постоян­ство предметов при изменении его условий. Благодаря свойству кон­стантности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство образа относительно изменчивых условий. Без константности восприятия человек бы не смог ориентироваться в бесконечно многообразном и из­менчивом мире.

Обобщенность восприятиязаключается в том, что образ вос­приятия всегда должен быть отнесен к определенному классу предметов, имеющих название. Сознательно воспринимать предмет - значит мыслен­но назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.

В реальной жизни мы редко воспринимаем в адекватных услови­ях. Дефицит времени, большое расстояние, неудобный угол зрения, не­достаточная освещенность - все это приводит к определенным искажени­ям видимого мира. Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. И.П.Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших по­лушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. По сравнению с ощущениями восприятие является более высокой формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие.

В основе классификации восприятии, также как и ощущений, ле­жат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, раз­личают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно восприятие является результатом воздействия ряда анализаторов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.