Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обратная связь: m.q.savchenko@mail.ru



06.10.2020. 23 группа Литература Урок № 8

Тема:Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Мотивация темы:активизация познавательной деятельности и интереса обучающихся к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия

Цели урока:

  1. Образовательные: провести интерпретацию художественного произведения; обеспечить понимание содержания рассказа всеми обучающимися.
  2. Развивающие: развивать навыки аналитического чтения, умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать умение аргументировать, доказывать, применять полученные знания в жизненных ситуациях, выделять главное, сравнивать, обобщать.
  3. Воспитательные: воспитывать гуманизм и осмысленное восприятие жизни; формировать личностную позицию учащихся.

Задачи урока:

- проанализировать содержание рассказа; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь обучающимся определить проблемы, поднятые автором;

- выявить роль замысла автора в создании характеров героев, их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;

- воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к другим людям.

Ход урока

 

I. Вступление

Сегодня мы поговорим об одном из самых известных произведений И.А. Бунина - рассказе "Господин из Сан-Франциско"(Октябрь, 1915). (Дата написания очень важна. Запомним ее.). Рассказ вами внимательно прочитан, поэтому вопросы, я думаю, не вызовут затруднений. Рассказ Бунина очень глубок и имеет много пластов, несмотря на кажущуюся простоту и краткость. Наша задача - проанализировать рассказ и догадаться, какую мысль предпослал И.А. Бунин своему рассказу в качестве эпиграфа и почему в дальнейшем он этот эпиграф снял.(Первоначально рассказ имел эпиграф: "Горе тебе, Вавилон, город крепкий" (из Ветхого Завета). Писатель эпиграф снял, возможно, для того, чтобы держать читателя в напряжении до конца, не давать ему готового ответа.)

Проанализировав рассказ, мы должны будем догадаться, какую мысль предпослал своему рассказу И. Бунин. Для этого нам нужно будет сформулировать главную мысль рассказа.

II. А теперь обратимся к тексту.

- Автор знакомит нас с главным героем. Всегда ли серьезен писатель, нет ли иронии в его повествовании?

Повествователь не всегда серьезен при описании главного героя. Достаточно иронично звучит заявление о том, что доводом для поездки в Старый Свет "единственно ради развлечения" для господина из Сан-Франциско было то, что, во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет. Ирония звучит, например, и при описании работы господина из Сан-Франциско: "Он работал не покладая рук. Китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит"

- По какому принципу герой выбирает маршрут? Какие из предстоящих герою удовольствий настораживают читателя?

Маршрут обычен для разбогатевших чужим трудом людей: Италия, Франция, Япония...

Бунин пишет, что люди, к которым принадлежал герой рассказа, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет. Положил и он поступить так же. Маршрут был выработан господином из Сан-Франциско обширный: декабрь-январь - солнце южной Италии, памятники древности, тарантелла, серенады бродячих певцов, "любовь молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстная", карнавал в Ницце, Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие - рулетке, третьи, тому, что принято называть флиртом, а четвертые - "стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном на фоне моря цвета незабудок и тотчас же стукаются белыми комочками о землю".

Далее Флоренция, Рим, Венеция, Париж, бой быков в Севилье, Афины, Константинополь, Палестина, Египет и даже Япония. И все пошло сперва прекрасно. Был конец ноября...

Удовольствие пострелять в белых голубей, которые красиво белыми комочками падают на землю, настораживает обычного человека. Такая жестокость в отношении животных и птиц даже у людей самых "жестокосердных" профессий (например, охотников, бойцов скота, мясников и т. п.) может вызвать неприятие, потому что это убийство птиц ничем не обосновано. Оно лишено даже какого-нибудь практического смысла. И уж, конечно, характеризует господина из Сан-Франциско с самой отрицательной стороны, как человека, начисто лишенного души. В контексте рассказа это сомнительное удовольствие несет в себе и символический смысл. Белый голубь - символ чистоты, веры, образ святого духа. То есть, у господина из Сан-Франциско нет веры, нет души, он, по сути, давно мертв, задолго до его физической смерти.

- Почему главные герои рассказа не имеют имен? Как вы думаете, кто из них наиболее индивидуален?

"Имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил..", - пишет Бунин. Писатель указывает лишь на географическую принадлежность. Об этом тоже можно поразмышлять. Почему именно это город?...

Образы героев предельно обобщены.Это общество потребителей, утративших нравственные качества.

Наибольшей индивидуальностью обладает дочь господина из Сан-Франциско, хотя и она не имеет имени. Вспомним, как она, в какой-то смутной неловкости, старалась не замечать отца, когда он плотоядно поглядывал на знаменитую красавицу-блондинку. По отношению к ней автор употребляет выражения: "девичья душа", "кто знает, что пробуждает девичью душу". То есть, душа у нее еще есть, она не потеряна.

- Как изображается корабль? На что он был похож? Обратимся к распорядку дня на корабле, чем занимались пассажиры?

Пароход - знаменитая "Атлантида" - был похож на громадный комфортабельный отель.

Корабль c говорящим названием "Атлантида"(исчезнувший материк) обречен на гибель, как "Титаник", история крушения которого в 1912 году, несомненно, была известна Бунину. Но здесь Бунина больше волнуют начало и ход Первой мировой войны (эпизод в Неаполе с марширующими солдатиками, которых видит со своего балкона господин из Сан-Франциско), а не история с "Титаником". Бунин видит шире - гибель цивилизации от пороков, ею же и рожденных. Люди цивилизации обречены на гибель. Они разрушают природу. Устанавливают законы, противные естественному ходу жизни.

Корабль - копия общества, государства, в котором хорошо живется только богатым. Распорядок дня подчинен "возбуждению аппетита" праздных людей, присвоивших себе все блага.

Автор наполняет описание "Атлантиды" зловещими деталями. По вечерам этажи "Атлантиды" зиялинесметными огненными глазами. Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира - рыжего (дьявол!) человекачудовищной величины и грузности, похожего на огромногоидола, очень редко появляющегося на люди из своихтаинственных покоев... Гигант командир, как милостивый языческий бог на своих высоких мостках показывается пассажирам при въезде в Неаполь.

Пассажиры глухи и слепы. Сирену, взвизгивающую с адской мрачностью и неистовой злобой, слышат немногие, потому что ее заглушают звуки прекрасного оркестра.

Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюгасвистела, пароход дрожал. "В смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена". "Мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему девятому кругу была подобна подводная утроба парохода". Гигантские огненные топки, багровые голые люди в отсветах огня. Противопоставление низа и верха, бедных и богатых. Социальный мотив. Даже любовь продажна. Изящная влюбленная пара, нанятая играть в любовь за хорошие деньги.

Новый пассажир, наследный принц азиатского государства, путешествующий инкогнито, слегка неприятный тем, что крупные усы сквозили у него как у мертвого.

- Какие эпизоды и детали показывают, что главный герой – человек сугубо материальный, эгоистичный, со спящей душой, несколько аморальный, как, впрочем, и другие пассажиры «Атлантиды»?

Господин из Сан-Франциско во время всего пути был довольно щедр и потому вполне верил в заботливость всех тех, кто кормили и поили его, служили ему, предупреждали малейшее его желание. Конечно, он циник, он понимает, что все продается и покупается. Это человек сугубо материальный, эгоистичный. Одним из развлечений его на пароходе было поглядывать на красавиц. Он предвкушал и удовольствия продажной любви, которые мог себе позволить за деньги. Мысль о том, что он женат и глава семейства и что у него взрослая дочь, как-то не приходит ему в голову. Все это говорит о нем, как об аморальном человеке.

- Для чего упоминаются 9 кругов ада? К какому произведению отсылает нас автор?

Девять кругов ада - отсыл к "Божественной комедии" Данте. У Бунина это звучит зловеще. Девять кругов ада на земле...

- Можем ли мы сказать, что здесь звучит только социальная тема или и философская тоже?

В картинах, описывающих движение "Атлантиды" по волнам океана, звучит не только социальная тема (угнетенные и угнетатели, нищие и богатые, народ и прогнившее буржуазное общество), но и философская. Черные, пышущие жаром и потом полуголые люди, приводящие корабль в движение, находятся в аду в переносном значении, настоящего ада "достойны", в данном случае, пассажиры верхних этажей.

- Для чего так подробно описываются океан, волны, ветер, сирена? Что хочет сказать о современном человеке Бунин? Он его одобряет?

Современный человек забыл о смерти, о Боге, о душе. Об этом пытается напомнить автор своим героям, описывая стихию (океан, волны, ветер); сирена должна настораживать людей, а здесь этого не происходит. Люди утратили чувство страха, возомнили себя хозяевами жизни, бессмертными.

- Какие описания и эпизоды рассказа предвещают смерть главного героя? Дает ли ему Бог или судьба знаки, что нужно подготовиться к самому главному? И что значит подготовиться к смерти?

В день отъезда на Капри с утра не было солнца, тяжелый туман до самого основания скрывал Везувий. Острова совсем не было видно, точно его никогда и не существовало на свете.

Остров Капри, который не был виден из-за тумана, как будто совсем исчез, предвещает, конечно, смерть. Морское путешествие, вымотавшее всех, кроме неутомимой смеющейся горничной. Миссис, которой несколько раз казалось, что она умирает. Ненастная погода также говорит о ненужности этой поездки, она не предвещает ничего хорошего. Господин из Сан-Франциско уже не молодится, а чувствует себя как и подобало ему - совсем стариком, который с тоской и злобой думает об итальянцах. Настроение его мрачное, он чувствует даже отчаяние.

Пожилая дама (запоздавшая к обеду старуха, уже сутулая, но декольтированная), поспешила впереди него изо всех сил, но он легко обогнал ее.... Сон, повторившийся наяву в виде вежливого хозяина отеля, насторожил лишь его дочь, которая что-то почувствовала, посмотрела на отца с тревогой, и сердце ее вдруг сжала тоска и чувство страшного одиночества на этом чужом острове.

Пол еще ходил под ним, пишет Бунин, так действовало на него морское путешествие. Может быть, надо было полежать, принять лекарства, успокоиться? Он же отдает распоряжение об обеде и собирается смотреть тарантеллу в исполнении знаменитых танцоров. Выражение "стал будто к венцу готовится" настораживает читателя. Венцу смерти? Господин из Сан-Франциско занят только своим туалетом, это не оставляет места никаким мыслям и чувствам. Человек ничего не чувствовал, не предчувствовал, думал только о материальном. Подробное описание туалета, подчеркивающее возраст: старческое, полное от усиленного питания (ирония) тело, сухие старческие ноги с плоскими ступнями, дряблая кожа кадыка, лысая голова, короткие с подагрическими суставами пальцы. После одевания - мысли о танцовщице...

- Что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот столь знаменательный для него вечер?

Хотел испытать наслаждение едой, вином, плотскими утехами...

Подготовиться к смерти, наверное, нельзя, но задуматься о ней, нужно.

- Улавливает ли он знаки судьбы, задумывается ли о смерти, о Боге? Хотя бы секунда прозрения была?

Герой не улавливает знаки судьбы и не задумывается о смерти и о Боге. Даже на секунду к нему не приходит прозрение. Сознание его спит беспробудным сном. Секунда прозрения - в дважды повторенных словах: "О, это ужасно!" Но, что именно ужасно, понять ему так и не удалось..

- Как он провел последние, как оказалось, два часа перед смертью? Грешил ли, как обычно, или призадумался, загрустил? Меняется ли к нему отношение читателя? В какой момент?

"Захотелось есть, пить, курить, двигаться". Автор по минутам фиксирует последние часы и минуты господина из Сан-Франциско. Через 10 минут семья из Сан-Франциско сошла в большую барку. Через 15 минут - ступила на камни набережной. В последние часы жизни господин из Сан-Франциско показан как актер на сцене. Появляются слова: "как по сцене пошел через них..." Жизнь - театральная декорация: освещенный отель, звезды на синем небе... Последние два часа перед смертью герой провел как обычно: думал о еде и соблазнительной танцовщице, т.е. грешил, а не грустил и не призадумался.

- Как характеризуют его последние две минуты жизни?

Последние две минуты жизни господин из Сан-Франциско провел в читальне с газетой в руках. Борьба со смертью окончилась победой последней...

- Докажите, что в сцене смерти господина сплетаются социальная и философская темы. Смерть близкого человека показывает истинные отношения в семье. Что можете сказать об этом?

Для смерти нет богатых и бедных, все перед ней равны.

В семье нет любви. Смерть отца взволновала только дочь. Она прибежала в грязный номер с растрепавшимися волосами, не совсем одетая...

- Осуждая мир богатых, идеализирует ли автор мир бедных?

Писатель не идеализирует мир бедных, он показывает жалкие каменные домишки бедняков, налепленные друг на друга возле лодок, тряпок, жестянок, коричневых сетей, грязь, царившую повсюду с чувством некоторого презрения и брезгливости.

- Есть ли в рассказе герои, которые, с точки зрения автора, живут праведно, правильно или хотя бы естественно (в чем-то правильнее относятся к жизни и смерти, греху и Богу)?

Волынщики-горцы, целый месяц до рождества бродящие по острову Капри и поющие хвалы Деве Марии, с точки зрения автора, живут правильно и праведно. Но так жить дано не всем. Это высшая степень близости к природе и Богу. Каменщики, поправлявшие ступеньки для туристов. Лоренцо, высокий старик-лодочник, беззаботный гуляка и красавец, с царственной повадкой, в живописных лохмотьях и красном шерстяном берете, спущенном на одно ухо, знаменитый по всей Италии, не раз служивший моделью для живописцев, живет естественной жизнью, что достойно уважения.

Следует отметить, что господина из Сан-Франциско сопровождает ненастная погода, а людей, живущих в Италии, - яркое солнце, зелень, синева моря, прозрачный воздух.

- Как вы думаете, почему корабль назван «Атлантида» и почему вновь оказался там господин из Сан-Франциско? Только ли на отель похож корабль? Зачем автор дважды изображает псевдо-влюбленную пару? Что можете сказать о концепции любви у Бунина?

В названии корабля ("Атлантида") отражена призрачность жизни. Жизнь человеческая мгновенна. Человек появляется и исчезает, уходит в небытие, как погрузилась в морские пучины легендарная Атлантида. И была ли она на самом деле? Все возвращается на круги своя. Вечная круговерть жизни.

Господин из Сан-Франциско отправляется в последний путь в ящике из-под содовой на том же пароходе, что привез его в Италию. Теперь его скрывают от живых в черном трюме.

Автор дважды изображает псевдо-влюбленную пару, показывая, что у людей не осталось ничего святого, нет искренних чувств, все фальшиво. Человечеству грозит гибель и исчезновение. Способность любить для Бунина - самый главный индикатор человека.

- Почему вновь подробно изображен бушующий океан? Почему со скал за кораблем следит дьявол? Почему корабль как будто перемигивается с ним?

Корабль ночью плывет мимо острова Капри, его печальные огни медленно скрываются в темном море для того, кто смотрит на них с острова. На корабле среди бешеной вьюги - бал, а со скалы за кораблем следит дьявол. Громадный корабль создан "гордыней нового человека со старым сердцем". Кораблем правит идол, корабль обречен на гибель, как обречено на гибель все человечество, забывшее Бога..

- Вспомните, когда был написан рассказ? Какие настроения были в обществе?

Первая мировая война. Мировые катастрофы. Ощущение близости конца света... Апокалипсис

- Каким образом автор дает понять читателю, что близится катастрофа, близок Апокалипсис?

Автор показывает, что миром правит дьявол.

III. Заключение.

- Сформулируйте главную мысль рассказа. Как эта мысль перекликается с эпиграфом к рассказу, который позже был снят автором?

Эпиграф: "Горе тебе, Вавилон, город крепкий" слишком явно указывал на главную мысль рассказа. Бунин, вероятно, посчитал, что читатель вправе сам докопаться до сути произведения.

Писатель предупреждает, что близится катастрофа. Человек должен задуматься о своей жизни и будущем человечества и вернуться к Богу...

 

Использованная литература

1. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Повести и рассказы / Сост. и вступ. ст. А.А. Саакянц; Ил. Е.И. Дергилевой. - М.: Правда, 1989, с.436-456.

2. Капрусова М.Н. История русской литературы рубежа XIX- XX веков: учебное пособие. - Борисоглебск: ООО "Кристина и К", 2014.

 

Домашнее задание :

Прочитать рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

 

Обратная связь: m.q.savchenko@mail.ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.