Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О смешанных браках



О смешанных браках

Меня давно просили рассказать о смешанных браках и об отношении к ним Церкви.

Давайте сначала уточним само понятие. Смешанным на церковном языке называется такой брак, который заключили между собой супруги разной веры. Диапазон здесь большой – от разных направлений внутри самого христианства до совершено других религий, например, брак между православным и мусульманкой [3].

Как такое случается? Обычно молодым людям, когда они знакомятся, как-то и невдомек, кто из них какой веры или вообще неверующий. Вопрос этот возникает потом, в процессе поиска смысла жизни, под влиянием родителей, друзей или религиозных миссионеров [4].

И вот тогда, неожиданно для самих супругов, оказывается, что религия мужа имеет свое учение, а вера жены совсем другая. Иногда у обоих возникает «религиозный патриотизм» и желание непременно вовлечь спутника жизни в свою общину, а главное, воспитать детей только в своей вере. Парадокс тут в том, что может возникнуть конфликт, и главное там, где его не должно было бы быть – на религиозной почве.

Вопрос этот не новый и известен в христианстве уже с глубокой древности. Пока общество жило замкнуто и придерживалось одной религии, особых вопросов не возникало. Различие религии жениха и невесты считалось недопустимым. Люди были уверены, что религия накладывает такой отпечаток на образ мысли своих последователей, что ожидать полного духовного единения супругов разных вероисповеданий, просто не возможно[5].

Так было и на Руси практически до начала 18 века. Допускались лишь редкие исключения. Но вот грянули петровские реформы, стали появляться массы иностранцев, и уже к 20 годам проблема смешанных браков стала настолько острой, что ей пришлось заняться Синоду Русской Православной Церкви. И его уже самые первые решения были нетрадиционными и очень свободными.

В 1721 году был опубликован указ (от 23 июня), разрешающий высланным в Сибирь шведским пленникам – протестантам жениться на православных русских без перемены своей веры. Им запрещалось только совращать жену в свою веру и предписывалось воспитывать детей в православии. А в августе того же года Синод издал послание, в котором говорилось, что «брак верного мужа с женою иноверною не есть сам по себе нечист или богомерзок», и что, если таковой и запрещается церковными правилами, то не безусловно, «аки бы сам собою был он беззаконный, но только из опасения «дабы верное лицо не совратилося к зловерию неверного или иноверного своего подружия».

Затем в течение нескольких десятилетий последовал еще ряд указов Синода о смешанных браках (Указ от 15 августа 1728 г.;7 февраля 1735 г.; 13 ноября 1780 г.), которые разрешали «иноверным лицам мужского пола браки с православными лицами женского пола», и наоборот, православным русским подданным с женами иноверных исповеданий [6].

Интересные правила действовали с 1768 по 1832 год для коренных жителей бывшей Речи Посполитой на территории губерний: подольской, могилевской, минской, полоцкой и волынской. Здесь «дети, рождающиеся от родителей разной веры, должны были воспитываться: сыновья в отцовой, а дочери – в матерней вере» [7].

Еще более свободная форма смешанных браков допускалась в Финляндии, которая входила в состав Российской империи и пользовалась внутренней автономией. Указ Синода от 23 ноября 1832 г. разрешал венчание смешанных браков по обрядам тех церквей, к которым принадлежали жених и невеста, а дети от таких браков воспитывались в вере, к которой принадлежал отец [8].

Трудней было с браками православных христиан с нехристианами, которых в Российской империи жило немало. Такой брак просто запрещался. А вот с браками между самими нехристианами дело обстояло по-иному. Если один из супругов крестился, то он мог пребывать, как тогда говорили, в единобрачном сожительстве и с некрещеной женой, если их брак был заключен еще до его крещения. Такой брак оставался в силе и не требовал подтверждения по правилам православной Церкви.

Если же новокрещенный имел несколько жен, то после крещения он должен был выбрать из них одну, с которой пожелает жить, и «тогда их брак благословляется по церковному чину»

Интересно, что по указу от 25 апреля 1729 мужу и жене, если крестились оба, не нужно было венчаться. Считалось, что само таинство крещения стало для них венчанием [9].

В общем, эта практика признается нашей Церковью и сейчас. Вот как говорится об этом в принятой в 2000 году «Социальной концепции Русской Православной Церкви»:

«…Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве…Церковь…и сегодня находит возможным совершение браков православных…с католи- ками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога…» [10].

Мы видим, что Православная Церковь всегда уважала свободный выбор людей. Все остальное зависит от искренности веры и настроения супругов. И если у обоих пробудилась живая вера, между ними никогда не возникнет семейных конфликтов, потому что вера каждого из них будет их только взаимно обогащать [11].

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.