Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Что такое агрессия. и кто такие агрессивные дети?



  Что такое агрессия

 и кто такие агрессивные дети?

 

Агрессия (лат. – нападение) – это разрушающее враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Агрессивность – черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой стороны приводит к агрессивным действиям. Агрессивное поведение ребенка не всегда обусловлено агрессивностью. У агрессивности есть как отрицательные черты (раздражительность, негативизм), так и положительные – независимость, самостоятельность, активность, уверенность. К сожалению, маленькие дети, в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные черты.

Проявление агрессии с возрастом изменяется. Это связано с возрастными особенностями ребенка. Так, в возрасте 1 года агрессия может проявляться в ответ на запреты и требования взрослых, ограничивающих свободу передвижения ребенка. В 2,5-3 года дети агрессивно настроены из-за конфликтов со взрослыми, особенно это появляется в период кризиса трех лет. Это теперь разновидность протеста против взрослого. Свое неудовольствие дети выражают весьма непосредственно: кричат. Падают на пол, топают ногами. В 5-6 лет агрессивное поведение может рассматриваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми.

 Наличие выраженных агрессивных проявлений и легкость их возникновения у 5-7-летних детей – признак, довольно неблагоприятный с точки зрения прогноза дальнейшего формирования личности.

Что делать?

Главное правило – научить ребёнка освобождаться от накопившегося раздражения. Приемлемым способом выразить гнев являются игры, например, «Мешочек для криков», игры с легкими мячами – «Попади в мишень», мягкие подушки, которые можно пинать, газеты, которые можно рвать.

Необходимо проявлять постоянное доброжелательное внимание.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка (ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет негативные стороны агрессивности).

Чаще говорить малышу о своих чувствах и желаниях («Я очень расстроена, из-за того, что твоя одежда брошена, нужно ее аккуратно сложить»).

Некоторых детей следует предупредить заранее о том, что игру скоро нужно заканчивать, потому что вы идете к врачу или на занятие. Это поможет избежать агрессивных вспышек.

Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, манкой. Летом необходимо позволять ребёнку возиться в песке, воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне, бассейне. Дети постарше с удовольствием переливают воду из одной ёмкости в другую. Взрослым необходимо обеспечить все условия для подобных занятий детей.

Хорошо снимает напряжение лепка из глины, пластилина. Это необходимо начинать с раннего детства. Предварительно обучить детей правилам работы с пластилином, песком: на доске для лепки, в одном месте и пр.

Рисование красками (пальчиками или ладошками) хорошо снимает напряжение, создаёт положительный эмоциональный настрой. Если ребёнок испачкается - не надо ругать его за это. Лучше такие рисунки делать на большом листе бумаги или старых обоях.

У агрессивных детей могут пользоваться успехом различные настольные игры, в которые можно играть поодиночке и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей. По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них..

Для снятия напряжения и раздражительности необходимо иметь музыкальные игрушки, пластилин, надувные (или пластмассовые) молотки, свисток, боксерскую грушу, мяч. Когда вы замечаете, что ребенок сильно возбужден, начинает себя вести неадекватно, кричит и т.д., помогите ему: дайте малышу, например, барабан или бубен, пусть стучит и бренчит в свое удовольствие. Не пугайтесь, дети быстро устают от такого занятия, поэтому головная боль вам не грозит.

Поскольку агрессивные дети, часто испытывают мышечное напряжение, то при работе с ними полезны подвижные игры: так они снимают напряжение и агрессивное состояние детей, такие как «Детский футбол», «Выбиваем пыль», «Штурм крепости», «По кочкам» и др. Главное научить детей снимать напряжение через направленную игру.

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, детям дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него приятные ощущения.

Отработка навыков общения. Задача взрослого – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами (обсуждение, ролевая игра).

Формирование способности к эмпатии, сочувствию. Для этого используются такие приемы как чтение художественной литературы, игры и упражнения обязательно с последующим обсуждением чувств и мыслей героев. Организовать театр: «Как Мальвина ссорилась с Буратино», Что чувствовал Буратино, когда Мальвина поставила его в чулан? Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?

Использовать игры-драматизации, когда дети проигрывают ситуации. Агрессивного ребенка следует ставить в контрастные позиции. Обсуждение позиций. Придумать другой вариант окончания сказки, более приемлемый выход из ситуации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.