Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Питання до підготовки до підсумкового модульного контролю з «Мікроекономіки»



Питання до підготовки до підсумкового модульного контролю з «Мікроекономіки»

Завдання 1

  1. Предмет і метод мікроекономіки. Позитивна та нормативна мікроекономіка.

 

Микроэкономика – составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая

общие закономерности их хозяйственной деятельности. Микроэкономика – это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных

экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:

• цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

• состояние отдельных рынков;

• распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметоммикроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решенийтотдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивнуюи нормативную.

Позитивная микроэкономикаизучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономикапредлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

 

  1. Основні мікроекономічні поняття.

Основные понятия и предположения микроэкономики
Исследования поведения участников рыночной системы опирается на ряд базовых понятий, таких как экономические ресурсы (блага), альтернативная стоимость, эффективность, и фундаментальных предположений, самыми важными из которых являются:

  • принцип редкости или ограниченности ресурсов,
  • закон нисходящей отдачи;
  • принцип рациональности поведения микроэкономических субъектов.

Ресурсы экономики в целом, ресурсы производства и потребления ограничены, тогда как потребности общества и отдельных субъектов безграничные. Ограниченные ресурсы, которые имеют ценность, покупаются и продаются, называются экономическими ресурсами.

 

  1. Характеристика попиту та пропозиції на ринку.

 

СПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить

Спрос проявляется в объеме спроса,означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

• цена блага;

• цены других благ;

• доходы покупателей;

• общее количество покупателей данного блага;

• предпочтительные вкусы покупателей;

• инфляционные ожидания;

• экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ.

Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.

Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной

предложения блага в течение определенного периода.

Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величинапредложения; На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы. Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.

  1. Реакція споживача на зміну ціни.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная ценаотражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновеснаяцена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса

Закон попиту: споживач звичайно купує більше товарів за низькою ціною, ніж за високою.

Нееластичний попит- зміна цін незначно впливає на рівень попиту.

Унітарний попит- зміна в цінах компенсується змінами в обсязі попиту.

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ на одно благо при фиксированном доходе и неизменных ценах на другие блага вызывает смещение бюджетной линии в точку, более удаленную или более близкую к началу координат.

Снижение цены на одно благо при неизменной структуре предпочтений и прежнем доходе приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки до новой точки пересечения с осью, более удаленной от начала координат.

Повышение цены на данное благо при прочих равных условиях приведет к повороту бюджетной линии до новой точки пересечения с осью, более близкой к началу координат.

 

  1. Лінія "ціна-споживання". Лінія"дохід-споживання".

 

ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА вызывает параллельный сдвиг бюджетной линии. Уменьшение дохода смещает бюджетную линию к началу координат. Эти сдвиги предполагают, что цены фиксированы.

Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку при каждом уровне дохода потребитель выбирает наиболее полезный набор благ. Связывая все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, мы получаем кривую «доход-потребление», которая показывает, как потребительский набор изменяется в зависимости от дохода.

Кривая «доход-потребление» для нормальных (полноценных), некачественных (неполноценных) и для нейтральных (независимых) благ имеет различный наклон.

Кривая «доход-потребление» для нормальных (полноценных) благ имеет положительный наклон (рис. 9.1), поскольку с увеличением дохода увеличивается их потребление.

 

  1. Сутність попиту.

 

СПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить

Спрос проявляется в объеме спроса,означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

• цена блага;

• цены других благ;

• доходы покупателей;

• общее количество покупателей данного блага;

• предпочтительные вкусы покупателей;

• инфляционные ожидания;

• экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены

 

  1. Сутність пропозиції.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ.

Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.

Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной

предложения блага в течение определенного периода.

Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величинапредложения; На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы. Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага

  1. Цінові та нецінові фактори, що впливають на ринковий попит та пропозицію.

Спрос:

  1. Цена
  2. Цена на субституты
  3. На комплементарные блага
  4. Доход
  5. Вкусы и предпочтение
  6. Внешние условия
  7. Ожидание потребителя

Неценовые:

    1. Число покупателей
    2. Размер рынка
    3. Накопленное имущество
    4. Инфл. Ожидание

Предложение:

  1. Цена
  2. Цена субституты
  3. Комплементарные
  4. Затраты на издержки
  5. Налоги, субсидии
  6. Внешние условия

Неценовые:

1. число продавцов

2. Технология и производственная мощность

 

  1. Ринкова рівновага. Умови ринкової рівноваги.

 

 

  1. Встановлення ринкової рівноваги.

 

  1. Регулювання ринка.

 

 

  1. Корисність.

 

  1. Ординалістська та кардиналістська теорії корисності.

 

КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ – субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:

TU = F (QA, QB, …, Qz),

где TU – общая полезность данного набора благ; Q,A, Qв, Qz – объемы потребления благ А, В, Z в единицу времени.

 

ОРДИНАЛИСТСКАЯ (ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ – субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А ≻ Б, или Б ≻ А, или А ~ Б, где знак «≻ » выражает отношение предпочтения, а знак «~» – отношение равноценности или безразличия.

2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А ≻ Б, а Б ≻ В, то всегда А ≻ В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б – большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В.

Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.

 

  1. Аксіоми вибору споживача.

 

  1. Ефект заміни та ефект доходу.

 

ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА вызывает параллельный сдвиг бюджетной линии. Уменьшение дохода смещает бюджетную линию к началу координат. Эти сдвиги предполагают, что цены фиксированы.

Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку при каждом уровне дохода потребитель выбирает наиболее полезный набор благ. Связывая все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, мы получаем кривую «доход-потребление», которая показывает, как потребительский набор изменяется в зависимости от дохода.

Кривая «доход-потребление» для нормальных (полноценных), некачественных (неполноценных) и для нейтральных (независимых) благ имеет различный наклон.

Кривая «доход-потребление» для нормальных (полноценных) благ имеет положительный наклон (рис. 9.1), поскольку с увеличением дохода увеличивается их потребление.

 

  1. Різниця у підходах Хікса та Слуцького до визначення цих ефектів.
  2. Рівновага споживача.
  3. Характеристика виробництва.
  4. Поняття ціни факторів виробництва.
  5. Виробнича функція.
  6. Ізокванта, ізокоста, ізокліналь.
  7. Встановлення рівноваги виробника.
  8. Витрати виробництва, їх склад у короткостроковому періоді.
  9. Витрати виробництва, їх склад у довгостроковому періоді.
  10. Гранична норма технологічного заміщення.
  11. Ефект масштабу виробництва та закон спадної віддачі.
  12. Види та типи ринків, їх характеристика.
  13. Характеристика ринків недосконалої поведінки.
  14. Монопольний ринок та ринок монополістичної конкуренції: поведінка фірми.
  15. Характеристика ринку досконалої конкуренції.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.