|
|||
Вопросы к экзамену по социально-гуманитарным наукамВопросы к экзамену по социально-гуманитарным наукам
1. Предмет социально-гуманитарных наук. Философия – интегральная форма социально-гуманитарного знания. 2. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного научного знания и ее социокультурная обусловленность. 3. Этапы развития социально-гуманитарных наук: классический, неклассический, постнеклассический. 4. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. 5. Особенности объекта социально-гуманитарного познания. 6. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках. 7. Особенности научных революций в социально-гуманитарном познании. 8. Индивидуальный и коллективный субъект социально-гуманитарного познания. 9. Коммуникативная природа социально-гуманитарного знания. 10. Ценности и их роль в социально-гуманитарном познании. 11. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в социально-гуманитарных науках. 12. Роль философских категорий и принципов в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. 13. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (В.Дильтей, А. Бергсон). 14. История – одна из форм проявления жизни. 15. Культура как форма объективации жизни во времени. 16. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. 17. Категория пространства в гуманитарном контексте. 18. Понятие «хронотоп» как конкретное единство пространственно-временных характеристик. 19. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. 20. Моральная ответственность ученого и индоктринация. 21. Проблема рациональности, объективности, истинности в социально-гуманитарных науках. 22. Классическая и неклассическая концепция истины в социально-гуманитарных науках. 23. Экзистенциальная истина, истина и правда. 24. Плюрализм, релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках и проблема истины. 25. Природа и типы объяснений в социально-гуманитарных науках. 26. Понимание как метод и базовая процедура познания в социальных и гуманитарных науках. 27. Интерпретация – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. 28. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. 29. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. 30. Вера и знание, вера и понимание, вера и истина 31. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы в социально-гуманитарных науках 32. Специфика и методы социальных и гуманитарных наук 33. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. 34. Опережающие социальные исследования, их значение для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. 35. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ.
|
|||
|