Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таможенный союз в рамках Европейского союза»



 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ

(РПА Минюста России)»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра Конституционного и международного права

 

Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

 

Программа магистратуры

«Международное публичное право и международное частное право в системе международной интеграции»

 

Дисциплина

«Международная интеграция и интеграционное право»

 

 

Реферат на тему:

«Таможенный союз в рамках Европейского союза»

 

 

                                                                                     

 

 

Студентки 2 курса группы мЮРз18-4

Бабан Маргарита Андреевна

Санкт-Петербург, 2020

 

 

Таможенный союз изначально мыслился как важнейший элемент экономической интеграции в рамках Европейских сообществ, составляющий основу функционирования общего рынка. Современное определение таможенного союза в качестве этапа экономической интеграции можно найти в положениях ГАТТ745. Пункт а) п. 8 ст. XXIV ГАТТ указывает, что под таможенным союзом понимается замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией таким образом, что

• пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли отменяются в отношении практически всей торговли между составляющими территориями союза, или, по крайней мере, в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий

• практически те же пошлины и другие меры регулирования торговли применяются каждым членом союза по отношению к торговле с территориями, не включенными в союз.

Первая часть определения содержит в себе так называемый внутренний аспект таможенного союза, т. е. меры государств-членов в отношении друг друга, а вторая часть относится к внешнему аспекту таможенного союза, т. е. связана с действиями государств-членов в отношении третьих стран.

Аналогичное определение таможенного союза содержится и в глоссарии терминов Всемирной таможенной организации.

В современном праве ЕС таможенное регулирование основывается на целом комплексе норм и правил, составляющем таможенное право ЕС.

В соответствии со ст. 3 Договора о функционировании ЕС746 (ДФЕС) таможенный союз относится к сферам исключительной компетенции ЕС. Специальные положения о таможенном союзе содержатся в разд. II «Свободное передвижение товаров» части третьей ДФЕС.

Ст. 28 ДФЕС раскрывает содержание таможенного союза ЕС и уста-навливает, что «Союз включает в себя таможенный союз, который рас-пространяется на весь товарооборот». Таможенный союз подразумевает:

• запрещение между государствами-членами таможенных пошлин на импорт и экспорт, включая пошлины налогового характера, и любых рав-нозначных сборов (ст. 30 ДФЕС), а также

• принятие Советом по предложению Комиссии общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами (ст. 31 ДФЕС).

Товарооборот, по смыслу ст. 28, составляет продукция, местом происхо-ждения которой выступают государства-члены, а также продукция из третьих стран, находящаяся в свободном обращении в государствах-членах.

Главный принцип таможенного союза ЕС закрепляется в ст. 29 ДФЕС. Находящейся в свободном обращении в каком-либо государстве-члене признается продукция из третьих стран, в отношении которой в данном государстве-члене были выполнены импортные формальности, взысканы подлежащие уплате таможенные пошлины и равнозначные сборы и при-менительно к которой не производился полный или частичный возврат этих пошлин и сборов.

Ст. 32 ДФЕС определяет критерии реализации полномочий Европейской комиссии по осуществлению таможенно-тарифного регулирования:

• необходимость развивать торговлю между государствами-членами и третьими странами;

• эволюция условий конкуренции внутри Союза, насколько такая эволюция будет приводить к возрастанию конкурентоспособности предприятий.

• потребности в снабжении Союза сырьем и полуфабрикатами и забота о том, чтобы между государствами-членами не искажались условия конкуренции в отношении конечной продукции;

• необходимость избегать серьезных нарушений в хозяйственной жизни государств-членов и обеспечивать рациональное развитие производства и рост потребления в Союзе.

Полномочия ЕС по регулированию таможенного сотрудничества получают основу в ст. 33 ДФЕС.

По степени глубины регулирования таможенных отношений данный договор занимает важнейшее место как в истории, так и среди первичных источников таможенного права ЕС.

Формально формирование таможенного союза ЕС было завершено к 1 июля 1968 г.

В частности, с указанной даты вступил в силу Общий таможенный тариф ЕС. Говоря о его правовой основе на сегодняшний день, следует указать на Регламент Совета (ЕС) № 2658/87 от 23 июля 1987 г. о таможеннотарифной и статистической номенклатуре747, а также об общем таможенном тарифе. Посредством данного акта устанавливается комбинированная номенклатура в качестве основы таможенных пошлин и статистической номенклатуры. В соответствии со ст. 12 данного Регламента, ежегодно редакция комбинированной номенклатуры вместе со ставками таможенных пошлин подлежит публикации Европейской комиссией.

Таможенный тариф составлен в форме таблицы, в которой первая колонка содержит коды номенклатуры. Вторая колонка представляет собой описание соответствующих кодам товаров. В третьей колонке указаны так называемые автономные ставки таможенных пошлин, которые устанавливаются ЕС в одностороннем порядке. Они подлежат применению в случае, когда их уровень ниже конвенциональных, а также в случае, когда конвенциональная ставка для данной товарной позиции отсутствует. В четвертой колонке указываются конвенциональные ставки пошлин, устанавливаемые в соответствии с условиями ГАТТ/ВТО. Как правило, данный вид ставок применяется как в случае, когда товары ввозятся из страны — члена ВТО, так и в случае ввоза товаров из страны, не входящей в эту международную организацию. Пятая колонка указывает дополнительные характеристики товара: объем, размер, вес и т. д., применяемые при расчете таможенной пошлины.

В целом Общий таможенный тариф делится на 21 раздел, 97 глав и 1242 позиций. В начале имеются вводные предписания, определяющие, наряду с иными аспектами, общие правила классификации товаров в соответствии с Комбинированной номенклатурой ЕС. В рамках Общего таможенного тарифа урегулированы вопросы преференций.

Также на данном этапе своего формирования таможенный союз вводил единые наднациональные нормы и правила, заменяющие национальное таможенное регулирование. Соответственно, с этой целью в 1968 г. Советом ЕС были созданы единая концепция определения страны происхождения товара, унифицированное понятие таможенной территории Союза, в 1969 г. — общие правила предъявления товаров к таможенному контролю, а также правила транзита в ЕС. Позднее эти акты Совета и Европейской комиссии стали основой для создания Таможенного кодекса ЕС.

28 февраля 1990 г. Комиссия ЕС представила проект Таможенного кодекса Европейского   сообщества (далее — ТК). Таможенный кодекс Союза (ТКС) был принят в октябре 2013 г., и основная часть положений документа вступила в силу с 1 мая 2016 г.748 В сопровождающем проект разъяснительном меморандуме предложение Комиссии описывалось как «самый далекоидущий проект консолидации правовых норм, когда-либо предпринятый в сфере права Сообщества». ТК был принят 12 октября 1992 г. Регламентом Совета (ЕС) № 2913/92 и вступил в силу 1 января 1994 г. 2 июля 1993 г. был принят Регламент Комиссии (ЕС) №2454/93749 (так называемый Имплементационный кодекс, или Регламент о применении Таможенного кодекса), устанавливающий порядок вступления в действие и применения норм Таможенного кодекса ЕС.

Основное значение появления нормативного акта такого уровня, как Таможенный кодекс Сообщества, состояло в том, что с его появлением для государств-членов перестала существовать потребность в национальных таможенных кодексах и уставах.

До издания ТК Сообщества инструкции по вопросам таможенного контроля распространялись при помощи значительного количества директив и регламентов. Принятие ТК, помимо всего прочего, имело своей целью сведение воедино всех этих правовых актов ввиду потребностей проводимого формирования общего рынка. Авторы ТК пошли дальше — ими было предпринято все возможное, чтобы сделать содержание таможенного права Сообщества более связным, восполнить и устранить имевшиеся пробелы.

ТК обязателен и обладает прямым действием во всех государствах — членах ЕС, за исключением правил, особо оговоренных в Договорах о присоединении.

ТК и Имплементационный кодекс заменили собой более 100 регламентов и директив, ранее действовавших в сфере таможенного регулирования. Тем не менее два наиболее важных регламента из числа ранее принятых в ЕС продолжали действовать: Регламент Совета (ЕС) № 2658/87 от 23 июля 1987 г., вводивший Общий таможенный тариф ЕС, и Регламент № 918/83 от 28 марта 1983 г., устанавливавший систему освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Правовой основой принятия ТК являлись ст. 26, 95 и 133 Договора о ЕС. Так, ст. 26 предусматривает, что любое изменение или устранение ставок пошлин в Общем таможенном тарифе устанавливается решением Совета ЕС, принимаемым квалифицированным большинством голосов на основании предложения Комиссии. Ст. 95 устанавливает, среди прочего, необходимость квалифицированного большинства для решений Совета, имеющих своей целью построение и функционирование внутреннего рынка Сообщества. Ст. 133 содержит положения о принципах общей торговой политики.

Принятие ТК представляло собой логическое завершение политики, начатой за 25 лет до этого первыми шестью странами — членами ЕЭС. Суть политики первых членов Сообщества заключалась в том, что вместо многочисленных национальных правовых актов взаимоотношения в таможенной сфере должны регулироваться актами Сообщества, для чего должна быть проведена обширная работа по гармонизации таможенных правил и принятию соответствующих наднациональных документов. Еще в 1971 г. Комиссия ЕЭС приняла генеральную программу по сближению таможенного законодательства, которая в качестве конечной цели провозглашает консолидацию таможенного права Сообщества.

В соответствии с целями своего создания ТК применяется только в сфере торговых отношений Сообщества с третьими странами. Оборот товаров внутри государств — членов ЕС не входит в круг вопросов, регулируемых ТК.

По своей природе ТК не может регулировать все таможенные и торговые меры, применяемые ЕС в отношении третьих стран. Объединяющий вопросы тарифного регулирования ЕС Общий таможенный тариф и ТК вместе составляют два краеугольных камня таможенного права ЕС, действующего в отношении третьих стран.

До настоящего момента в ТК ЕС несколько раз вносились изменения, последние из которых (в 2005 г.) касались системы управления рисками в таможенной сфере, уполномоченных экономических операторов и некоторых других вопросов.

Что касается структуры ТК ЕС, то условно нормы ТК ЕС можно разделить на следующие группы:

1) общие положения;

2) положения, касающиеся регулирования таможенного оформления и таможенного контроля;

3) нормы, относящиеся к тарифному регулированию и сфере исчисления и уплаты таможенных платежей.

Рассмотрим подробнее каждую группу.

К первой группе можно отнести положения частей I, VIII и IX ТК ЕС.

Часть I включает две главы. Первая глава содержит в себе цели и задачи принятия Кодекса, перечень территорий, включенных в состав таможенной территории ЕС. Однако наиболее важным элементом данной главы является ст. 4, в которой даны 30 основных понятий и определений.

Вторая глава части I касается прав и обязанностей лиц при взаимодействии с таможенными органами. В частности, в ней освещены вопросы представительства при осуществлении таможенных операций, предоставления информации таможенными органами. Регламентом Совета ЕС № 648/2005 от 13 апреля 2005 г. в главу был добавлен раздел об уполномоченных экономических операторах, т. е. о лицах, которым таможенные органы ЕС представляют упрощенный режим осуществления таможенных формальностей.

Также к данной группе правовых положений ТК ЕС можно отнести нормы части VIII (об обжаловании действий таможенных органов) и части IX «Заключительные положения», в которой содержится перечень нормативных правовых актов ЕС, утративших силу с принятием ТК, нормы о Комитете по ТК и о взаимном признании решений таможенных органов стран — участниц ЕС.

Ко второй группе относятся большинство статей ТК ЕС, что объясняется ключевой ролью норм о таможенном оформлении и таможенном контроле в системе таможенного регулирования. Таким образом, к данной группе относятся положения частей III, IV и V ТК.

Часть III состоит из семи глав и содержит нормы, отражающие порядок действий с товарами при их ввозе на таможенную территорию ЕС, представления товаров таможенным органам, разгрузки представленных таможенным органам товаров, а также закрепляет обязанность по помещению товаров под разрешенную таможенными органами форму использования товаров в соответствии с ТК ЕС. Особо отметим, что глава 5 данной части содержит нормы, касающиеся временного хранения товаров.

Наиболее значимой и обширной частью как данной группы норм, так и ТК ЕС в целом является часть IV ТК ЕС, которая объединяет нормы обо всех разрешенных таможенными органами формах использования товаров.

В разрешенные таможенными органами формы использования товаров включены пять видов форм, среди которых помещение товаров под таможенную процедуру, в свободную зону или на свободный склад, реэкспорт товаров, уничтожение и отказ в пользу государства. Таможенными процедурами, согласно ТК ЕС, являются выпуск для свободного обращения, транзит товаров, таможенный склад, внутренняя переработка, переработка под таможенным контролем, временный ввоз, внешняя переработка, экспорт.

Часть IV состоит из трех глав, каждая из которых, в свою очередь, имеет довольно сложную внутреннюю структуру. Гл. 1 закрепляет общие положения. Основную содержательную нагрузку несет гл. 2 «Таможенные процедуры». В первую очередь в разд. 1 в ней описаны формы декларирования товаров в ЕС, которыми являются письменное, электронное декларирование, а также декларирование в форме любых других действий, посредством которых декларант может выразить свое желание задекларировать товары. Разд. 2 посвящен основной таможенной процедуре, применяемой в отношении иностранных товаров, — выпуску для свободного обращения. Основной характеристикой таможенной процедуры выпуска для свободного обращения в ТК ЕС является то, что после помещения товаров под данную процедуру (режим) иностранные товары приобретают статус отечественных. В разд. 3 гл. 2 объединены положения, относящиеся практически ко всем остальным таможенным процедурам. В указанном разделе среди таможенных процедур выделяются экономические таможенные процедуры, к которым относятся таможенное складирование, внутренняя переработка, переработка под таможенным контролем, временный ввоз, внешняя переработка. При этом необходимо пояснить, что выделение такого вида процедур не предполагает жесткого разделения всех таможенных процедур на экономические и неэкономические. Одна и та же процедура может иметь и не иметь экономический эффект (например, процедура временного хранения или временного ввоза). Отдельно в разд. 4 и 5 гл. 2 выделяют таможенные процедуры экспорта и внутреннего транзита, что связано с определенной спецификой данных процедур.

Гл. 3 ч. IV содержит нормы, характеризующие правовые особенности иных видов разрешенных таможенными органами форм использования товаров. Разд. 1 указанной главы освещает правовые основы такой формы как свободные зоны и свободные склады, останавливаясь на вопросах помещения в них товаров, операций, допустимых в свободных зонах и складах, а также вывоза товаров с территории свободных зон и свободных складов. Требуется отметить, что посвящение данной форме использования товаров отдельного раздела говорит о ее важности для экономического развития стран-участниц ЕС, а также о сложности ее правового регулирования.

Положения, посвященные оставшимся трем формам использования товаров (реэкспорту, уничтожению и отказу в пользу государства), объединены в разд. 2 гл. 3. В целом определено, что особенности правового регулирования данных форм использования товаров определяются на национальном уровне. ТК ЕС содержит лишь общие нормы об указанных формах.

Часть V ТК ЕС освещает вопросы убытия товаров с таможенной территории ЕС. Основным положением, на котором основано правовое регулирование убытия товаров, заключается в том, что в отношении всех товаров должна подаваться декларация в полной или упрощенной форме. Исключение

составляют лишь те товары, которые пересекают воздушное пространство над таможенной территорией или территориальные воды ЕС без остановки на таможенной территории.

Третья группа норм объединяет положения частей II, VI и VII ТК ЕС.

Статьи, содержащиеся в ч. II ТК ЕС, относятся к сфере тарифного регулирования и подразделяются на три главы.

Гл. 1 характеризует Таможенный тариф ЕС и тарифную классификацию товаров. В указанной главе определены основные структурные элементы Таможенного тарифа ЕС, в том числе комбинированная номенклатура товаров, ставки таможенных пошлин, тарифные преференции, предоставляемые отдельным странам и группам стран в соответствии с международными договорами ЕС, а также некоторые другие элементы.

В гл. 2 представлены положения, касающиеся определения страны происхождения товаров для таможенных целей. Выделено преференциальное (в отношении стран и групп стран, с которыми заключены соответствующие международные договоры) и непреференциальное (из всех остальных стран) происхождение товаров.

Чрезвычайно значимой является гл. 3 рассматриваемой части ТК ЕС, которая посвящена определению стоимости товаров для таможенных целей. В главе дается определение таможенной стоимости товаров, раскрываются основные принципы, на которых должно основываться определение таможенной стоимости, а также приведено содержание методов определения таможенной стоимости.

К третьей группе норм также относится и ч. VI ТК ЕС. В ней раскрывается понятие привилегированных операций — случаев освобождения товаров от уплаты от импортных или экспортных пошлин по решению Совета ЕС, которое принимается квалифицированным большинством голосов по предложению Европейской комиссии (гл. 1 ч. VI). В гл. 2 ч. VI рассматриваются вопросы, касающиеся возвращенных товаров.     Возвращенными товарами в разрезе данной главы считаются товары, вывезенные с таможенной территории ЕС и ввозимые на его территорию обратно в течение трех лет с момента вывоза в том состоянии, в котором они были вывезены. Указанная категория товаров освобождается от уплаты таможенных платежей при их ввозе. Гл. 3 ч. VI состоит из одной статьи определяет, что от уплаты таможенных пошлин при выпуске для свободного обращения освобождаются также продукты морского промысла, добытые в территориальных водах третьих стран судами, зарегистрированными в ЕС, а также товары, произведенные из данных продуктов.

Часть VII, также относящаяся к третьей группе, регулирует вопросы, связанные с таможенным долгом. Указаны случаи, при которых возникает таможенный долг при импорте и экспорте товаров, описывается, каким образом обеспечивается уплата таможенного долга. Кроме того, описывается, как

осуществляется взыскание суммы таможенного долга (включая сроки и общий порядок такого взыскания). Отдельная глава посвящена аннулированию таможенного долга.

Однако еще в начале 2000-х гг. в ЕС появилось понимание необходимости глубокой структурной перестройки и принятия нового таможенного кодекса. В результате было принято решение о разработке проекта Модернизированного таможенного кодекса Сообщества (МТК). Первый проект был представлен 10 декабря 2003 г., после учета всех замечаний проект еще раз был представлен 11 ноября 2004 г., и окончательный вариант был одобрен Европейской комиссией 18 июня 2007 г. и направлен в Европейский парламент. 23 апреля 2008 г. был принят Регламент № 450/2008, утвердивший МТК750. С 1 мая 2016 г. вступил в силу Таможенный кодекс Союза751.

В целом он, как предыдущие документы был направлен на адаптацию таможенного законодательства в целях подготовки, а также управления электронной средой для таможни и торговли. Таким образом, была предпринята попытка глобального пересмотра таможенных правил для их упрощения и более четкого структурирования.

Останавливаясь более подробно на принципиальных новациях МТК в сравнении с предыдущей редакцией ТК ЕС, можно выделить следующие: представление таможенных деклараций и сопроводительных документов в электронной форме в качестве основного механизма; обеспечение обмена информацией между таможенными органами и иными компетентными органами ЕС в электронной форме; введение концепции «централизованного оформления»; развитие концепций «одного окна» и «одной остановки».

Регламент (ЕС) 450/2008 вступил в силу 24 июня 2008 г., но так и не применялся. Он должен был применяться с момента вступления в силу имплементационных положений (акта, разъясняющего реализацию МТК), но не позднее 24 июня 2013 г., однако к этому времени был принят Единый Таможенный Кодекс ЕС. Обратимся к причинам, которые привели к подготовке предложения о дополнении Регламента (ЕС) 450/2008 для начала его применения.

Реализация большей части предусмотренных процедур основывается на определении и разработке Европейской комиссией, национальными таможенными администрациями и экономическими операторами широкого спектра электронных систем. Это потребует сложного комплекса мероприятий государств — членов торгового сообщества и Еврокомиссии, значительных инвестиций в новые общеевропейские информационные системы и мероприятия по их поддержке, а также беспрецедентных усилий бизнес-сообщества по осу-ществлению деятельности в соответствии с новыми бизнесмоделями.

Новой задачей, которая появилась после принятия Регламента (ЕС) 450/2008 и связана со вступлением в силу Лиссабонского договора, стало взятое Европейской комиссией обязательство по подготовке изменений во все основные акты для приведения их в соответствие с новыми положениями Лиссабонского договора о делегировании полномочий и получении полномочий по реализации до окончания избирательного срока Европейского парламента.

Указанные причины повлияли на разрабатываемые имплементационные положения МТК, которые были «раздроблены» между делегированными актами и имплеметационными актами в соответствии с новым распределением полномочий, согласно ст. 290 и 291 ДФЕС. Было также принято решение о переименовании Таможенного кодекса Сообщества (МТК) в Таможенный кодекс Союза (ТКС).

Таким образом, вступление в силу МТК было отменено, и 20 февраля 2012 г. Европейская комиссия объявила о начале работы над ТКС. Данная работа завершилась осенью 2013 г. с принятием институтами Евросоюза Регламента ЕС № 952/2013 от 9 октября 2013 г. об утверждении ТКС. Ряд статей ТКС организационного характера вступили в силу 30 октября 2013 г., но в целом кодекс вступил в силу 1 июня 2016 г. ТКС сохранил основные цели и новации МТК, при этом добавив несколько нововведений. Главной целью его разработки было упрощение структуры действующего ТК Сообщества и адаптация его положений к современным информационным технологиям.

Таким образом, ТКС сохранил преемственность таможенного законодательства ЕС, выведя его на новый уровень, соответствующий реалиям времени.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.