Связь логопсихологии с другими науками»
«Связь логопсихологии с другими науками»
Логопедия
Логопсихология является вспомогательной дисциплиной.
1. определяет место речи как ключевой высшей психической функции в системе других элементарных и высших психических функций.
2. предоставляет современные средства диагностики, позволяющие определить структуру дефекта, а также возможности компенсации с учетом сохранных психических функций.
3. способствует установлению характера адаптивных психических реакций субъекта на речевой дефект.
4. предлагает дифференцированные методы помощи для решения различных задач: выработки или компенсации недостающих психических функций, установления оптимальною контакта со страдающим речевым дефектом субъектом, формирования мотивации на исправление дефекта речи, и т. п.
| Психология
Логопсихология заимствовала теоретические представления, прежде всего в виде теорий личности, позволяющих представить психику как систему иерархически организованных элементов, состав и система отношений которых и обусловливают специфику их различий. У психологии логопсихология взяла также методы исследования психических явлений.
| Возрастная психология
диагностика и коррекция строятся с учетом закономерностей психического развития, которое происходит согласно законам диалектики (единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания и перехода количества в качество). Учет возрастных норм психических характеристик, закономерностей их взаимодействия на разных этапах развития, понимание возрастных кризисов не только с точки зрения возможности их преодоления, но и как своеобразных универсальных сензитивных периодов, создающих благоприятные условия для психокоррекционного воздействия.
| Педагогическая психология
ориентирует на создание предпосылок для наилучшего усвоения навыков нормативной речи. Современная педагогика все шире применяет психологические знания для оптимизации решения своих задач, в частности, различные формы активного обучения, учет индивидуальных особенностей ребенка, таких как темперамент, когнитивные стили и так далее.
| Специальная психология
необходима для осуществления дифференциальной диагностики и при проведении коррекционной работы с учетом речевых расстройств.
| Физиологическая психология (психофизиология)
помогает выяснить, с помощью каких физиологических процессов реализуются психические явления. Обеспечивает прогноз изменений изучаемого объекта — психики, в том числе речи, с учетом сохранности или повреждения составляющих ее элементов.
| Нейропсихология
помогает уяснить связь нарушенных функций с определенными структурами головного мозга; разрабатываются методы нейропсихологической диагностики для разных возрастных категорий, позволяющие оказывать наиболее эффективную помощь лицам с разными речевыми нарушениями, опираясь на выявление механизмов их возникновения.
| Лингвистика
Знание норм и законов языка, а также последовательности их усвоения ребенком необходимы для понимания влияния отклонений на психологических особенностях ребенка.
| Социальная психология.
понимание взаимозависимости и взаимосвязи личности и речи
| Психолингвистика
К ним относятся, например, множественность интерпретаций текста, культуральная обусловленность речи, использование паралингвистических средств общения — мимики и жестов
| Психоневрология
связывает теория, согласно которой речевое нарушение включено в структуру сложного нейропсихического расстройства, во многом определяющего специфику коррекционной или медикаментозной помощи больному.
| Л
О
Г
О
П
С
И
Х
О
Л
Г
И
Я
|
Медицинская и патопсихология
способствуют пониманию речевых нарушений, отягощенных психосоматическими отношениями и психопатологией.
| Физиология высшей нервной деятельности
позволяет строить логопедическую помощь, основываясь на понимании динамики основных нервных процессов, возбуждения и торможения в коре головного мозга при том или ином нарушении речи.
|
Механизм нарушения коммуникативной деятельности при разных формах речевых нарушений
|