Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА



ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Е.О.СМИРНОВА

(доктор психол. наук, профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики МГППУ, соавтор комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» )

 

Ранний возраст – особо ответственный период в развитии ребенка, когда закладываются важнейшие способности  и качества личности: познавательная активность, речь, наглядно-действенное мышление, пространственный образ Я и первые формы самосознания, общение со сверстниками и пр. Все эти новообразования возникают не сами по себе, а в результате совместной деятельности ребёнка с взрослыми. 

Типичное заблуждение многих взрослых, включая педагогов, заключается в игнорировании специфических особенностей раннего возраста. Такое игнорирование проявляется в двух противоположных формах. С одной стороны это полное отсутствие всякой педагогической работы, и сведение образования к присмотру и уходу за малышом, а с другой – целенаправленное обучение на занятиях, как с детьми более старшего возраста. И то и другое имеет негативные последствия.

Физический уход и удовлетворение физических потребностей ребёнка совершенно недостаточно для нормального развития и комфортного самочувствия маленького ребёнка. Сведение образовательной работы с маленьким ребёнком к уходу ведёт к серьёзным задержкам в умственном, речевом, физическом, личностном развития, которые могут иметь необратимые последствия. Адекватные возрасту педагогические воспитательные и образовательные воздействия в этот период совершенно необходимы и являются особенно эффективными. 

В последнее время возрастает интерес педагогов и родителей к раннему возрасту. Очень важно, что в конкурсе им. Л.С.Выготского, организуемого Рыбаков-фондом, участвуют (а иногда и побеждают) проекты, направленные на образование детей от года до трех.  Однако, пока таких лучших практик в этой области немного, как и желающих работать с этой категорией детей.

Возможно, это связано с трудностью педагогической работы с маленькими детьми. Коротко остановимся на этих трудностях.

Первое, с чем сталкиваются и родители и воспитатели в маленьких детей это проблема адаптации к новой обстановке и (хотя и кратковременная) разлука с мамой.  Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению – одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Как показывает опыт, более половины детей 1-3-х лет оказываются неготовыми к детскому саду. 

      Решение данной проблемы предполагает следующие педагогические действия:

- преодолеть симбиотическую связь ребёнка с матерью и способствовать развитию его самостоятельности и независимости;

- привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров и налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми;

- способствовать развитию познавательных процессов детей (внимание, память, мышление);

- обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями;

- повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и предлагать родителям развивающие игры и занятия, соответствующие возрасту их детей.

Данные меры безусловно, способствует адаптации детей к детскому саду.

Ещё одной трудностью в работе с маленькими детьми является необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращённые целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращённости взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения взрослого.

  Ещё одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воздействия. Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приёмы и методы воспитания и обучения, которые используются в работе со школьниками. Так, чисто словесные объяснения, инструкции взрослого часто не понятны ребенку, фронтальные занятия не достигают своей цели. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают потребностям и возможностям ребёнка и способствуют его полноценному развитию.

Дети до 3-4 лет не могут регулировать своё поведение посредством слова. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя и психолога. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий. Такие занятия не только не эффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Важно постоянно подчёркивать, что малыши познают окружающее не на словах, а в собственных действиях с окружающими предметами.

Еще одна особенность заключается в том, что образование малышей не может быть вынесено на специальные занятия. Оно включено в повседневную жизнь и неотделимо от нее. Дети учатся, одеваясь, играя, убирая игрушки,  умываясь, и пр.

 

Вместе с тем, для детей раннего возраста необходима особая педагогическая работа, которая отвечает потребностям и возможностям ребёнка и способствует его полноценному развитию.  Эта работа соответствует основным образовательным линиям, зафиксированных в ФГОСТ ДО, хотя каждая линия имеет применительно к данному возрасту свою специфику. 

Познавательное развитие малышей происходит в их предметной деятельности. Предметная деятельность ребёнка в раннем возрасте ведёт за собой все стороны психического развития, поэтому она и является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. Поэтому создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами – первая задача образовательного процесса в раннем возрасте.

Формирование специальных знаний, конкретных навыков и умений – моторных, сенсорных, речевых - не является самостоятельной целью, а выступают побочным результатом предметной деятельности ребёнка. Если малыш любит играть с игрушками, активно действует с предметами и общается со взрослыми, у него нормально развивается и восприятие, и речь, и мелкая и крупная моторика и пр. А главное, все это происходит сво­бодно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.

Мышление ребёнка до 3 лет осуществляется в форме внешних действий с предметами, называют наглядно-действенным. Особое значение для развития наглядно-действенного мышления имеют действия, которые называют соотносящими, т.е. соотнесение  однородных деталей, которые отличаются одним признаком. как правило величиной или формой. Для таких действий существуют специальные составные игрушки, которые предназначены для малышей: пирамидки, разнообразные вкладыши, коробки форм и пр. Занятие с такими игрушками развивает у малышей восприятие, внимание, память и другие познавательные процессы.

Одним из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности ребёнка в раннем возрасте является детское экспериментирование. Данный тип мышления ребёнка направлен на получение неожиданных эффектов и выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться, и преодолевая скованность детского мышления готовыми схемами. Например, шарик скатывается по наклонной плоскости, а кубик нет, если добавить краску в воду, она меняет цвет, если свернуть бумагу в комок, ей можно играть как снежком. Для активизации детского экспериментирования можно, помимо таких опытов с «подручным материалом» предполагать детям специальные загадочные объекты, обладающие скрытыми свойствами: игрушки «с сюрпризом», динамические (движущиеся) игрушки, различные каталки с интересным эффектом (бабочка при движении машет крылышками, крокодильчики поднимают и опускают головы и пр.)

        Роль взрослого в этом процессе заключается не в том, чтобы показывать, как нужно действовать, а в том, чтобы стимулировать интерес детей к предметам, побуждать их любознательность и познавательную активность.

Речевое развитие – одно из главных направлений образовательной работы с детьми раннего возраста. Речь – это не только слова, произнесённые в слух. Это прежде всего сознание человека, которое существует на основе языка. Даже самое примитивное речевое общение уже содержит в себе обобщение,

 а значит связано с развитием сознания и мышления ребёнка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение

для общего развития ребёнка.

  Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания - это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. 

На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия, или «единство слова и дела» очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию.

Особое место в играх с детьми, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Эти игры включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнение кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего, в том числе, и развитием мелкой моторики.

Важным условием для развития речи является богатство впечатлений, получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше у ребенка поводов к речевому общению со взрослыми и со сверстниками.

Необходимыми условиями для развития у детей речи является установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, играют с детьми. Именно этим взрослым ребенку хочется что-то сказать, предложить какое-то действие, задать вопрос, именно их словам хочется подражать.

Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предполагает с одной стороны включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни, а с другой - организацию специальных игр и занятий.

    Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста осуществляется с одной стороны В общении со взрослым, а с другой – со сверстниками. Во взаимодействии со взрослым малыши осваивают социальные навыки, которые в раннем возрасте во многом связаны с самообслуживанием и с культурой поведения в быту. Именно в общении сов взрослым в раннем возрасте происходит становление основ личности ребёнка – уверенности в себе. Доверие к миру, инициативности, самостоятельности.

    В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение ребёнка со сверстниками. Эту линию педагогической работы важно особо подчеркнуть, поскольку опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Общение со сверстниками обогащает жизнь маленьких детей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создает условия для появления творческого, самобытного начала в ребенке. Кроме того оно подготавливает к последующему содержательному общению со сверстниками, облегчает привыкание к детскому коллективу.

      Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от общения более старших детей, а тем более взрослых.  В 1,5-2 года в репертуаре поведения детей появляются особые игровые действия, в которых выражается отношение к ровес­нику как к равному ребёнку существу, с которым можно баловать­ся, соревноваться, кривляться и пр. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу. Контакты малышей практически всегда сопровождаются яркими эмоциями. Дети с восторгом повто­ряют друг перед другом однотипные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге. Они повторяет друг за другом бессмысленные для взрослых действия: громко хлопают в ладоши, издают непонятные звуки, бегают, визжат, громко смеются и пр. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и через это чувствуют взаимную общность. Подражание действиям сверс­тника может быть средством привлечения к себе внимания и ос­новной для совместных действий. В этих действиях малыши не ограничиваются никакими нормами: они кувыркаются, принимают причудливые позы, издают необычные возгласы, придумывают ни на что не похожие звукосо­четания и пр. Подобная свобода и нерегламентированность обще­ния маленьких детей по­могает ребёнку проявить своё самобытное начало.

   Наиболее благоприятной для взаимодействия малышей является ситуация "чистого общения", когда дети находятся один на один друг с другом. Введение в ситуацию игрушки в этом возрас­те ослабляет интерес к сверстнику: дети манипулируют с пред­метами, не обращая внимания на сверстника, или же ссорятся из-­за игрушки. Участие взрослого также отвлекает детей друг от друга: они наперебой стремятся привлечь к себе внимание взрос­лого, при этом количество обращений к сверстнику значительно сокращается. Это может свидетельствовать о том, что потребности в предметных действиях и в общении со взрослым являются более сильными для ребёнка раннего возраста. Вместе с тем, потреб­ность в общении со сверстником уже складывается на третьем го­ду жизни и имеет весьма специфическое содержание.

Главными методами работы с маленькими детьми являются разнообразные игры в которых дети действуют одновременно и одинаково.  Это могут быть адаптированные для раннего возраста варианты игр, среди которых: 

- хороводные игры (фольклорные и дидактические)

- пальчиковые игры

- игры-драматизации (совместное проигрывание сказок);

- совместное рисование (мелом или фломастерами);

- подвижные игры (с мячом, с обручем и др.)

- совместное конструирование из бумаги, кубиков, крупных модулей;

Данные игры обладают комплексным дидактическим воздействием на детей. Они способствуют не только общению со сверстниками, но и  познавательному и речевому развитию, развитию мелкой и крупной моторики, формированию произвольного поведения, восприимчивости к воздействиям взрослого. Участвуя в них, дети без специального обучения и упражнений, приобретают новые знания, умения, способности.

Эстетическое воспитание в раннем возрасте осуществляется как в повседневном общении взрослых с детьми, так и в специальных играх. Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядная одежда малыша (бантики, вышивка на кармашке, красивые пуговки и пр.).

Особое внимание следует уделять отношению взрослых к продуктам творчества ребенка. Рекомендуется поощрять любые попытки творчества малыша, при этом не сравнивая продукты разных детей и не оценивая их выше или ниже. Такое отношение взрослых способствует развитию у ребенка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения.

Физическое воспитание является обязательной и необходимой составляющей образования детей дошкольного возраста при любой программе. Особое значение физическое воспитание имеет для детей раннего возраста, когда малыш ещё только учится управлять своим телом, овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки. 

Чтобы пробудить у детей интерес к физкультурным занятиям, рекомендуется проводить их с игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий (например, «прыгаем, как зайчики», «ходим, как мишка» и др.). Физкультурные занятия рекомендуется интегрировать с музыкальными занятиями, театрализованной деятельностью детей.

Можно видеть, что все образовательные области могут и должны быть реализованы в образовании детей раннего возраста.

Следует подчеркнуть, что несмотря на трудности педагогической работы с малышами, это очень благодарный контингент. Даже после 2-3 месяцев работы с ними можно увидеть впечатляющие результаты, которые конечно же компенсируют все усилия педагогов.

   

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.