|
|||
Смерть Льва Толстого» - видение мастера-гончара из Романово.«Смерть Льва Толстого» - видение мастера-гончара из Романово. Романовская игрушка один из самых известных промыслов Липецкого края. Своё название она получила по месту изготовления городу Романову, который в 1779 году по Указу императрицы Екатерины II был преобразован в село. В.П. Семенов в сборнике «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (1899 г.) отмечал: «В Тамбовской губернии наиболее известна Романовская волость Липецкого уезда, где имеется 600 кустарей, занятых приготовлением глиняных горшков и игрушек» [1]. Но уже в начале 20 века гончарный промысел в селе Романово стал угасать, осталось только 12 семейств, занимающихся игрушкой. Самой известной была семья Ивана Павловича Митина, имевшая уличное прозвище «Царьковы». Вероятное объяснение прозвища связано тоже с игрушкой. Иван Павлович выполнил несколько сюжетных работ, изображающих царя Николая II, после чего односельчане стали называть его «Царёк». В фондах ЛОКМ хранится тридцать три работы «романовских кустарей», которые относятся к первым музейным поступлениям, из них у семи работ – «Смерть Толстого», «За столом», «Писарь», «Толстой», «Офицер», «Волостной писарь», «Старик» – указан автор Иван Павлович Митин. Иван Павлович совершил своеобразный переворот в изготовлении игрушки, ушёл от привычных тем и стандартов исполнения. У него появились игрушки с изображением Николая II и Л.Н. Толстого. Почему именно эти столь противоположные личности? Сейчас достоверный ответ на этот вопрос получить нельзя. Но можно предположить, что мастер для изготовления своей игрушки использовал маски-штампы, с фарфоровых скульптурок, изображавших вышеуказанные исторические персоны. Подобную игрушку в Романове никто больше не делал. Наибольший интерес у искусствоведов и посетителей музея вызывает композиция «Смерть Толстого», которая экспонируется в экспозиции ЛОКМ «Литературная гостиная». Мастер изобразил Л.Н. Толстого, лежащим в гробу, над ним склонилась его жена Софья Андреевна, рядом возвышается фигура Николая II. Работы И.П. Митина необычны и узнаваемы. Поскольку промысел был семейным, то мастерство игрушечника унаследовали дети и внуки. Младший внук Ивана Павловича – Михаил Васильевич Митин, проживающий в селе Ленино, вспоминает: «Отец (Василий Иванович) ездил за глиной в поле под Студёные Хутора. Игрушки изготавливали и зимой. Лепили все. Я, как самый младший, делал колобки (заготовки). Отец не отпускал гулять, пока не сделаю сто штук. Готовые игрушки мать носила на рынок и продавала по пять копеек. Ещё за игрушкой приезжали перекупщики, даже из Воронежа. Им продавали по три копейки. Я в тайне от отца отсыпал игрушки лохонщикам (так называли перекупщиков) и за это получал рыболовные крючки, что в то время было большой редкостью и вызывало зависть друзей» [2]. Старший брат Михаила Васильевича – Виктор Васильевич живёт в Подмосковье и не так давно, вспоминая навыки, полученные в детстве, начал лепить свою игрушку. В.В. Митин перерабатывает известные сюжеты романовской игрушки и создаёт новые, продолжая традиции, заложенные дедом. Виктор Васильевич передал в дар краеведческому музею 15 работ, которые в настоящее время экспонируются на выставке «Творенье добрых рук», открывшейся 17 марта 2020 года. Осенью 2020 года в Липецком областном краеведческом музее должна состояться персональная выставка работ Виктора Васильевича Митина. Следите за рекламой, чтобы не пропустить это важное событие в культурной жизни региона. Список источников: 1. Семенов В.П. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. 1899. 2. Воспоминания М.В. Митина, записанные Г.А. Андреевой 27.03.2020 г.
|
|||
|