Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос 5.. Искусство Византии.. Раннехристианское искусство.



Вопрос 5.

Искусство Византии.

Раннехристианское искусство.

Раннехристианским принято называть период от зарождения христианства в 1 в.до н.э.-до 5 в. н.э. искусство христиан пока резко не отличалось от искусства язычников, однако постепенно происходил поиск новых форм, которые могли бы выразить иное духовное содержание.

Первоначально собственной архитектуры у христиан не было. Первые богослужения совершались в частных домах. Уже в 1 в. н.э., при Нероне, начались гонения на новую веру, христианство было запрещено. Поэтому богослужения происходили тайно, в катакомбах. Катакомбы строились как подземные кладбища. Они имели разветвленную сеть коридоров (в нескольких уровнях), в стенах которых устраивались ниши для погребения. Ниши замуровывались каменными или керамическими плитами. В надписях и изображениях на них берёт начало христианская символика.

Крест практически не изображался, его заменяли  сочетанием букв Х и Р, с которых начинались слова «Христос» и «мир» (по лат. рах). Рыба символизировала принадлежность к христианству (ихтис – греч. «рыба», и одновременно зашифрованное по первым буквам выражение «Иисус Христос Божий сын Спаситель»). Якорь формой намекал на крест и символизировал христианские добродетели веры, надежды. Ягненок (агнец) напоминал о Христе и обозначал христианина. Птицы были вестниками Царства Небесного. Голубь – символ чистой души, павлин – нетления, бессмертия. Растения связывались с образами рая, виноградные лозы и гроздья – с Христом и церковью, указывали на таинство причастия. Впоследствии эти символы стали постоянными в христианском искусстве.

Кроме коридоров в катакомбах имелись также комнаты: кубикулы, крипты, капеллы, различающиеся размерами. Он использовались для богослужений.

Миланским эдиктом, изданным императором Константином в 313 г.н.э. христианство было узаконено наряду с другими религиями империи.

Началось строительство храмов. Два типа раннехристианских храмов: базилика и центрический. Оба типа были заимствованы из римской архитектуры, но подверглись переработке. 

Базилика была очень вместительна и потому была принята для постоянно растущей общины верующих. Пространство Базилики было символически осмыслено, появились священные зоны и мирские. Движение по храму было строго установлено и обусловлено ходом богослужения. Базилика имела 3(5) нефов (продольных частей). Центральный неф был выше для лучшего освещения.  Верхняя часть его стен с окнами опиралась на ряды колонн. Характерной чертой раннехристианских храмов был поперечный неф – трансепт. Он располагался в дальней от входа части храма и придавал его плану Т-образность, намекая на крест. Перед входом располагался двор – атрий(атриум). Помещение, предваряющее вход в храм – нартекс. Главная часть храма алтарь (со временем строился на востоке), располагался в нише апсиде, перекрытый куполом. Ряды колонн вели к алтарю и символизировали путь к Богу. Примеры: базилика Св. Петра(не сохранилась), Санта-Мария Маджоре в Риме.

Центрическими чаще всего были мавзолеи (погребальные сооружения) и баптистерии (крещальни). В плане могли быть круглыми, квадратными и в виде равноконечного креста. Примеры: Санта Констанца в Риме, мавзолей Галы Плацидии в Равенне.

Первые изображения христианских сюжетов появились в катакомбах. На стенах и сводах было выполнено изображение Богоматери с воздетыми в молитве руками (оранта) и Богоматери с младенцем-Христом и первое изображение «Христос - добрый пастырь». Но облики еще напоминали римскую, античную внешность. Образ Христа и Богоматери предстояло еще найти. Иконография – канон изображения того или иного персонажа или сюжетной сцены в религии.

Появилась мозаика (она была изобретена в Древнем Риме). В христианском храме в технике мозаики изображались священные сюжеты и персонажи. Мозаика располагалась на верхней части стен и своды. Материалом была смальта – кусочки цветного стекла.

Наиболее мовершенный образец мозаики можно увидеть в мавзолее Галы Плацидии в Равенне. Центральная композиция: «Христос – добрый пастырь». Своды символизируют небо и покрыты стилизованными изображениями звезд на темно-синем фоне. Рядом – голуби пьющие из чаши, виноградная лоза. Цвета смальты насыщены и разнообразны, и рождают ощущение праздничного ликования. Мозаика – живопись из кусочков смальты.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.