|
|||
Урок развития речи: «Рецензия на произведение искусства».Стр 1 из 2Следующая ⇒ Урок развития речи: «Рецензия на произведение искусства». 1. Опрос по пройденному материалу. -Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (художественный, разговорный, научный, публицистический, официально-деловой) -Какие особенности публицистического стиля вы знаете? -Какие особенности текста относятся к типу речи рассуждение? (в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод; имеет коммуникативное намерение – доказать). -Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (статья, интервью, репортаж, аннотация, отзыв). -Мы поговорим о жанре публицистического стиля - рецензии. Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. Рецензию характеризует небольшой объём и краткость Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение. В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии. Владение жанром рецензии требует глубокого осмысления материала, его критической оценки, доказательности, логичности, способствует развитию чтения и говорения, повышению вашей речевой культуры и интеллектуальному развитию. Рецензировать – критиковать, оценивать, разбирать, ценить достоинство. Рецензия: оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение.
Исследование жанровые особенности рецензии В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная (понравилось — не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т. д.). Построение рецензии: I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, истории его знакомства с данным произведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулируется оценка прочитанного. II. Рассуждение, в котором обосновывается, аргументируется высказанная оценка: 1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем; 2) обзор (не пересказ!) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды; 3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам; 4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным). III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям и т. п.Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста.
|
|||
|