Время
| Визуальный ряд
| Звуковой ряд
|
0:00 – 0:13
| Заставка
| Музыкальная тема передачи
|
0:14 – 0:44
| Ведущий идёт по заснеженной дороге вдоль высокой белой стены старой крепости, смотря в камеру и обращаясь к зрителю. День, облачно.
| Здравствуйте! Гой еси, добрый зритель!
Кстати, а вы знаете что такое «гой еси»? Нет-нет, ни к гоем у евреев,
ни к созвучным жестов в остальной части мира это не имеет никакого отношения.
Гой еси – это на старославянском означает «будь здоров». А чего это я вспомнил старославянский?
Да от того, судари и сударыни, и маленькие сударьчонки, что мы с вами сегодня будем знакомиться с
Древнейшим городом России – господином Великим Новгородом.
|
0:44 – 1:00
| Панорамная съёмка Великого Новгорода, храмы, строения, красивые виды.
| Лёгкая музыка
|
1:00 – 1:28
| Более точечные кадры улиц города. Ярмарка, ряженные люди продают пряности и сласти, люди играют в местные забавы, яркий солнечный день. Подводка ведущего.
| Амбициозному москвичу этот город покажется провинциальным. Интеллигентному петербуржцу – умиротворённым и открытым. Путешествующему обывателю из глубинки – уютным и дружелюбным. Иностранец же с любопытством и изумлением откроет неведомый ему новый мир русских традиций и забав. И ведь каждый из них в таком своём ощущении будет абсолютно прав. У этого города удивительный характер, удивительное лицо и, конечно, совершенно потрясающая история.
|
1:28 – 1:34
| Панорамная съёмка Великого Новгорода, храмы, строения, красивые виды.
| Я позволил себе это лирическое отступление потому, что мне совсем не хочется начинать рассказ о Великом Новгороде с пафоса, пусть и исторического.
|
1:35 – 1:41
| Стендап ведущего. Молочный план, ведущий на фоне белой старинной стены.
| Но про Великий Новгород действительно иначе не скажешь. Его прошлое, оно созвучно его имени – оно великое.
|
1:41 – 2.08
| Закадровый текст. Женщина в историческом костюме на заснеженной улице улыбается и что-то говорит. Мужчины в таких же исторических костюмах общаются с гостями, один играет на старой флейте или дудке.
| Кстати, и прогулку по городу, и экскурсию по Новгородским древностям можно совершить с такими же древними новгородцами. Настоящими! И это будет не заученный рассказ экскурсовода, что не сворачивает с наезженной колеи, да, иногда бывает у гидов такая особенность – долдонят себе скучное зевотное повествование. Нет! Это будет живое, весёлое и запоминающееся общение. Говоря сегодняшним языком – интерактивное.
|
2:08 – 2:15
| Пожилая женщина и молодой мужчина говорят вместе присказку, затем кланяются друг другу и обнимаются с улыбкой. Улица, день.
| Лёгкая музыка
|
2:15 – 2:31
| Закадровый текст. Панорамная съёмка Великого Новгорода, храмы, строения, красивые виды.
| Наш Великий Новгород – один из древнейших городов России. Летописные упоминания о Великом Новгороде начинают прослеживаться с 862 года, год этот и вошёл в историю государства Российского. События того времени описаны в Повести временных лет.
|
2:31 – 2:55
| Закадровый текст. Слайд – шоу с изображениями викингов, изображения викингов сменяются историческими портретами древних правителей Руси.
| Жившие в новгородских землях племена Чудь, Весь, Кривичи и эльменские славяне объединились и пригласили на княжество варягов из народа Русь – Рюрика и его младших братьев. В последствии, как вы знаете, династия Рюриковичей из княжеской переросла в великокняжескую, а затем и в царскую.
|
2:55 – 3:18
| Закадровый текст. Панорамная съёмка Великого Новгорода, храмы, строения, красивые виды, смена на картинку, изображающую викинга, держащего в руке позолоченный крестик.
| Но начиналось-то всё именно здесь! Так вот, воодушевлённые приглашением потомки викингов столь рьяно взялись за перестройку новгородского жизнеустройства, что на зависть соседям покончили с извечной новгородской проблемой – убийственными и разорительными междуусобицами местных родовых кланов.
|
3:18 – 3:20
| Закадровый текст. Воздушный шар, парящий в небе, на нём надпись «Господин Великий Новгород!»
| Господин Великий Новгород!
|
3:20 – 3:28
| Стендап ведущего. Средний план, ведущий на фоне белой старинной стены.
| Так уважительно называли его современники. И не без основания – город действительно стал занимать особое место среди других русских княжеств.
|
3:28 – 3:38
| Закадровый текст. В панорамном голубом небе парят разноцветные воздушные шары.
| Рюрик, став первым правителем новгородского княжества, объединил разрозненные племена славян и фактически положил начало Русскому государству.
|
3:38 – 4:14
| Закадровый текст. Поочередно, соответсвуя рассказу, себя сменяют изображения монумента, Александра 2, Рюрика, площади города с людьми.
| Оттого этот пафосный и грандиозный монумент, посвящённый 1000летию России, установили именно здесь, в Великом Новгороде, на территории Кремля. Это решение принял лично Александр 2, Памятник 1000летия России увековечивает важную для страны дату – 862 год, когда на княжение был приглашён легендарный Рюрик. Этот год принято считать годом образования русского государства. Торжественное открытие монумента состоялось в 1862 году. Население Новгорода в день открытия монумента из-за наплыва тысячи гостей почти удвоилось.
|
4:14 – 5:00
| Закадровый текст. Монумент, снятый с разных ракурсов. Камера плавно движется по изображённым на памятке фигурам, к словам об Александре 2 появляется его портрет.
| И примечательно, что Михаилу Микешину, автору монумента, было всего 24 года, когда именно его эскиз победил в конкурсе проектов будущего 1000летия России. Обходя по кругу это сложное трёхъярусное сооружение можно насчитать 128 фигур: великие князья и цари, патриархи, дипломаты, полководцы, люди искусства. На вершине монумента – ангел с коленопреклоненной женщиной и символом России. И вот любопытный факт – при создании памятника 1000летия России много времени ушло на составление списка видных людей. Какие горячие баталии велись на этот счёт! Да, утверждение списка достойных оказалось задачей непростой. Окончательное решение принимал лично Александр 2.
|
5:00 – 5:18
| Закадровый текст. Слайд – шоу с изображениями всех перечисленных исторических личностей.
| Из списка кандидатур постепенно исключили, внимание: царя Иоанна Васильевича Грозного, адмирала Ушакова, писателя Тараса Шевченко, поэта Алексея Кольцова (господи, а их-то за что?), и Антиоха Кантемира, а так же некоторых известны зодчих. Такая вот разношёрстная компания получилась – непопаданцев.
|
5:18 – 5:49
| Закадровый текст. Слайд – шоу с изображениями всех перечисленных исторических персонажей.
| Но публика отчего-то особенно интересуется по поводу Грозного нашего, Ивана. Но дело в том, что кровавые злодеяния первого русского царя с молчаливого согласия императора по счастью не дали Ивану 4 попасть в окончательный список достойных. А вот с Николаем 1 вышел казус. «А где же батюшка?» с удивлением спросил Александр 2, просматривая список. Вставили. Так батюшка императора в последний момент тоже попал в список отлитых в бронзе.
|
5:49 – 6:05
| Закадровый текст. Кадр с памятником сменяется кадрами старого полуразрушенного кирпичного здания, на котором висит памятная табличка. На земле у этой таблички возложены цветы.
| Во время Великой отечественной войны памятник 1000летия России едва не стал немецким трофеем. Для вывоза монумента, уже частично разобранного, немцы даже проложили к вокзалу узкоколейную железную дорогу, и только наступление наших войск в январе 44 года предотвратило окончательный демонтаж и вывоз памятника.
|
6:05 – 6:27
| Стендап ведущего. Средний план. Д.Крылов сидит на скамейке в парке, день.
С 6:14 – закадровый текст. Кадры, снятые внутри музей, демонстрирующие его экспонаты, а так же показывающие посетителей и хозяина.
| А сейчас давайте сделаем перерыв в древней истории и обратимся к истории относительно недавней –
истории кино. Этот Новгородский музей – единственный в России частный музей истории кино.
Музей, на мой взгляд, замечательный. Его собрал Валерий Рубцов – увлечённый человек,
коллекционер любительского и профессионального кино и фото оборудования прошлого века.
|
6:27 – 6:56
| Закадровый текст. Демонстрация экспонатов музея, на полках старая фото-техника, советские игрушки. С 6:45 – кадры с фотографирующимися на улице на телефон людьми.
| И мы, люди этого прошлого века, попадая сюда, переносимся в своё детство и юность. Кто-то наверняка вспомнит, как закрывался в ванной или затемнял кухню и в полной темноте совершал таинство печати и проявления фотографий. Да, это действительно было таинством и процессом творения. Сегодняшние фоткающиеся и селфящиеся нас не поймут. Ну что тут поделаешь, нестыковка поколений. Женерейшн Г, по-русски говоря.
|
6:56 – 7:07
| Закадровый текст. План – деталь. Раскрытые книги, страницы, обложки.
| В музее собрана большая библиотека книг о кино с начала 20 века. Киноафиши, билеты в кино, газеты, журналы о кино.
|
7:07 – 7:20
| Закадровый текст. Плавная панорамная съёмка полок с описываемыми книгами.
| Мы, ретропосетители, хорошо помним эти обложки из серии «фото знаменитых актёров». Они продавались в каждом киоске печати. А уж обложки и фото из польского журнала казались тогда настоящим сокровищем и украшали стены почти каждой квартиры.
|
7:20 – 7:32
| Закадровый текст. В кадре полки музея, заставленные описываемыми экспонатами.
| На сегодняшний день в коллекции огромное количество уникальных экспонатов. Более 120 кинокамер, и наших, и зарубежных, любительских, профессиональных, фронтовых. Десятки советских кинопроекторов, монтажные столы, фотоаппараты разных десятилетий.
|
7:32 – 7:50
| Закадровый текст. В кадре полки музея, заставленные описываемыми экспонатами.
| Здесь можно увидеть абсолютно все модели любительских кинокамер, выпускавшихся в Советском союзе. Есть даже комнаты, где собран весь арсенал кинолюбителя – шестидесятника.
|
7:50 – 8:12
| Закадровый текст. В кадре полки музея, заставленные описываемыми экспонатами. Кадры, в которых посетительница общается с хозяином музея.
| А вот так выглядел отдел кинотоваров советского магазина. Процесс покупки конокамеры был настоящим событием, оттого посетители долго приценивались к товарам, обсуждая с продавцом качество камер. И вот, наконец, судьбоносный выбор сделан. Кстати, за кассой отдела кинотоваров оказался сам собиратель коллекции.
|
8:12 – 8:35
| Закадровый текст. В кадре полки музея, заставленные описываемыми экспонатами.
| В киномузее есть несколько личных киноархивов известных людей: актёров, киномехаников, космонавтов. И ещё одна интересная экспозиция – «Чёрное и белое великого немого». Она знакомит с этапами зарождения кинематографа. Тут можно увидеть уникальные экспонаты – от волшебных фонарей(так романтично тогда называли аппарат для проекции изображения) до первых кинокамер.
|
8:35 – 8:45
| Панорамная съёмка Великого Новгорода, храмы, строения, красивые виды.
| Оперная ария
|
8:45 – 8:57
| Стендап ведущего. Он сидит на древних ступеньках.
| Главное торжище Руси, куда съезжались все европейские купцы, сегодня превратилось в настоящий музей под открытым небом.
|
8:57 – 9:36
| Панорамная съёмка Великого Новгорода, храмы, строения, красивые виды.
| Почему я назвал Новгород главным торжищем? Ведь город располагался на главном торговом пути из варяг в греки. Отсюда шли пути в Прибалтику, в немецкие земли, в Швецию, в Норвегию, пролегал путь на Волгу, а оттуда – в страны Востока. Помните про знаменитый Ганзейский союз? В Новгороде, как и в британском Лондоне, фландрийском Брюгге или норвежском Бергене располагались крупнейшие ганзейские торговые конторы. И новгородцам было чем торговать с заморскими купцами – славился Новгород своими мастерами золотых и серебряных дел, кузнецами, гончарами, оружейниками, плотниками, кожевниками, а пушнина, которую добывали в северных лесах, так она и в Ганзе шла нарасхват.
|
9:36 – 9:41
| Панорамная съёмка Великого Новгорода, храмы, строения, красивые виды.
| Лёгкая музыка
|
9:41 – 10:01
| Закадровый текст. Кадры из музея русского пояса, девушка в историческом костюме показывает мастер – класс.
| А теперь – вопрос на миллион. Ну хорошо – на сто рублей. Вот откуда, по вашему, пошло выражение
«То-то ты, голубчик, распоясался!»? Оказывается, в старину пояс носили как оберег, т.к. считалось,
Что всё, что заключается в кольцо, круг, неподвластно злым силам.
|
| | |
| | |