Невербальная стадия общения
Развитие коммуникативных умений в дошкольном детстве Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Коммуникация- это сообщение, передача информации посредством речи ли иных знаковых систем в процессе взаимодействия. Коммуникативные способности включают в себя: - желание вступать в контакт, - умение организовать общение, - знание норм и правил при общении. Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях. С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись. Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:
· Сочувствию и сопереживанию;
· Умению представить, что ощущает другой;
· Сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
· Пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.
Невербальная стадия общения
Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм. Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства. Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук. Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.
|