Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пути развития исполнительства на



 

 

Пути развития исполнительства на

баяне и аккордеоне

 

Обращаясь к искусству исполнения на аккордеоне и баяне, хочется отметить, что эти инструменты имеют огромную популярность во всем мире. Звучание баяна и аккордеона использовалось во многих кинофильмах известных и любимых широкой аудиторией. Такая телевизионная пропаганда и поддержка способствовала распространению этих инструментов и созданию повышенного интереса. И сейчас происходит вторая волна развития благодаря деятельности многих талантливых исполнителей.

На данный момент уже сложилась целостная система обучения игре на аккордеоне и баяне, которая включает все основные ступени: школа, училище (колледж), ВУЗ. Существуют сотни конкурсов и фестивалей для исполнителей (Международные конкурсы: «Петро–Павловские ассамблеи», «Виват баян», «Аккордеон плюс»,  Международные конкурсы «Кубок мира», «Трофей мира», Международные фестивали-конкурсы в Кастельфидардо и Клингентале и др.), что открывает большие перспективы для музыкантов.

Немаловажен тот факт, что аккордеон и баян – портативные инструменты (каждый исполнитель может выбрать себе подходящую модель по комплекции), на них удобно играть. Современные концертные инструменты вмещают в себя огромное богатство звуковых красок, что способствует развитию тонкого музыкального слуха, тембрового слуха и полифонического мышления. Существует множество музыкальных направлений, в которых звучание аккордеона и баяна вполне убедительно, что даёт простор для выбора своей дальнейшей судьбы каждому исполнителю.

Одним из перспективных направлений или путей развития баянно-аккордеонного исполнительства является камерно-академический, поскольку в данном случае баян и аккордеон могут раскрыться наиболее ярко в своей многогранности и появляется возможность занять одну позицию с инструментами классической музыкальной сцены, такими как фортепиано, скрипка и т.п. Оригинальные сочинения академической направленности составляют будущее аккордеона и баяна и помогают им самоутвердиться в современном музыкальном искусстве. Но что способствовало становлению камерно-академического исполнительства? Какие исторические факты могут помочь проследить путь этих инструментов от бытовой до академической сферы музицирования?

Первым знаменательным событием в этом ключе имел сольный концерт на баяне в двух отделениях видного ленинградского музыканта Павла Гвоздева в 1935 году. Это выступление состоялось на престижной сценической площадке Ленинграда – в Концертном зале Общества камерной музыки. Программа концерта была составлена из следующих произведений: Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Моцарта, Пассакалия Г. Ф. Генделя, Вариации Д. Тартини на тему А. Корелли, Чакона И. С. Баха-Ф. Бузони, Полонез A-dur и Мазурка D-dur Ф. Шопена, «Хор поселян» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, Полька из квартета «Пятницы» А. К. Глазунова, «В ауле» из симфонической сюиты «Кавказские эскизы» М. М. Ипполитова-Иванова, «Полёт шмеля» Н. А. Римского- Корсакова, Вальс из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, Вальс из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса. Этот концерт впервые убедил музыкальную общественность в полном праве инструмента на равноценное положение с другими сольными инструментами концертной эстрады. Особенно важным явлением в развитии баянной культуры стала аранжировка П. Гвоздевым и исполнение в концерте Чаконы И. С. Баха-Ф. Бузони. Это произведение заложило основу для подготовки нескольких поколений музыкантов-баянистов.

Концерт П. Гвоздева состоялся на сцене не столь всемирно известного концертного зала, но был достаточно цельным и стройным в своей профессионально-академической ориентации. Во-первых, баян был представлен исключительно в качестве сольного инструмента. Во-вторых, сами требования к составлению программы у Гвоздева, получившего высшее профессиональное фортепианное образование (он окончил в 1931 году Ленинградскую консерваторию по классу специального фортепиано у профессора М.М. Черногорова), были достаточно строги и позволили выявить возможности баяна как инструмента в полной мере академического.

В Советском Союзе развитие академического баянного репертуара для баяна начинается с 1928 года и связано с именем московского композитора Фёдора Климентова. В 1928 году он создаёт трёхчастную Сюиту, которая стала первым опубликованным произведением, созданным профессиональным отечественным композитором для баяна (М., Музгиз, 1932). Семью годами позднее были изданы «Десять народных песен для баяна». Но особенно важно, что в 1935 году Ф. Климентов написал одночастный Концерт для баяна с оркестром народных инструментов ор.9. Это произведение осталось неизданным, но именно оно явилось первым сочинением для баяна в жанре баянного концерта. Анализ произведения публиковался в серьезных музыковедческих изданиях нашей страны («Советская музыка»).

Этапным моментом в становлении и развитии баянного репертуара стало появление в Ленинграде в 1937 году двухчастного Концерта d-moll для баяна с русским народным оркестром композитора Феодосия Рубцова. Сочинение было создано в тесном сотрудничестве с П. А. Гвоздевым и стало первым высокохудожественным образцом жанра баянного концерта, получившего после публикации в 1947 году широкое распространение в исполнительстве и

педагогике последующих лет.

В следующем, 1938 году появляется другое крупное сочинение – одночастный Концерт для баяна с выборной клавиатурой Тихона Сотникова. Сочинение написано в сопровождении симфонического оркестра и построено на темах донских казачьих песен. На сценическую жизнь Концерта повлияло также то, что в военные годы его партитура была безвозвратно утеряна. Таким образом, следует подчеркнуть, что приоритет в создании жанра концерта для баяна принадлежит нашей стране. Лишь несколькими годами позднее этот жанр осваивается также и за рубежом. В 1940 году двухчастный Концерт для баяна или аккордеона d-moll «со струнным оркестром или оркестром гармоник и двумя литаврами ad libitum», как обозначено в партитуре, создаёт Хуго Герман. Большую роль сыграло появление в 1944 году Сонаты h-moll Николая

Чайкина. Соната создавалась в тесном творческом контакте с Николаем Ризолем и стала первым крупномасштабным профессиональным произведением в жанре сольной баянной сонаты, повлияв также на подготовку многих поколений музыкантов (Соната повсеместно вошла в концертную практику).

Именно в период 40-50 гг. 20 века на баян и аккордеон обращают внимание профессиональные музыканты – пианисты, скрипачи. Благодаря их профессионализму были замечены академические задатки, которые казалось возможным проявить только через исполнение классической музыки. В этот период времени практически не существовало оригинальных сочинений академического плана (кроме первых опытов композиторов в жанре концерта для баяна). Публика еще не была готова к восприятию современной музыки, слишком сложной и непонятной, в представлении неподготовленных слушателей, непривычной, что способствовало вниманию исполнителей к барочной музыке, которая практически не требовала переложения, и к органной, создающей иллюзию понимания благодаря мелодичности и гармоничности.

Наиболее видные баянисты, выступающие на эстраде, все явственнее ощущали необходимость интерпретации произведений на инструменте с левой выборной клавиатурой, которая тем не менее была бы совмещена с традиционной басо-аккордовой системой, столь почитаемой широкими кругами любителей музыки.

Поворотным пунктом в создании современной модели концертного готово-выборного инструмента становится 1929 год. Приоритет здесь, как и в создании первого концерта для баяна с оркестром, также принадлежит нашей

стране. На заседании секции инструментоведения Государственного института музыкальной науки от 14 мая 1929 года была представлена и одобрена разработка готово-выборного баяна с переключателем выборной клавиатуры на готовую. Её сконструировал ленинградец П. Е. Стерлигов. Это изобретение было подтверждено авторским свидетельством в Ленинграде.

Большое значение для распространения готово-выборного инструмента, а также повышение общественной значимости сольных концертных выступлений имел сольный концерт Ю. Казакова в 1957 году в Малом зале Московской консерватории, где прозвучали сочинения: «Токката и фуга d- moll» И. С. Баха, «Кукушка» Л. Дакена, «Юмореска» П. Чайковского, а также

обработки русских народных песен.

Если первый сольный концерт на баяне П. Гвоздева имел несколько локальное значение и оставался еще более 20 лет единственным, то концерт Ю. Казакова положил начало постоянным выступлениям баянистов с сольными концертами на самых ответственных сценических площадках. Помимо того, Ю. Казаков дал около 60 концертов с выдающимся виолончелистом М. Ростроповичем, осуществил запись ряда произведений, в которых баян звучит с арфами, флейтами, скрипками. Музыкант сумел наглядно показать преимущества новой системы переключения готовой клавиатуры на выборную.

В 1950 году по его заказу Ф. Фигановым был сконструирован, совершенно независимо от Стерлигова, баян с переключением выборной механики на готовую. Одновременно вводятся конструктивные новшества – система тембровых регистров-переключателей в правой клавиатуре, учитывая сохранность специфического баянного тембра. Поэтому, в отличие от регистровых особенностей аккордеона, был сохранён регистр «баян» – унисонное двухголосие. Вместе с тем, появление еще двух голосов – октавой

выше и ниже основного (названных исполнителем «пикколо» и «фагот») – привнесло новые своеобразные краски, появилась возможность разнообразной смены тембровых регистров в правой клавиатуре, переключения выборной и готовой клавиатур. Этот инструмент Ю. Казаков назвал «выборно-готовый многотембровый баян» и неустанно пропагандировал его в печати, в устных выступлениях во время бесед со слушателями, в собственной концертной деятельности.

Существенным для развития профессионально-академического исполнительства на баяне стало участие советских баянистов в международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Важность этого события заключалась в том, что подготовительные отборы к нему всколыхнули буквально всех музыкантов- народников Советского Союза, в том числе профессиональных баянистов концертных организаций, студентов и учащихся музыкальных учебных заведений. Победителями стали – А. В. Беляев, А. И. Полетаев, Э. П. Митченко, В. В. Бесфамильнов; трио баянистов, в составе – В. Воеводин, В. Паньков, М. Коцюба.

Важное значение для развития профессионального исполнительства имело то, что наши баянисты, благодаря начавшейся политической «оттепели», смогли участвовать на конкурсе «Кубок мира». Первые из них – В. Галкин и В. Бесфамильнов на состязании в Брюсселе заняли соответственно второе и третье места, а в 1968 году Ю. Вострелов занимает первое место на XXI конкурсе.

Очень важно отметить тот факт, что к 1971 году была создана и начинает широко распространяться наиболее совершенная модель баяна «Юпитер», конструкции Ю. К. Волковича. Вслед за первыми инструментами, изготовленными для Ю. Вострелова и А. Полетаева, подобная модель всё более утверждается в отечественной, а затем и зарубежной музыкальной практике.

Все упомянутые ранее музыканты во многом предопределили развитие концертного баяна на протяжении нескольких последующих десятилетий. Отчётливым проявлением утверждения статуса инструмента на самой серьезной и престижной сцене становится более активная, чем ранее, концертно-филармоническая деятельность баянистов.

Кардинальными для развития репертуара начиная с 1950-х годов стали следующие сочинения: два концерта для баяна с русским народным оркестром Ю. Н. Шишакова (1949) и для баяна с симфоническим оркестром Н. Я. Чайкина (1951), Сюита для баяна соло А. Н. Холминова (1952 г.), Второй концерт А. Рубцова (1957).

Новый этап развития репертуара обозначили сочинения Альбина Репникова: (Каприччио (1960), Импровизация (1965), Токката (1965), Бассо-остинато (1965), Концерт-поэма (1963)); К. А. Мяскова (сюита «Алые паруса» (1969), два концерта для баяна и симфонического оркестра (1961 и 1971 гг.), детские альбомы (1960 и 1971 гг.), Пять концертных пьес (1975); Владислава Золотарёва (Камерная сюита (1965), «Ферапонтов монастырь. Размышление у фресок Дионисия» (1968), Партита (1968), три сонаты, детские сюиты); Виктора Власова (три концерта для баяна с оркестром, «Телефонный разговор», «Пять взглядов на страну ГУЛАГ», Соната- экспромт для баяна с ударными (1985), «В лабиринтах души, или Terra incognita» (1991), Концертный триптих на тему картины Иеронима Босха «Страшный суд» (1992).

Становление профессионально-академического искусства игры на аккордеоне приходится на 1960-70-е гг. В это время появляются выборные аккордеоны, происходит серийное производство таких инструментов на ленинградской фабрике «Красный партизан». Благодаря деятельности талантливых аккордеонистов (Ю. Дранга, Ю. Брусенцев, Л. Белецкая) формируются ведущие академические исполнительские школы.

Международные состязания показали, что аккордеон начинает всё в большей степени занимать равноправное с баяном место – формируется свой характерный репертуар, повышается уровень художественного мышления, наблюдается стремление к скрупулёзному соблюдению всех деталей нотного

текста подлинника в сочетании с более детализированным интонированием, связанным с раскрытием интонационных средств. Учитывая все достижения аккордеонистов, нужно отметить, что проблема репертуара стоит достаточно остро и появление высокохудожественных сочинений для аккордеона очень важно.

Аккордеонное исполнительское искусство в сравнении с другими инструментами академического направления не обладает огромным багажом оригинальной литературы, накопленной веками.

В развитии зарубежного искусства обнаруживаются сходные процессы. Созданная в Париже Международная ассоциация баянистов-аккордеонистов, спустя 13 лет, в мае 1948 года была преобразована в Международную конфедерацию – CIA (Confederation Internationale des Accordeonistes). С 1948 года проводимый ею конкурс «Кубок мира» становится ежегодным. С первых же состязаний он выявил ряд талантливых исполнителей в Западной Европе и Америке – итальянцы Давид Анзаги и Флавиано Фольи, француз Жильбер Руссель, немец Фриц Доблер, американец Дональд Хьюлм, исполнявших серьезные академические программы.

В 1946 году был организован «Национальный Союз баянистов и аккордеонистов» Франции, объединивший музыкантов, работающих в жанре лёгкой музыки (UNAF). Крупнейшими представителями были Андре Астье, Жос Базели и Марсель Азола. В 1970 году параллельно этой организации по инициативе Пьера Монишона и Алена Абота был создан «Союз развития концертного баяна и аккордеона» (UPAC). Его главной целью стала всемирная пропаганда исполнительства на выборном баяне, инициирование создания для него серьёзной оригинальной музыки.

Важный вклад в развитие современного баянного искусства внесли немецкие композиторы: Ганс Бреме (Сюита ор. 40 (1945), «Осенняя элегия и каприччио» (1953), «Симфоническая увертюра» ор. 53 (1952), «Паганиниана» ор. 52 (1952), «Дивертисмент in F» ор. 59 (1956)), Гельмут Рейнботе (Соната (1984), «Интродукция и бурлеска» для двух аккордеонов, «Настроения» для аккордеона флейты и кларнета (1981), «Интродукция и виртуозное каприччио» для дуэта аккордеонов (1982), «Пассакалия в серийной технике» для двух аккордеонов (1982), «Сонатина» для аккордеона и скрипки (1983)), Юрген Ганцер («Перпетуум, фуга и кода» (1973), «Фантазия-84» (1984), сюита «Образы» (1987), Пассакалия (1994), «Механико» (1996), Курт Швен (Соната арабиата (1969), «Токкатина» (1973), Камерный концерт для баяна или аккордеона со струнным оркестром (1987)).

В числе первых крупных профессиональных музыкантов-композиторов Италии значатся – Джервазио Маркосиньори («Краски» (1963), Четыре багатели (1971)), Сальваторе ди Джезуальдо («Восемь имитаций» (1974), «Ассиметрия» (1973)), Джакомо Беллучи («Алекс-сюита» (1986), «Proto» (1989)), Кармине ди Марко (Фантазия a-moll (1985), «Безумство» (1999)), Лучано Берио (Секвенция XIII (1996)).

К значительным современным финским композиторам можно отнести: Матти Мурто, его сочинения – «Медитация» (1975), Маленькая сюита (1984), Сюитный цикл «Образы лета» (1995), «Партита», созданная по инициативе Мики Вяюрюнена, Калеви Ахо – Первая соната (1997), Вторая соната «Чёрные птицы» (1990); Петри Макконена – «Танец четырёх ремесленников» (1982), сюита для детей «Космическая музыка» (1993), «Диско-токката» (1993), «Полет вне времени» (1997), «Диско-Танго» (2002).

Свой вклад в пополнение баяно-аккордеонного репертуара внесли польские композиторы Анджей Кшановский (две сонаты (1972 и 1987), Каноны (1973, 1974), Фуга-фантазия № 2 (1975), две сонатины (1979 и 1987); Ода, Триптих, Три медитации, Четыре багатели (все в 1979 г.), «Зимние впечатления» (1982), «Весенние впечатления» (1983), Токката для трио (1980), Музыка для 11 аккордеонов (1987)), Кшиштоф Ольчак («Фантасмагория» (1978), «Летняя сюита» и «Зимняя сюита» (1980), Прелюдия и фуга, Сонатина № 2 (1985), Концерт для аккордеона с оркестром (1989)), Бронислав Пшибыльский (Скерцо для аккордеона и флейты, «Клингентальские впечатления» для аккордеона и гитары), Богдан Преч (Польская фантазия (1987), три сюиты для детей (1989, 1990, 1991), Соната № 2 (1993), Преамбула и токката (1990)), чешские композиторы: Вацлав Троян (Сюита «Сказки» (1959), «Цирковая сюита» (1960), сюита «Соловей императора» для аккордеона, скрипки и гитары (1963), «Принц Байя» (1971), Тринадцать народных песен (1971).

Одним из ведущих зарубежных баянистов является профессор музыкальной академии в Копенгагене Могенс Эллегард. Его деятельность была неизменно сопряжена с активнейшей пропагандой баяна как полноправного в камерно-академической сфере. Музыкант интерпретировал классическую музыку и музыку эпохи барокко на многотембровом готово-выборном инструменте, а самое главное, вдохновил многих композиторов на создание репертуара для баяна. Так появились следующие сочинения: датчане – Лейф Кайзер («Сакральная сюита», 1984; «Конфетти», «Арабески», 1975), Бент Лорентсен («Слёзы», 1992; сюита «Цирк», 2001), Антонио Бибало (Соната «Quasi una fantasia»), Оле Шмидта (Симфоническая фантазия и аллегро для баяна с камерным оркестром (1958), Токката № 1 ор. 24 (1960), Токката № 2 ор. 28 (1963)), Нильса Виго Бентсона (сюита «В зоопарке» (1964)), Пьера Нёргорда («Анатомическое сафари» (1967)), Вагн Хольмбое (Соната ор. 143а), шведа Торбьёрна Лундквиста («Партита пиккола» (1965), «Метаморфозы», «Сонатина пиккола», Камерный концерт для баяна с оркестром, сюита «Ботаническая игра», вариационный цикл «Пластичность», Соната, Баллада), норвежца Арне Нордхейма («Сигналы» с ударными и электрогитарой (1968); «Динозавры» с магнитофонной лентой (1971); «Побуждение» концерт для баяна с оркестром (1975); «Вспышка», 1976), чеха Индржиха Фельда Сюита (1965), Четыре интермеццо (1968)).

Особо надо отметить французского композитора Франка Анжелиса. Произведения Франка Анжелиса, прекрасного исполнителя, победителя «Трофея мира», – это современные и оригинальные композиции, в которых можно услышать сплав музыки разных эпох, когда объединяются в единую экспрессию барочная музыка и мелодии из французских песен – сюита Б.Б. (Брель – Бах), переплетение фольклорных мотивов и элементов джазового музицирования («Азиатские вспышки»). По всему миру звучат его произведения: «Романс», «Ритмическая коробочка», «Из глубины души», «Ноктюрн», «Токката», «Амальгама» и многие другие.

Развитие исполнительской школы невозможно без оригинального современного репертуара. Большой вклад в камерно-академическую музыку для баяна и аккордеона внесли и современные отечественные композиторы: Александр Холминов – фантазия «Осенняя мелодия», необычайно масштабная «Концертная симфония» для баяна соло; София Губайдуллина – произведения «De profundis» («Из глубины»), «Семь слов» для баяна, виолончели и струнного оркестра; Геннадий Банщиков – Сонаты №1 и №2 для баяна; Анатолий Кусяков – 6 сонат для баяна, «Дивертисмент», сюиты «Зимние зарисовки», «Лики уходящего времени», «Весенние картины» и др.; Эдисон Денисов – «От сумрака к свету»; Сергей Беринский – партита «Так говорил Заратустра»; Ефрем Подгайц – Соната для баяна, Концерт №2 «Vivavoce» для баяна с оркестром; Александр Журбин – Соната №2 («Ностальгия или Sonataquasiuna…»), Третья соната «Прогулки по Нескучному саду»; Владимир Рябов – каприччио «Река любви»; Кирилл Волков – Первая соната для готово-выборного баяна, «Стихира Иоанна Грозного» для баяна и виолончели; Роман Леденёв – цикл пьес для баяна под заголовком «… на фоне русского пейзажа»; Михаил Броннер – автор крупных сочинений для баяна в сопровождении камерного и симфонического оркестров, среди них – «Katuv" Концерт для баяна, фортепиано и симфонического оркестра, «Eclipse» (лат. «Затмение») для баяна и электроники, «Бессонница» пять стихотворений Марины Цветаевой, Восемь сонетов для баяна, цикл "Семь еврейских песен" и др. Многие из этих произведения появились благодаря выдающимся российским исполнителям-баянистам: Ф. Липсу, В. Семёнову, Ю. Шишкину, О. Шарову.

Сочинения целой плеяды композиторов-современников обогатили концертный и учебный репертуар баянистов и аккордеонистов. Имя Владимира Зубицкого ( обладатель «Кубка мира» в Хельсинки, Финляндия, 1975 год)  известно многим исполнителям. Простота формы, чёткость структуры, ясность тонального плана, яркий мелодический язык, основанный на интонациях, близких народной песенно-танцевальной музыке, разнообразная фактура, стилистическое и жанровое многообразие – всё это присуще музыке известного музыканта. Прогрессивная подача музыкального материала (активное использование выборной клавиатуры, сонорические находки, насыщенная фактура, различные меховые приёмы) говорит об апробированности каждого момента самим автором как ярчайшим исполнителем, о его тонком понимании связи воплощения яркой образности с использованием разнообразных технических приёмов. Одна из наиболее репертуарных пьес в творчестве В. Зубицкого – «Карпатская сюита», не менее популярные в различных странах мира «Концертная партита №1», имеющая подзаголовок «В стиле джазовой импровизации», «Посвящение Астору Пьяццолле». Много музыки написано для детей и юношества: несколько Детских сюит (№ 2 «Русская», №3 «Украинская»), «Портреты классических композиторов», «Болгарская тетрадь» и др.

Творчество Вячеслава Семёнова по праву занимает одно их ведущих мест в баянной литературе ХХ-ХХ1 века. Появление такой неординарной личности было обусловлено историческим ходом развития баянного искусства, изменениями конструкции самого инструмента, возросшей активностью исполнительской деятельности, трансформацией художественно-содержательного контекста музыки. Сочинения В. Семёнова – это яркий и самобытный творческий мир, в котором происходят процессы интенсивного развития, где стремление к опоре на уже сложившиеся традиции сочетается с неослабевающим интересом к новому, с тенденцией к постоянному расширению круга выразительных средств баяна. Он обогатил репертуар современного баяниста. Его музыка звучит в учебных заведениях, на концертной эстраде, на престижных Российских и Международных конкурсах, в том числе и в качестве обязательных произведений. Наибольшей популярностью пользуются «Донская рапсодия», «Калина красная», «Болгарская сюита», 4 Сонаты для баяна, «Детские сюиты». Из значительных сочинений надо выделить концерт для баяна, камерного оркестра и ударных «Фрески», «Брамсиану», «Балканскую рапсодию». Недавно написаны сюиты «Конёк-горбунок, «Золотой ключик».

Образуя огромное соединительное звено между художественными потребностями народа как значительной части населения страны и музыкальной элитой общества, баян и аккордеон создают особого рода искусство-посредник, в основании которого находится массовая, бытовая национальная культура, а у вершины – самые высокие достижения

профессионально-академической культуры.

Другим не менее важным направлением баянно-аккордеонного искусства является  популярная, эстрадная музыка и джаз.

Исполнительство на баяне и аккордеоне популярной музыки насчитывает более чем столетние традиции, корни которых уходят в пласт бытового массового музицирования прошлого и находят свое дальнейшее высокопрофессиональное преломление в наши дни. В настоящее время очевиден интерес к популярной музыке, в связи с чем, изучение основных тенденций баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки на современном этапе развития представляется исключительно важным. Под популярной музыкой мы понимаем сферу исполнительского и композиторского музыкального творчества, восходящую особенностями музыкального языка к области массовой, развлекательной музыки, и в то же время относящуюся по условиям своего бытования к академической среде музыкальной деятельности. Кроме того, понятием популярная музыка целесообразно объединить сферу лёгкой и джазовой музыки, где к образцам лёгкой музыки следует относить произведения, написанные в неджазовых жанрах и стилях (например, блюз, мюзет, рэгтайм, самба, танго и др.), образцам джазовой музыки – произведения, в основе которых лежат джазовые стили (например, буги-вуги, диксиленд, свинг и др.) и стилизацию джазовых стандартов. Отметим, что в джазовой музыке для баяна и аккордеона основополагающим является компонент оригинального творчества, в то время как баянно-аккордеонное искусство в джазе направлено на передачу концептуальных особенностей джазовых стилей. На современном этапе развития (90-е гг. ХХ ст. – по настоящее время) баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки в странах Европы и США развивается в одном направлении. На этом этапе происходит окончательное разграничение исполнительской и композиторской сфер деятельности, что обусловлено расширением репертуарной базы, а также широким распространением печатной нотной литературы. Отметим, что творчество отдельных музыкантов включает в себя исполнение собственных произведений и аранжировок, однако роль живой импровизации на современном этапе развития значительно снижается.

В конце ХХ – начале ХХI вв. в развитии баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки ярко обнаруживается тенденция к слиянию особенностей джазовой музыки для баяна и аккордеона и баянно-аккордеонного искусства в джазе. Есть немало выдающихся аккордеонистов, играющих джаз: Art Van Damme, Tony Muréna, Frank Marocco, Владимир Данилин, Gus Viseur, Richard Galliano, John Serry, Pete Jolly, Manfred Leuchter.

 Ф. Арсено, М. Лоуд, Т. Дэннон, Дж. Серрито, Я. Войторовский создают произведения для баяна и аккордеона соло, в основе которых лежат как развёрнутые импровизации на темы джазовых стандартов, так и авторский тематизм. Музыкальный язык сочинений указанных авторов всецело опирается на джазовый канон и направлен на передачу художественных особенностей инструментов. В баянно-аккордеонном исполнительстве в джазе основной тенденцией становится неконформистский подход к реализации баяна и аккордеона в джазовом искусстве. Всё большее количество музыкантов отдаёт предпочтение фри-джазу, латинскому джазу, а также синтетическим стилям (например, фьюжн, джаз-року, всемирному джазу). Среди баянистов и аккордеонистов подобного толка следует отметить: Р. Сандерсона (Англия), Р. Сопа (Франция), А. Салиса, Дж. Кошья, Р. Руджери (Италия), группу «Ghorar Dеем Express» (Голландия), К. Дарвина (Канада), Н. Бакула (Латвия), Д. Кортезе, Э. Денио, Ч. Грира, Д. Федеричи (США), Л. Фрисина (Австралия), Ю. Оцука (Япония), Э. Петрову (Россия) и др. Уровень исполнительского и композиторского мастерства названных музыкантов указывает на то, что баян и аккордеон в настоящее время стали равноправными инструментами джазового арсенала.
Следует отметить, что выразительные качества баяна и аккордеона востребованы в новейших течениях массовой музыки, где композиторское и исполнительское решение исходит, в первую очередь, от сущности баянно-аккордеонного искусства. В числе новейших тенденций современного баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки – распространение моно-репертуарной политики. Так, репертуар российского ансамбля «Пьяццолла-studio», словенского – «Piazzolleky», сербского – «Tango Juventud», итальянского аккордеониста и бандонеониста П. Соаве базируется на сочинениях А. Пьяццоллы; ряд французских музыкантов, испанская аккордеонистка И. Лабуру, российский коллектив «St.Petersburg Musette Ensemble», японский дуэт «Mama!Milk» исполняют музыку исключительно в стилях мюзет и «New musette» и т.д. Также характерной чертой становится создание однородных ансамблей из числа известнейших исполнителей-солистов, при этом иногда такие коллективы объединяют исполнителей из разных стран. Например, в «Quartetto Nuovo» вошли итальянские аккордеонисты А. Саллис, Дж. Сочия и французские аккордеонисты М. Азолла и Р. Гальяно. В международном ансамбле «Accordion Tribe» принимают участие представители США (Г. Клуцевшек), Финляндии (М. Каланиеми), Словении (Б. Бибик) и Австрии (О. Лехнер). В составе «World Accordion Trio» играют американец Ф. Марокко, француз Р. Гальяно и японец Коба, в ансамбле «The International Trio» представители США, Финляндии и Новой Зеландии – Юлия, Ю. Силфверберг и К. Фридрих. Балтийский квинтет «Excelsior» также состоит из представителей трёх стран: России (В. Ушаков, С. Лихачёв), Литвы (Э. Габнис, Г. Савков), Латвии (С. Ставицкая).

 Отметим, что указанные формы были известны на более ранних этапах развития, однако в 90-е гг. ХХ ст. получили повсеместное признание на профессиональной сцене. Так, в настоящее время форма исполнительства с фонограммой развивается по двум направлениям. В основе первого лежит высокохудожественное баянно-аккордеонное исполнительское искусство, которое преломляется в контексте использования передовых технологий, что было вызвано невозможностью гастрольной деятельности с полным аккомпанирующим составом ансамбля или оркестра. В качестве примера приведем творчество Р. Бажилина, Р. Гальяно, В. Ковтуна, И. Осипенко, Я. Табачника, дуэта «Two acco». Второе направление ориентировано на установки массовой культуры и запросы стереотипизированного слушателя, где характерной тенденцией становится коммерциализация и распространение путём средств массовой информации. Среди музыкантов этого направления популярность снискали П. Дранга, дуэт «Баян-mix», белорусский баянист П. Невмержицкий и др. Необходимо подчеркнуть, что некоторые тенденции современного этапа развития были учтены в ряде международных конкурсов исполнителей на баяне и аккордеоне. Так, в настоящее время представители баянно-аккордеонного искусства в джазе могут реализовать себя на международной конкурсной сцене. Категории импровизационной джазовой музыки предусмотрены регламентом конкурсов «Citta di Castelfidardo», «S.Bissari» (Италия). Международный конкурс «Libertango» (Барнаул), многочисленные фестивали музыки А. Пьяццоллы, исполнительские категории «Musica di Astor Piazzola» и «French Varieté» в различных конкурсах отталкиваются от моно-репертуарного компонента современного баянно-аккордеонного искусства. Развитие конкурсного и фестивального движения является одним из важнейших факторов развития популярной музыки: конкурсные прослушивания позволяют проследить основные тенденции развития баянно-аккордеонного искусства в различных странах, обменяться опытом и репертуаром. Таким образом, в настоящее время наблюдается интенсивное развитие баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки. Основными тенденциями современного этапа развития являются: разделение исполнительского и композиторского творчества; синтез основополагающих элементов джазовых практик баянно-аккордеонного искусства; преломление возможностей баяна и аккордеона в контексте массовой музыки; моно-репертуарная политика; создание международных ансамблей; распространение новых форм исполнительского искусства (исполнительство с фонограммой типа «-1»), что нашло отображение в конкурсном и фестивальном движении. Следует отметить, что в настоящее время сфера популярной музыки является одним из самых приоритетных направлений развития баянно-аккордеонного искусства в России и за рубежом.

Широкое распространение и развитие в современном баянно-аккордеонном искусстве получило также исполнительство на цифровых инструментах. Применение в качестве звукообразующего начала электроники значительно расширило музыкально-выразительный потенциал баяна и аккордеона.

В настоящее время исполнительство на цифровых инструментах характеризуется возрастающим интересом со стороны баянистов и аккордеонистов всего мира (Э. Аханов, И. Белов, В. Бутусов, А. Климов, С. Кузовчиков, И. Ратников, А. Черномордиков (Россия), В. Глубоченко (Беларусь), П.ди Модугно, С. Пагни, М. Патарини (Италия), С. Герман (Германия), Н. Балларини, Ч. Бергер (США) и др.). Интенсивная динамика развития этой формы исполнительства вызвала необходимость появления оригинальных сочинений для цифровых инструментов.

По мнению российского баяниста А. Селиванова, распространение цифровых инструментов способствовало рождению нового направления баянно-аккордеонного исполнительства. Интенсивное развитие новых форм баянно-аккордеонного исполнительства способствовало организации международных конкурсов исполнителей на цифровых баяне и аккордеоне (например, «V-Accordion Festival» в Италии), включения категорий «Digital Accordion» («Цифровой аккордеон»), а также категорий, подразумевающих использование фонограмм типа «-1», в программу международных конкурсов исполнителей на акустических инструментах (например, «Закарпатский Эдельвейс», «Кубок мира»). Заметим, что конкурсы, предусматривающие использование цифровых баяна и аккордеона, направлены не только на выявление лучших исполнителей в области технического мастерства, искусства интерпретации, но и отталкиваются от такого критерия оценки, как раскрытие потенциала цифрового инструмента посредством создания креативных аранжировок оригинальных сочинений для акустических инструментов, выходящих за рамки возможностей традиционных баяна и аккордеона.

Несмотря на схожесть во внешнем виде цифровых аккордеонов/баянов с их акустическими «собратьями», в исполнительской технике баяниста и аккордеониста есть некоторые принципиальные отличия между исполнительством на акустических и на цифровых баянах или аккордеонах. Эти отличия могут оказывать влияние на исполнительское искусство музыканта, дать ему возможность делать переложения для цифровых инструментов, наиболее близкие к звучанию оригинальных сочинений.

Самым ярким первым представителем электронного баяна в нашем баянном мире является А. Беляев. К сожалению, данное исполнительское направление в тот период (60 – 70-е гг. ХХ в.) не получило большого развития в нашей стране. Однако сейчас, в XXI в., как в России, так и во всём мире баянно-аккордеонное мировое сообщество вновь проявляет неподдельный интерес к цифровым баянам, аккордеонам и их аналогам. Широко реализуются различные MIDI–системы для «вживления» в акустические баяны и аккордеоны. При этом акустический инструмент полностью сохраняет практически все свои исполнительские характеристики, но получает, благодаря вмонтированному электронному блоку, огромное количество оркестровых тембров, перкуссии.

Одним из важнейших средств реализации выразительных возможностей музыкально – исполнительской речи любого музыканта являются приёмы звукоизвлечения, средства артикуляции, используемые исполнителем на музыкальном инструменте. В баянно-аккордеонном профессиональном сообществе вопросы звукоизвлечения на баяне и аккордеоне освещены в научных трудах известных педагогов-новаторов, обосновавших исполнительские приёмы на этих инструментах и поднявших исполнительство на баяне и аккордеоне на высокий академический профессиональный уровень. Например, в статье Б. Егорова «К вопросу о систематизации баянных штрихов»  подробно рассмотрены приёмы звукоизвлечения и артикуляции. На основании этой методической разработки можно сопоставить актуальность её основных тезисов и новых исполнительских возможностей цифровых баянов и аккордеонов. Вопросы звукоизвлечения нельзя успешно решить без хороше



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.