Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лепка птиц



 

Дорогие ребята второго года обучения, продолжаем дистанционные занятия по программе «Мастер Глинчик»
Сегодня лепим по теме птички (разнообразное использование этого мотива)      ЗАДАНИЕ:

1. Внимательно прочесть лекцию.

2. Слепить по схеме гуся из целого куска

3. Слепить по схеме петушка из целого куска

4. Слепить по схеме цыплёнка из целого куска

5. Расписать одну из своих готовых игрушек.

Задание рассчитано на два наших занятия. Возникшие вопросы вы можете задать в группе программе «Мастер Глинчик»в «вконтакте», по телефону 8 909 148 3583 или по приложению вайбер.

Лепка птиц

Прежде чем приступить к лепке, решите, каких птиц вы будете лепить: гуся, утку, петуха, курицу или цыплят. Рассмотрите их, понаблюдайте их во время самых разнообразных действий: ходьбы, бега, кормежки и т. д. Позы, которые принимают птицы, очень разнообразны: красивы, изящны, а подчас и забавны. Для лепки вам нужно запомнить наиболее характерное движение, которое делает всю фигуру выразительной. Например, постарайтесь запомнить, как плавно выгнута шея у гуся, когда он спокойно идет по дороге, или как стремительно она вытягивается, придавая динамичность всей фигуре, когда гусь бежит или готовится к нападению. Красива поза, когда гусь спит, спрятав голову под крыло. Обратите внимание на цельность позы птицы, на гармоническую слитность всех частей ее тела.

Сравните пропорциональные соотношения частей тела той или иной птицы и подумайте, какие формы лежат в основе ее туловища и головы. Если вы внимательно посмотрите, то убедитесь, что в основе туловища и головы всех намеченных вами птиц лежит овоид, запомните! Это пригодится вам во время лепки. Однако это только основа. Найдите, чем форма тела отличается от овоида, ведь живая форма никогда точно не повторяет геометрическую. Для верной передачи реального объекта важно найти не только сходство его с той или иной геометрической формой, но и отличие от нее. Затем рассмотрите, как строятся ноги у птиц, из каких частей они состоят, как соединяются с туловищем. Обратите внимание на линию перехода от шеи к туловищу со стороны спины и со стороны грудки, как эти линии меняются во время движения птиц. Посмотрите внимательно на характер клюва, хвоста; определите место расположения глаз.

После того как вы понаблюдали птиц, полепите их, используя для образца какое-либо наглядное пособие; это облегчит вашу работу, сделает ее точнее и грамотнее. Скульптура или игрушка - это уже решенный художником образ, и вам остается только скопировать его, но вы можете изобразить гуся в самых разнообразных движениях, пользуясь своими предварительными наблюдениями: гусь идет, стоит, гусь ест или пьет, гусь вытянул шею, увидев какую-то опасность, и т. д.

Гуся удобно лепить из целого куска. Для этого вылепите исходную форму в виде овоида и приступайте к лепке наиболее характерных частей. Шею можно вылепить вытягиванием ее из общей массы туловища. Делайте это правой рукой, а вылепленное вами туловище держите в левой. Оттягиваемую часть глины старайтесь направить вверх, беря глину в основном не со спины, а с передней стороны, от грудки. Вылепив шею, отогните ее верхний конец для изображения головы. Придайте голове сразу овоидную форму и отожмите клюв. Это удобнее всего сделать двумя пальцами - большим и указательным, слегка сдавив ими глину (рис. 1).


Рис. 1

Вылепив основную форму птицы, переходите к ее уточнению и лепке характерных деталей.

Как правило, ноги птиц у игрушек и скульптур изображаются рельефом на подставке, поддерживающей тело птицы. Поэтому, вылепливая подставку и укрепляя на ней изделие, следите, чтобы размеры ее соответствовали величине ног птицы. Стеком наметьте место, где будут изображены ноги на подставке, и прорисуйте их, внимательно следя за их построением.

После этого накладывайте куски глины на рисунок так, чтобы в конечном итоге у вас получилось полуобъемное изображение ног с двух сторон подставки. Рельеф намечен, при помощи стека и пальцев обработайте его поверхность. Таким же способом рельефом изобразите крылья гуся, если он в спокойном состоянии; если же гусь, которого вы изображаете, приготовился к полету, крылья можно вылепить отдельно и прилепить к туловищу. Затем пролепите мышцы грудки.

Когда скульптура будет готова, рассмотрите ее внимательно, проанализируйте, удалось ли вам передать форму, строение птицы, ее движение.

Полепите других птиц, например петуха.

Постарайтесь отыскать живую натуру, внимательно рассмотрите ее.

У петуха голова красивая и интересная - с гребешком и бородкой. Если вы внимательно рассмотрите не одного, а нескольких разных по окраске и породе петухов, то заметите, что все они неодинаковы: у одного гребешок большой, длинный и даже немного свешивается набок, у другого покороче, но с ярко выраженными зубцами по краю и т. д. Рекомендуем в процессе наблюдений иногда прибегать к небольшим зарисовкам с натуры. Можно прорисовать всю фигуру птицы или лишь ее отдельные части, например форму гребешков, хвостов, лап и т. д.

Рассмотрите форму и соотношение по величине частей тела петуха. Посмотрите, как изменяется взаимное расположение частей его тела с изменением движения и позы. Обратите внимание на то, как наклоняется корпус петуха, когда он клюет, как он закидывает шею и голову, когда пьет, на осанку поющего петуха.

Сравните петуха с ранее вылепленным гусем - форму основных частей тела, пропорции. Например, шея петуха имеет совсем другой характер, чем шея гуся.

Рассмотрите и установите, что в фигуре петуха расположено выше - голова с гребешком или верхняя линия хвоста. Эти соотношения не постоянные и могут меняться в зависимости от движения позы и "настроения" петуха. Представьте себе петуха, который промок под дождем: в этот момент хвост петуха может быть опущен и голова с гребешком окажется выше хвоста. Но если вы представите себе петуха, спокойно стоящего и немного нахохлившегося, то у него хвост будет выше головы. Не забывайте, что от изображения всех этих особенностей зависит, насколько правильно вы передадите образ птицы.

После детального рассматривания приступайте к лепке с натуры. В качестве натуры могут быть взяты чучела, игрушки, а если нет ни того, ни другого, можно лепить по картинке или нескольким картинкам, изображающим одного и того же петуха в разных позах.

Петуха можно лепить теми же приемами, что и гуся. Отдельно вылепите гребешок, бородку, сережки; эти детали очень мелкие, но они необходимы для передачи характерных особенностей этой птицы (рис. 2).


Рис. 2

Полепите с натуры и других птиц, например утку, курицу, ворону и т. п. Затем птиц, несложных по форме, вылепите по памяти, начните с цыплят.

Их можно изобразить очень просто, соединив два округлых комочка глины, маленького - головы и побольше - туловища. Хвост и клюв оттяните. Укрепите всю фигурку на подставке. Конечно, такой способ лепки может быть рекомендован только для изображения очень маленьких цыплят.

Изобразите цыплят в разных позах. Положение цыпленка будет зависеть от того, в каком месте туловища вы прикрепите голову и в какую сторону направите клюв и хвост. Например, если цыпленок клюет, то наклоняет голову - клюв обращен вниз, а если пьет - голову запрокидывает на спину и клюв обращает вверх (рис. 3).


Рис. 3

Если выполненные птицы предназначаются для детских игр, их можно окрасить. Зачищать и грунтовать поверхность фигур не следует, так как шершавая, неровная поверхность будет больше соответствовать фактуре перьевого покрова птицы, придаст некоторую живость и выразительность фигуре. Для окраски можете использовать акварельную краску или гуашь.

Вы научились лепить птиц, с которыми были достаточно хорошо знакомы до лепки. Но есть птицы, форму и строение которых вы знаете гораздо хуже. Рекомендуем вам пойти в зоопарк или найти иллюстрации в книгах и посмотреть таких интересных птиц, как фламинго, пеликаны, попугаи, павлины, страусы, пингвины, орлы. Форма и строение тела их необычны, разнообразны.

Если раньше вы смотрели на этих птиц и многое не замечали, то теперь, научившись рассматривать натуру, увидите их строение, форму, разнообразие поз: наклоны, изгибы шеи фламинго, повороты головы пеликана и т. д. В зоопарке вы сможете зарисовать этих птиц или сфотографировать их в разных позах. Придя домой,- займитесь лепкой по памяти. Если вы задумаете лепить фламинго, то сделайте каркас для его длинных ног и шеи, остальных птиц можно лепить, как обычно, на подставке, без каркасов, особенно если изображать их будете в спокойном состоянии


Орел. Фарфор

После лепки павлина, попугая, т. е. птиц красивых и необычных как по окраске, так и по своему строению, рекомендуем вылепить сказочную фантастическую птицу. Сначала сделайте несколько эскизов карандашом и краской, продумайте, в каком положении будет птица.

После лепки птиц соберите все работы и проанализируйте их: удалось ли вам передать характер той или иной птицы, правильно ли вы нашли форму тела и основных частей, пропорции, интересную ли выбрали позу, какая фигурка получилась наиболее выразительно. Определите, что вышло неудачным. Такой сравнительный анализ очень полезен, он поможет выявить сильные и слабые стороны работы, поможет избежать многих ошибок в дальнейшем.

Хранить все вылепленные изделия трудно: они хрупки, занимают место. Однако сохранить некоторые из них было бы очень полезно. Выберите наиболее интересные, выразительные фигурки, их вы сможете использовать в работе с детьми.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.