Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Я-заявление



 

Программа коррекции личностной тревожности у младших подростков (4-6 классы).

 

Коррекционная работа психолога в школе - Программы
Автор:
 
Плотко Елена Константиновна, психолог, социальный педагог, МОУ г. Кемерово «Гимназия №42» г. Кемерово Программа коррекции личностной тревожности у младших подростков (4-6 классы). Номинация: Лучшая коррекционно-развивающая программа, программа элективного курса по психологии. Аннотация: Программа разработана и апробирована в 2004-2005 уч. г. Основана на представлениях о тревожности, разработанных в рамках гештальт-подхода. Включает в себя 3 этапа: исследование участниками группы собственных границ; отработка навыков отстаивания своих границ в общении со сверстниками и взрослыми; коррекционная работа по запросу участников группы. Проблема: в результате отслеживания социально-психологического статуса учащихся 4-6 классов с высокой личностной тревожностью было выявлено, что они, обладая большим потенциалом, испытывают значительные трудности, как в обучении, так и в установлении контактов с окружающими, которые сопровождаются снижением эмоционального фона и ухудшением самочувствия. Цель: улучшение самочувствия и повышение эмоционального фона за счет снижения уровня личностной тревожности. Задачи:
  • Исследование собственных границ участниками группы;
  • Освоение участниками группы навыков отстаивания своих границ в общении со сверстниками и взрослыми;
  • Разрешение ряда психотравмирующих ситуаций, способствующих повышению тревожности.
Целевая группа:
младшие подростки (учащиеся 4-6 классов) Идея: исследовав свои границы и освоив навыки их отстаивания в социальной среде, учащиеся смогут адекватно выражать свои непосредственные реакции на различные ситуации. Это будет способствовать разрядке возникающего возбуждения и снижению тревожности. Учащиеся смогут стать более успешными: повысить свою успеваемость и социальный статус в классном коллективе. Ресурсы:
  • Занятия может проводить психолог, обладающий навыками коррекционной работы в рамках гештальт-подхода, гештальт-терапевт;
  • Тренинговая комната должна быть оборудована партами или столами для выполнения письменных заданий, доской или пробковым стендом, настенными часами; а также должна иметь достаточно свободного места для работы в тренинговом круге;
  • Для занятий необходимы: бумага формата А3; цветные карандаши, мелки, краски и кисти, фломастеры; бумажные носовые платки; английские булавки и канцелярские гвоздики; ножницы; раздаточный материал по темам «Активное слушание» и «Я-заявление»; гербы, листы обратной связи, банка орехового масла, батон, джем.
  • Каждое занятие длится в течение 40-60 минут; всего 10 занятий с периодичностью 1 раз в неделю.
Подготовительная работа
– формирование группы. Группа формируется из учащихся 4-6 классов по результатам диагностики тревожности. (В своей работе я использовала детский вариант явной тревожности (CMAS) для детей 7-12 лет). Во время обратной связи учащимся с повышенной и высокой тревожностью предлагается принять участие в работе группы, назначается время и место первого занятия. Группа должна быть не более 10 человек; оптимальное количество – 5-7 человек. Занятие 1.Цель: знакомство, обсуждение цели и формирование правил работы группы.
  • Упражнение «Снежный ком» – 10 минут. Инструкция: Для того чтобы нам с вами познакомиться и запомнить имена друг друга, давайте с вами сделаем снежный ком. Для этого каждый сейчас должен придумать себе прилагательное, которое начинается с той же буквы что и его имя. Потом я начну первая: скажу свое имя и прилагательное к нему. Второй человек, сидящий от меня справа, должен сначала повторить мое высказывание, а затем сказать свое. Дальше каждый последующий должен сначала повторить все предыдущие высказывания, начиная с моего, а затем назвать свое. Так количество высказываний будет постепенно увеличиваться, образуя снежный ком». Затем если группа большая можно предложить учащимся на небольших листочках (заготовленных заранее) написать свои имена и прикрепить их к груди на английские булавки. В конце занятия их можно собрать в отдельную коробку, чтобы на следующем занятии снова ими воспользоваться.
  • Упражнение «Мой личный герб» – 15 минут. Инструкция: Теперь мы можем называть друг друга по имени, но по-прежнему почти ничего друг о друге не знаем. Для того, чтобы получше познакомиться, давайте нарисуем свой личный герб. Я раздам вам вот такие заготовки (см. Приложение 1), а вы должны будете заполнить их. На это я даю вам 5 минут. Потом по желанию можно будет рассказать про свой герб (10 минут), а затем мы вывесим все гербы вот здесь на стенде (или доске), и вы сможете с ними познакомиться более подробно после занятия.
  • Упражнение «Соглашения» – 15 минут. Инструкция: В ваших классах проводилось тестирование. По его итогам мы выяснили, что вам часто мешает повышенная тревожность, когда вы волнуетесь, переживаете из-за того, что еще не случилось и т.д. здесь мы с вами собрались для того, чтобы научиться справляться с этими неприятными чувствами. Но в процессе нашей работы могут возникать такие ситуации, о которых вы бы не хотели, чтобы знали другие люди. Ведь каждому из нас неприятно, когда о нем сплетничают. Для того чтобы этого не было, я предлагаю написать соглашения (или правила) нашей группы. И первым правилом пусть будет «Не разглашать тайны». Оно означает, что вы можете рассказывать своим друзьям и родителям что вы сами делали на этом занятии, но не можете говорить о том, что делал или говорил другой человек. (на доску крепится лист на нем записывается правило). А какие еще должны быть правила в группе, чтобы вам было удобно в ней работать? Составляется свод правил, затем все участники ставят под ними свои подписи в знак того, что будет их соблюдать. Если кто-то не согласен с правилами группы, он ее покидает.
  • Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи (см. Приложение 2) – 5 минут.
Занятие 2.Цель: исследование собственных границ и способа взаимодействия с окружающим миром.
  • Упражнение «Ассоциации с погодой» – 5 минут. Инструкция: Для того чтобы нам узнать, кто с каким настроением пришел сегодня на занятие, давайте сейчас проассоциируем себя с погодой. Я сегодня как теплый весенний день, когда светит солнце, но еще не жарко, а только тепло и безветренно. Продолжите дальше по кругу.
  • Упражнение «Осознавание собственных границ» – 30 минут. Инструкция: Сейчас возьмите листы формата А3, оставьте в центре место размером со свою ладонь, а вокруг нарисуйте мир, в котором вы живете. Это может быть все, что вас окружает, все, что вы считаете важным. Для рисования вы можете выбрать любые инструменты: краски, мелки, карандаши. Как вам захочется. На это вам дается 10 минут. Когда эта работа будет выполнена, дается следующая часть инструкции: А теперь в центре нарисуйте себя и то, как вы взаимодействуете с этим миром. На это вам дается 5 минут. По окончании работы проводится обсуждение – 20-30 минут: Теперь посмотрите на свой рисунок. Какие чувства он у вас вызывает? Что вам в нем нравится, а что нет? Чтобы вы сказали о человеке, который нарисовал такой рисунок? Подходит ли это высказывание к вам? Обсуждение может взывать у некоторых участников сильные эмоциональные переживания. При этом важно поддержать их, помогая им выразить свои эмоции, и определить, с чем конкретно они связаны. Можно предложить им послушать отклики других членов группы, если в этом будет необходимость.
  • Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи – 5 минут.
Занятие 3.Цель: освоение участниками группы техники Я-заявления.
  • Упражнение «Ассоциации с фруктами» – 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с каким либо фруктом. Я сегодня похожа на спелое зеленое яблоко: ничего необычного, просто нормальное рабочее настроение. Продолжите по кругу.
  • Теоретическая часть – 10 минут: На прошлом занятии мы с вами исследовали то, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром. Многие из вас были недовольны тем, что у него получилось. Сегодня мы попробуем с вами разобраться в том, как происходит это взаимодействие и что надо уметь для того, чтобы оно проходило успешно.
Для того чтобы происходило взаимодействие, человеку необходимо отправить во внешнюю среду сообщение (или совершить какое-то действие). При этом сам человек становится отправителем сообщения, а среда его получателем. Когда сообщение получено, получатель посылает отправителю обратную связь (подтверждение, что сообщение получено или совершено действие). Это выглядит следующим образом (схема чертится на доске или на листе, прикрепленном к пробковому стенду): Сообщение Отправитель - Получатель Обратная связь Для того, что чтобы взаимодействие было эффективным (чтобы получить от среды именно то, на что мы рассчитывали, отправляя сообщение) необходимо уметь отправлять правильные сообщения. К сожалению, мы часто получаем из среды совершенно не такую реакцию, которую ожидали. Особенно это касается взаимодействия с людьми. Это означает, что мы не умеем правильно формулировать свои сообщения. Сегодня мы с вами поучимся это делать. Для этого давайте составим список обязанностей отправителя. (Мозговой штурм)
  • Упражнение «Бутерброд с ореховым маслом» – 15 минут. Инструкция: для выполнения этого упражнения мне понадобится один желающий. (Дальше инструкция дается после того, как выйдет помощник) Твое задание – объяснить младшему брату, как сделать бутерброд с ореховым маслом. Братом буду я. Я буду выполнять все твои инструкции. (Следовать указаниям учащегося необходимо настолько точно, насколько он говорит, не боясь взывать смех своими действиями. Младший брат ничего не знает: ни как открыть банку с маслом, ни как открыть пакет с хлебом, ни какой стороной ножа пользоваться и т.д. Это упражнение должно показать, как тяжело порой слушающему понимать мысли говорящего.)
Сейчас давайте обсудим, что было сделано хорошо, а что можно изменить. Возможно, у нас появятся дополнения к нашему списку обязанностей отправителя.
  • Теоретическая часть – 15 минут: Однако иногда, несмотря на все наши приложенные усилия, мы все-таки получаем негативную обратную связь. Что же делать в таких ситуациях? Можно использовать технику Я-заявления. Это безопасный способ высказывания другому человеку того, что вы ощущаете и какими видите ваши отношения в будущем. Например: «Я сержусь, когда кто-то берет мои вещи без разрешения и прошу тебя предупреждать меня, если тебе в следующий раз понадобится что-то из моих вещей». В Я-заявлении говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего и предлагает варианты разрешения сложной ситуации. (Раздать участникам группы раздаточный материал по теме «Я-заявление» (см. Приложение 3))
Давайте потренируемся формулировать Я-заявления. (Раздать участникам таблицы Я-заявления (см. Приложение 4), чтобы они их заполнили, а затем обсудить их.)
  • Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи – 5 минут.
Занятие 4.Цель: освоение участниками группы техники активного слушания.
  • Упражнение «Ассоциации с одеждой» – 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с одеждой. Я сегодня похожа на деловой костюм, у меня нормальное настроение, я готова к работе. Продолжите дальше по кругу.
  • Упражнение «Пересказ» – 15 минут. Инструкция: На прошлом занятии мы уже касались того, как тяжело слушающему бывает понять говорящего. Сегодня мы попробуем с вами научиться делать это правильно. Мне надо 5 добровольцев. Четыре из них должны выйти за дверь. Когда четверо выйдут, дать инструкцию оставшемуся: твоя задача слушать мой рассказ как можно внимательнее, а затем пересказать его тому, кто зайдет.
«Я сидела в своей комнате в гостинице и смотрела фильм «Стар Трек», когда, посмотрев на часы, поняла, что было уже 5:00, а я должна была успеть на самолет в 5:30. аэропорт находился в 15 минутах езды от гостиницы. Я схватила сумку и пиджак и пошла вдоль по коридору к лифту. Я вошла в него и проехала 3 этажа вниз до первого этажа. Когда дверь лифта открылась, я увидела потрясающего брюнета в красной рубахе, напоминающей цистерну пожарной машины и белоснежных шортах. Но не это привлекло мое внимание: на цепи он вел обезьяну в спортивном костюме. Я так загляделась на мартышку, что, когда выходила из холла, мой чемодан попал в турникет. Я упала и разодрала колено, а левый нижний угол чемодана разорвался на 6 дюймов, и как раз в это время я увидела, что отъезжает последнее такси. Было уже 5:20, и я опоздала на самолет». Каждому входящему дается такая же инструкция, как и первому добровольцу. В конце зачитывается первоначальная история. Для сравнения. Затем проводится обсуждение того, как исказилась информация при пересказе.
  • Теоретическая часть – 10 минут: Давайте составим список черт хорошего слушателя. (Мозговой штурм).
Для того, чтобы правильно слушать есть несколько правил, которые все вместе называются техникой активного слушания. (Раздать раздаточный материал к теме «Активное слушание» (см. Приложение 5), обсудить его.)
  • Работа в тройках – 15 минут. Инструкция: Разбейтесь сейчас на тройки и возьмите оценочные бланки (см. Приложение 6). Один из вас в тройке будет рассказчиком, другой – слушателем, а третий – наблюдателем. Рассказчик должен в течение 3 минут рассказывать слушателю о важном для него событии. Слушатель должен использовать приемы активного слушания, а наблюдатель фиксировать в бланке какие приемы были использованы и сколько раз. Затем 2 минуты на обратную связь и меняетесь ролями. Каждый должен побывать и рассказчиком, и слушателем, и наблюдателем.
  • Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи – 5 минут.
Занятия 5-10.Цель: завершение участниками группы незавершенных сложных ситуаций.
  • Упражнение «Ассоциации с временами года» – 5 минут. Инструкция: Проассоциируйте себя, свое сегодняшнее настроение, с каким либо временем года. Я сегодня похожа на спелое лето: это середина года, когда длинные дни и можно много чего успеть сделать. У меня хорошее рабочее настроение. Продолжите по кругу.
  • Индивидуальная коррекционная работа – 30 минут. Инструкция: Сегодня и на нескольких следующих занятиях мы с вами будем заниматься решением ваших насущных проблем. Я буду работать с одним из вас на разрешение какой-либо сложной ситуации из вашей жизни. Остальные могут при этом присутствовать, но не мешать нам. Это может быть важно для вас потому, что часто нам приходится решать одни и те же проблемы, и то, как справится с какой-то проблемой ваш товарищ, может помочь вам справиться с такой же проблемой самостоятельно. Кто желает поработать со мной сегодня? (Дальше идет индивидуальная коррекционная работа).
  • Психолог благодарит всех за работу и просит заполнить листы обратной связи – 5 минут. (Обратную связь можно заменить шерингом).
Критерии оценки эффективности коррекционной работы:
    • Снижение у учащихся уровня тревожности по результатам диагностики (контрольного среза);
    • Повышение успеваемости и социального статуса учащихся в классном коллективе;
    • Субъективная оценка учащимися своего самочувствия и эмоционального состояния.
Приложение 1 Мой личный герб Мое имя
То, что я люблю     То, что я дела хорошо
Моя любимая вещь из того     Мой девиз
Место, где я живу     Места,которые я посетил

Приложение 2
Лист обратной связи

Дата___________________________ФИО________________________________

  • Оцени сегодняшнее занятие по 5-балльной системе.__________________
  • Что сегодня тебе больше всего понравилось?________________________ ______________________________________________________________
  • Что сегодня тебе больше всего не понравилось?_____________________ ______________________________________________________________
  • Что для тебя сегодня было полезно?_______________________________ ______________________________________________________________
  • Замечания, предложения, пожелания на следующее занятие______________________________________________________________________________________________________________________

Я-заявление

Я чувствую…

  • Используйте слова, которые точно описывают ваши чувства.
  • Не преувеличивайте чувства.
  • Не используйте «жертвенных» слов.

 

Когда кто-то (ты)…

  • Описывайте поведение точно (поведение – это то, что видно и слышно, а не то, что вам кажется).
  • Не используйте обидных слов.

Потому что…

  • Будьте максимально конкретны.
  • Делайте упор на то, как это влияет на вас.
  • Не преувеличивайте эффекта, так как это вызывает защитную или скептическую реакцию.
  • Не используйте слов, которые хорошо звучат, но не являются правдой.

 

В следующий раз я бы хотел…

___________________________________________________________________________________________________________
Таблица Я-заявления

Ситуация Я-заявление
Вы долго простояли в очереди в столовой, как вдруг два ученика подбежали и влезли впереди вас Я чувствую_______________________ Когда кто-то______________________ Потому что_______________________ В следующий раз__________________
Вам подарили диск с новой компьютерной игрой. Когда вы пришли домой после школы, то увидели, что ваша сестра поцарапала его Я чувствую_______________________ Когда кто-то______________________ Потому что_______________________ В следующий раз__________________
Вы сидите за партой, и вдруг проходящий мимо одноклассник обзывает вас Я чувствую_______________________ Когда кто-то______________________ Потому что_______________________ В следующий раз__________________

 

Приложение 5
Техника активного слушания

Действие Цели Как это сделать Пример
Поддержка
  • Проявить интерес;
  • Помочь собеседнику продолжать говорить.
  • Воздерживайтесь от выражения согласия или несогласия;
  • Используйте нейтральные слова, спокойные интонации, невербальное общение.
Вы не могли бы мне побольше рассказать об этом?
Прояснение
  • Яснее понять, о чем идет речь;
  • Получить больше информации;
  • Помочь говорящему увидеть другие точки зрения.
  • Задавайте вопросы.
Когда это произошло?
Выражение понимания идеи
  • Показать, что вы слушаете то, о чем идет речь;
  • Показать, насколько верно вы понимаете основные мысли собеседника.
  • Выделяйте основные идеи и факты;
  • Перефразируйте собеседника.
Значит, ты хочешь, чтобы она тебя больше не подводила?
Выражение понимания чувств
  • Показать, что вы понимаете, что чувствует человек;
  • Дать возможность переоценить свои чувства после того, как он услышит свои чувства от другого.
  • Выделяйте основные чувства собеседника;
  • Перефразируйте собеседника.
Мне кажется, что тебя это сильно огорчает.
Обобщение
  • Собрать воедино все идеи, факты, чувства;
  • Создать базу для дальнейшего диалога.
  • Повторите главные идеи и чувства.
По-моему, главное из того, что я услышал, это…
Заключение
  • Продемонстрировать уважение к собеседнику.
Выразите уважение к чувствам и мыслям собеседника Я очень ценю твое желание решить это.

Приложение 6
Оценочные бланки для работы в тройках по теме «Активное слушание»

Имя слушателя

Приемы активного слушания Сколько раз употреблял Оценка (справился не справился)
Поддержка    
Прояснение    
Выражение понимания идеи    
Выражение понимания чувств    
Обобщение    
Заключение    

 

 

Тренинг "Личностного развития" для подростков 2

 

Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги
Автор: Administrator
03.09.2010 09:58
Продолжение Занятие № 10.Тема. Эмоции и чувства. Время на занятие: 45 минут. Задачи, решаемые на занятии: 1. Умение выражать свое эмоциональное состояние.
  • Ритуал приветствия.
  • Луч света.
Направить яркий луч света от фонарика в с6ередину лба. Длительность упражнения от 30с. до 60с. Во время упражнения смотреть на черный лист бумаги.
  • Молния.
Провести рукой вдоль переднего серединного мередиана от нижней губы к лобковой кости, затем в обратном направлении (расстегивая и застегивая молнию). Затем провести рукой вдоль заднего серединного мередиана от верхней губы к копчику и в обратном направлении (застегивая и расстегивая молнию сзади). Движение проводить вверх – вниз несколько раз. Всегда заканчивать движением вверх.
  • Зеркало.
- Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных заданий, точнее – сымитировать их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие: 1.Пришиваем пуговицу 2.Собираемся в дорогу 3.Печем пирог 4.Выступаем в цирке Особенность этих занятий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары… Пары готовы, приступаем к заданиям. Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них – исполнитель, а другой – его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы – зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Итак, начинаем представление. Подводятся итоги. Каждый подросток вычисляет для суммарную групповую оценку, полученную им в роли зеркала.
  • "Имена" чувств.
Каждый подросток записывает столько "имен" чувств, сколько сможет. Подросток, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других детей. Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием. Дети заносят в таблицу чувства, которые для них характерны, и те чувства, которые они испытывают сегодня. В первой колонке выписываются "имена" чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики. В первой части таблицы записываются чувства, которые чаще всего испытывались за последние полгода, во второй – чувства, которые участник испытывал сегодня. Можно по5 – 10 бальной системе оценить интенсивность чувства. Детям предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.
"Имена" чувств

Места, где я обычно испытываю эти чувства

дома На улице В школе В новой компании Среди друзей В других местах (где?)

Обычно

1.Злость          

2.Радость

           

3.Уныние

           

и т.д.

           

Сегодня

1.Скука

           

2.Страх

           

3.Восторг

           

и т.д.

           
               
  • Рефлексия.
  • Ритуал прощания.

Занятие № 11.
Тема. Мои удачи и неудачи.
Время на занятие: 60 минут.
Задачи, решаемые на занятии: 1.Способствовать осознанию своих проблем,
попыток их решений и преодолению
трудностей.
1.События моей жизни
Ведущий сообщает участникам, что на сегодняшнем занятии им предстоит работать с образами фантазии, и просит их развернуть свои стулья спиной к центру круга. При желании можно закрыть глаза. Требовать закрыть глаза совсем не обязательно. Многие люди могут прекрасно вызывать яркие зрительные образы, не делая этого. А кроме того, некоторые участники, закрывая глаза, начинают испытывать чувство тревоги.
Прошу каждого из вас вспомнить свою жизнь, прошедшую до нынешнего момента.
Невидимый волшебный фонарь, горящий в центре нашего круга, освещает твою память, помогая выявить самые важные события. Конечно же, вспомнить абсолютно все невозможно. Это и не нужно. Вот луч волшебного фонаря освещает один из самых дальних уголков твоей памяти. Вернись к тому моменту в своей биографии, который можно считать первым воспоминанием… Сколько тебе было в тот день – три года? Может быть, чуть больше? А может, меньше?... Что тогда произошло с тобой такое, что помниться до сих пор?... Как оценить то событие – было ли оно твоим успехом или неудачей?... Не всякое событие можно однозначно отнести к успеху или неудаче. Но событие было, оно врезалось в память, а значит, оно каким – то образом повлияло на твою жизнь. В результате этого события ты изменился, для тебя оно имело значение…
Волшебный фонарь может осветить и другие события. Давай пойдем дальше по маршруту твоей жизни, останавливаясь в те моменты, которые по тем или иным причинам оказались для тебя значимыми… Сейчас они всплывут в твоей памяти. Ты сам вправе выбирать, стоит ли напрягаться воссоздавая подробности, или, не задерживаясь, идти дальше. Вспоминайте те дни, часы, минуты, которые были для тебя очень удачными. Те мгновения, которые ты проживал как триумфатор, въезжающий в город на белом коне…
Однако постарайся не бежать от воспоминаний и о тех событиях, которые можно рассматривать как моменты неудачи. Может быть, и о них стоит все – таки вспомнить? Они произошли. Они остались в памяти. Они повлияли на тебя. Они изменили тебя. Значит, они нужны тебе…
Свет волшебного фонаря, горящего в центре нашего круга, становится все менее ярким, поскольку его перебивает свет сегодняшнего дня, свет настоящего…

  • Создание рисунка "Мой жизненный путь"

А теперь я прошу открыть глаза тех, кто закрывал их во время упражнения. Не делайте резких движений. Не торопясь, медленно смените позу. Можно потянуться. На столах лежат листы бумаги и краски. Не разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к столам. Попробуйте отразить в рисунке свой жизненный путь, который вы проделали до нынешнего момента. Изобразите тем или иным образом те события, которые вспоминались в процессе выполнения только что проведенного упражнения. Время на рисование – примерно пятнадцать минут.
Участники, закончившие рисунки раньше, возвращаются в круг и ожидают завершения работы своих товарищей, расположившись уже лицом к кругу.
Обсуждение рисунков проводить не следует, тем более не следует их интерпретировать и оценивать. Нужно сразу предупредить об этом участников. Процедуру лучше организовать, например, следующим образом: все "художники", держа свои рисунки в руках, молча предъявляют их другим членам группы. Ведущий просит участников выбрать среди рисунков своих коллег те, которые кажутся в чем – то похожими на их собственные или даже просто созвучными им по тематике, по настроению. Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких – то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке.

  • Радость неудачи.

Отложите, пожалуйста, свои рисунки. Встаньте снова спиной к центру круга и закройте глаза. Начинайте двигаться спиной вперед к центру круга. По моему хлопку вы должны собраться в группы по четыре человека. Без специальной команды глаза открывать нельзя. Продолжаем движение… Собрались в четверки!
Ведущий наблюдает за тем, кто каким образом ведет себя в необычной ситуации: уверенно или робко, проявляя инициативу или подчиняясь. Участники берутся за руки. Ведущий советует им, не открывая глаз, разобраться, сколько человек получилось в каждой подгруппе. При необходимости участники могут покинуть одну подгруппу и примкнуть к другой.
Вот теперь откройте глаза и сядьте подгруппами в отдельные кружки. Я прошу каждого из вас вспомнить такое событие из вашей жизни, которое вы вначале рассматривали как неудачу, а затем поняли, что на самом деле это событие имело для вас очень благоприятное значение. Иными словами, вспомните событие, которое позволило вам понять, что такое "радость неудачи", и расскажите о нем своим товарищам по подгруппе.

  • Общая метафора.

Вы узнали нечто новое о своих товарищах. Наверное, с каждым из вас случилось похожие в чем – то события. Я прошу вас найти нечто общее, сходное в рассказанных историях и представить это общее в метафорической форме. Это можно сделать средствами рисунка, афоризма, "живой скульптурой" или как – нибудь еще. При желании вы можете прокомментировать предлагаемые метафоры.
Спасибо за ваши замечательные метафоры. А теперь такое задание для каждой группы: назовите хотя бы одно не очень приятное событие ближайшего будущего кого – то из вас( или всей группы), которое в свете принципа "радость неудачи" может быть рассмотрено как позитивное.
Участники обсуждают поставленную задачу в группах, а затем представители групп описывают новый способ рассмотрения будущего события.

  • "Стул хвастовства".

Все участники садятся в общий круг. Ведущий берет один из свободных стульев и ставит его так, чтобы он выступал из круга, при этом сам тренер располагается чуть позади и справа.
Это непростой стул. Это стул хвастовства. Каждый, кто сядет на него, получает право похвастаться. Чем? Да чем угодно! Любым достижением на своем жизненном пути. Тот, кто садится на этот стул, должен начинать свое сообщение со слов: "Я хочу похвастаться тем, что…" Итак, кто первый?
После первого "хвастовства" ведущий инициирует аплодисменты и восторженные отзывы. Это особенно важно для эмоциональной поддержки робких и застенчивых участников. Выступив, сидящий на "стуле хвастовства" называет следующего, кому он предлагает сесть на этот стул. При желании можно садиться на "стул хвастовства" неоднократно.

  • Благодарность за опыт.

Сегодня мы многое узнали друг о друге такого, о чем даже не подозревали. Мы поделились друг с другом своим жизненным опытом. Мы дали возможность друг другу испытать новые переживания. Мне кажется, стоит поблагодарить тех, кто внес в это дело самый значительный вклад. Я прошу каждого из вас подумать и выбрать того человека из нашей группы (только одного!), кого вы хотели бы персонально поблагодарить. Можно высказаться, обращаясь к этому человеку и объяснив, почему хочется поблагодарить именно его.
Ведущий внимательно следит за тем, в чей адрес звучит наибольшее число благодарностей и кто остался без внимания. Если последних оказалось несколько человек, ведущий сам произносит слова благодарности за опыт тому, кто, по его мнению, больше всего нуждается в поддержке.

  • Подведение итогов.

Мы завершаем это упражнение. Я прошу вас вернуться к рисункам, на которых изображен ваш жизненный путь. Взгляните на них еще раз. Хочется ли сейчас вам что – то исправить на них? Или добавить нечто? У вас есть возможность исправить в рисунке те изменения, которые кажутся вам необходимыми. Но если вас устраивает то, что уже нарисовано, то, разумеется, можно ничего не менять.
Участники вновь садятся в общий круг. Обсуждают вопросы:
Что вы чувствуете сейчас?
Менялись ли ваши чувства на протяжении игры?
Какой из этапов игры показался вам наиболее сложным?
Трудно ли было вспоминать события вашей жизни?
Какие события, связанные с вашими удачами или неудачами, чаще вспоминались?
Изменилось ли ваше отношение к каким – либо событиям вашей жизни?
Как вы поняли, что такое радость неудачи?
Что дало вам сидение на "стуле хвастовства"? Легко ли было публично хвастаться?
Изменили вы что – то на своих рисунках или нет? Почему?

Занятие № 12.
Тема. Преодоление плохого настроения.
Время на занятие: 60 минут
Задачи, решаемые на занятии: 1.Снятие эмоционально – психического и
телесно напряжения.
2.Способствовать преодолению чувство
тревоги и избавление от него.

  • Ритуал приветствия.

2.Твое настроение. - Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находились чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном, или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это – ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: "жизнерадостный человек", хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, подавленного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но…. Взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка – и все становится ясно. Есть ли у тебя "свое" настроение, такое. В котором ты находишься чаще всего? А как ты думаешь, каким тебя видят твои друзья, одноклассники, родители? Учти, что свое настроение мы чаще всего невольно передаем другим людям. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он взаимодействует. В результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать, ни обмениваться впечатлениями, когда в голову не приходят новые мысли, идеи, когда душой владеют не жизнеутверждающие чувства, а мрачные предчувствия. Но, с другой стороны, тебе известно, что постоянно выражаемая в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует общему настроению. Поэтому важно знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего настроения той или иной конкретной ситуации, а также о мере (степени) его проявлении в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой. 3.Лимон. Представьте, что в каждой руке вы держите лимон. Начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок из лимонов, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Важно при этом почувствовать разницу между напряженной и расслабленной рукой. Взяв лимоны в третий раз, старае



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.