Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Притчи Господа о милосердии Божием и о прощающей любви (Мф. 18, 10-35; Лк. 15, 3-7; Лк. 17, 3-4).



 

1. О соблазнах (Мф 18:6-9; Мк 9:42-48). Напоминается о суровом наказании, практиковавшемся в Риме и в Палестине (жернов).

- «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк 9:42; Мф 18:6).Благодаря греч. тексту под «малыми сими» люди неприметные, незначительные, непривилегированные в общине учеников Иисуса. Греческое слово skandali,zein буквальный смысл которого получается – заманить с западню, обмануть, привести к падению и даже к гибели (ср. Мк 4: 16-17). Таким образом, «соблазнить кого-то» означает: привести кого-то к такому состоянию, к такому настрою, что он откажется от веры в Иисуса Христа и от последования за Иисусом.

- далее речь идет о Двенадцати: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый» (Мф 18:8; Мк 9:42). Конечно, Иисус Христос говорит живым восточным языком, излагая ту истину, что в жизни есть цель, ради которой можно пожертвовать очень многим (о таких предостережениях в Нагорной проповеди, Мф 5:29-30). Мф и Мк вставили эти стихи в ситуацию (у Лк - нет), когда люди не предают большого значения сугубо личному поведению - с равнодушием, наплевательски относятся к своей жизни и будущему. Такая опасность грозить Двенадцати, вождям и руководителям церковных общин.

- геенна огненная – это греческая форма названия долины, которая находилась за стенами Иерусалима, где была мусорная свалка, на которой сжигали мусор (в древности: жертвоприношения маленьких детей, 2 Пар 28:3, 33:6, 4 Цар 23:10). На огромной свалке отходов размножались отвратительные черви, там всегда все тлело и дымилось. А фраза о том, что «червь их не умирает и огонь не угасает», взята из описания судьбы злых врагов Израиля в Ис 66:24. Итак, вечной жизни противопоставлена смерть (смерть вторая , Апок).

Вывод: Да, Иисус возвещал Евангелие о любящем Отце, но отнюдь не означал автоматическуюгарантию спасения для всех и каждого. Сын может ответить отцу «Нет», как в притче о двух сыновьях (Мф 21:29-30), слуга может оставить в небрежении вверенное ему добро, как в притче о талантах (Мф 25:14-30; Лк 19:11-27) и т.д. Бог относится к таким отказам со всей серьезностью. Бог не принуждает человека вступить в общение с Ним, к вечной жизни. Человек может отказать Богу и отказаться от Бога, потерять свое будущее. И признание этой страшной возможности вовсе не превращает Благую Весть в Весть угрожающую. Наше поведение, как и все в этом мире, имеет последствия, оказывает воздействия, положительные или отрицательные, и на нашу текущую жизнь и на нашу жизнь в веке грядущем.

2. О соли (Мк 9:49-50) 49Всsкъ бо nгнeмъ њсоли1тсz, и3 всsка жeртва с0лію њсоли1тсz. 50Добро2 с0ль: ѓще же с0ль не сланA бyдетъ, чи1мъ њсоли1тсz; И#мёйте с0ль въ себЁ, и3 ми1ръ и3мёйте междY соб0ю(у Мф в др. форме: Мф 5:13, и у Лк 14:34-35).

Смысл слов, завершающих речь Иисуса Христа к Двенадцати ученикам, определяется двумя важными символами: огонь и соль. Значение огня задано стихом 48: «где червь их не умирает и огонь не угасает». То есть, огонь здесь – символ боли и страдания. Соль же, напротив, согласно ст. 50, понимается положительно: «Соль — добрая вещь; … Имейте в себе соль»). То есть соль – сохраняющее, очищающее средство, придающее вкус пище. У Марка, в противоположность к Мф 5:13 в Нагорной проповеди, Двенадцать учеников не сравниваются с солью. Соль связана с огнем. Следовательно, «осолиться», быть посóленным, иметь в себе соль – болезненный процесс очищения. Это положительный процесс, так как он придает отдельному человеку ту «соль», которая очищает его жизнь, предохраняет от разложения и служит придающей вкус приправой. Соль очищает жизнь человека. Богу угодна жизнь, выдержавшая очищающие испытания, трудности и опасности преследований и гонений. Конечно, соль может «потерять свою силу» и прийти в почти безнадежное состояние (ст. 50). Против такой опасности утраты своей «соленой» силы по причине теплохладности или стремления к комфорту звучит предостережение Иисуса Христа: «Имейте в себе соль. В данной ситуации это означает: «Мир имейте между собою»(ст. 50). Мир между Двенадцатью, то есть между ведущими лицами в общине первых учеников, мог быть нарушен тем, что по меньшей мере некоторые из них хотели быть первыми (о том, кто больше, Мк 9:33-34). Да, быть выше всех, главнее - естественное стремление, характерное для животного мира и для человека в падшем состоянии, но Марк напоминает против такого инстинкта: 1) Воля к социальному превосходству, по словам Самого Иисуса Христа, несовместима с волей и поступками Самого Бога (9:35-37); 2) Стремление к превосходству делает человека бездушным, нетерпимым и приводит к опасности ввести в соблазн «малых» в Церкви (Мк 9:38-42). Натурально-эгоистическому устремлению человека к превосходству Иисус Христос противопоставляет заповедь быть «из всех последним и всем слугою» (9:35).

Вывод:

Отказ от естественных человеческих стремлений и инстинктивных потребностей к доминированию некоторым может показаться неприемлемым насилием над собственной природой. Ведь для этого требуется, по словам Иисуса Христа, как бы отсечь свою руку или ногу, вырвать свой глаз… (9:43-47). Последовать такому требованию жертвенного самоочищения («осоления», по слову Господа) может быть болезненным, соединено со страданиями: «всякий огнем осолится» (9:49). Но если человек проморгает, потеряет свое будущее? Тогда его будет ожидать геенна и «огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает». Поэтому ученикам, чтобы осолиться, надо быть на пути смирения, чтобы достичь необходимую чистоту и вкус. И только так они смогут сохранять между собою мир.

 

3. Притчи Господа о милосердии Божием и о прощающей любви (Мф. 18, 10-35; Лк. 15, 3-7; Лк. 17, 3-4).

а) О спасении погибающих, притча о пропавшей овце(Мф 18:10-14; Лк 15:3-7). В этой притче рисуется картина беспредельной любви и милосердия Божия к падшему человеку. В Ветхом Завете народ Божий обычно представляется как «стадо» или «овцы». Пастыри Израиля, которые не заботились о слабых и больных, были отвергнуты Богом (Иез. 34:2-10), и Богу пришлось Самому искать заблудших овец (Иез 34:11—16). Если противно любви соблазнять ближнего, вовлекая его в грех, то не менее противно любви оставлять его во грехе, не заботиться об его исправлении, когда он грешит. Но это надо делать осторожно, с братской любовью: сначала надо обличить его наедине, и если он сознается в своем грехе и осудит себя, то «приобрел ты брата твоего», приобрел вновь того, кто отпал было через грех, перестав быть членом Царствия Христова. Если он тебя не послушает, что необходимо два свидетеля, чтобы подтвердить истину согласно Закону (Втор 19:15). Если опять нет, то скажи Церкви – тем, кто поставлены во главе Церкви, ее священноначалие, ее пастыри, которым дана власть вязать и решить. Если опять не послушает, то то пусть он будет отлучен от общения с тобой, как язычники и мытари от общения с иудеями, считавшими их людьми крайне развращенными. Смысл изречения таков: человека, не признающего авторитета Церкви, не считай более своим братом, прекрати с ним христиански братское общение, чтобы не заразиться его болезнью (анафема, ср. 1 Кор 5). «Анафема» (отлучение) это крайняя вразумительная мера для упорных грешников, не поддающихся исправлению и для предостережения от следования им других. Апостолы же передали эту власть вязать и решить грехи своим преемникам — пастырям Церкви, ими поставленным для продолжения их дела на земле.

б)Притча о немилосердном должнике (Мф 18:21-35 и Лк 17:3-4). Наставление Господа о прощении согрешившего и покаявшегося брата вызвало вопрос Петра, сколько раз прощать брату. Вопрос этот объясняется тем, что, по учению иудейских книжников, прощать можно только три раза. Петр хотел превзойти иудейскую практику (до семи раз прощать). Христос ответил, что это нужно делать всегда, предлагая притчу. В притче под образом царя – это Бог. Рабы как и люди в долгу к царю (Богу). «Сосчитаться» значит требовать уплаты долга, что изображает собой в притче требование Богом отчета от каждого человека на Страшном суде, а отчасти и на частном суде по смерти каждого человека. 10000 талантов — еврейский талант равнялся 3000 священных сикелей. Число определенное поставлено здесь, конечно, вместо неопределенного. Сообразно с законами Моисеевыми — Лев 25 гл.; Царь хотел продать раба, но сжалился после его мольбы и простил долг. Это — прекрасный образ милосердия Божия к кающимся грешникам. Прощеный, найдя своего клеврета, который должен был ему ничтожную, по сравнению с первой, стал душить его (по римским законам, заимодавец мог истязать должника своего, доколе он не возвратит свой долг), требуя возвращения этого ничтожного долга. Он не сжалился над ним, несмотря на его мольбу потерпеть. Царь наказал его, пока он не отдаст ему своего долга, то есть навсегда, ибо он никогда не будет в состоянии заплатить столь большей суммы. (грешник спасается единственно милосердием Божиим, сам же он никогда своими собственными силами не в состоянии удовлетворить правосудию Божию, как должник неоплатный).

Вывод: Смысл притчи кратко выражен в последнем 35 стихе: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Этою притчею Господь желает нам внушить, что все мы так много согрешаем, что являемся пред Богом неоплатными должниками. Господь, по безграничному милосердию Своему, прощает нам все грехи, если мы, в свою очередь, обнаруживаем милосердное отношение к ближним и прощаем им их грехи против нас; если же мы оказываемся жестокими и немилосердными к нашим ближним и не прощаем их, то Господь не простит нас, а осудит на вечные мучения. Эта притча является прекрасным наглядным разъяснением прошения молитвы Господней: «и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим».

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.