Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сцена пятая



Сцена пятая

Вышневская (читает). "Милостивая государыня, Анна Павловна! Извините меня, если     мое письмо вам не понравится; ваши поступки со мной оправдывают и мои. Я слышал, что вы смеетесь надо мной и показываете посторонним мои письма, писанные с увлечением и в порыве страсти. Вы не можете не знать моего положения в обществе и сколько компрометирует меня такое ваше поведение. Я не мальчик. И по какому праву вы так поступаете со мной вы меня сделали предметом разговора в целом городе.. Вам угодно было обращаться со мной презрительно; в таком случае вы должны меня извинить: я решился передать эти письма вашему мужу"…... Вот это благородно! Фу, какая мерзость! Ну да все равно, надобно же было кончить когда-нибудь

Юсова входит, заметно расстроенный.

Юсова Еще не приезжали-с?

Вышневская.  Нет еще. Садитесь.

Юсова садится.

Юсова.  Нет слов-с... уста немеют.

Кукушкина.    Да что такое?

Юсова Человек все равно... корабль по морю... вдруг кораблекрушение, и несть спасающего!..

Кукушкина.    Я вас не понимаю.

Юсова.    Я насчет бренности... что прочно в жизни сей? С чем придем? с чем предстанем?.. Одни дела... можно сказать, как ноша за спиной

Вышневская. Что, умер, что ли, кто-нибудь?

Юсова.  Нет-с, переворот в жизни. В богатстве и в знатности затмение бывает... Опала на нас-с.

Кукушкина.  Да говорите!

Юсова.    Открылись якобы упущения, недочеты сумм и разные злоупотребления.

Кукушкина.     Что же?

Юсова. Так нас под суд-с... То есть я-то, собственно, не подлежу большой ответственности, а Аристарх Владимирыч должны будут...

Вышневская.  Начинается расплата!

                                       входит Вышневский

                 Как он изменился!

Юсова.      За доктором бы послать. С ними давеча в присутствии дурно сделалось. Такой удар... человеку благородных чувств... как его перенесть!

Вышневская  Сходи за доктором, попроси поскорей приехать.

Вышневский     Теперь с вами мне нужно поговорить.

Вышневская.  Что вам угодно?

Вышневский.     Мне угодно вам сказать, что вы развратная женщина.

Вышневская.      Аристарх Владимирыч, здесь посторонние люди.

Юсова. Прикажете уйти?

Вышневский.  Останься! Я скажу то же самое при всей дворне.

Вышневская.      За что вы оскорбляете меня? Вам не на кого излить свою бессильную злобу. Не грех ли вам!

Вышневский.     Вот вам доказательство моих слов. (Бросает конверт с письмами.)

Вышневская.  Благодарю вас.

Вышневский.    Юсова, что делают с женщиной, которая, несмотря на все благодеяния мужа, забывает свой…..долг?

Юсова.  Ну…как бы сказать…

Вышневский.      Я тебе скажу: выгоняют с позором!

Вышневская.     Позвольте же теперь, Аристарх Владимирыч, высказать вам все, что я перенесла, живя с вами.

Вышневский.     Для вас нет оправданий.

Вышневская.     Я и не хочу оправдываться - мне не в чем оправдываться. За минутное увлечение я перенесла много горя, много унижения, но, поверьте, без ропота на судьбу и без проклятий, как вы. Я хочу вам сказать только, что если я виновата, то перед собой одной, а не перед вами. Вы не должны меня упрекать. Если б вы имели сердце, вы бы чувствовали, что вы меня погубили.

Вышневский.     Вините кого другого в вашем поведении, а не меня.

Вышневская.     Нет, вас. Разве вы жену брали себе? Вспомните, как вы за меня сватались! Когда вы были женихом, я не слыхала от вас ни одного слова о семейной жизни; вы вели себя, как старый волокита, обольщающий молодых девушек подарками, смотрели на меня, как сатир. Вы видели мое отвращение к вам, и, несмотря на это, вы все-таки купили меня за деньги. Чего же вы от меня хотите?

Вышневский.   Замолчите!

Вышневская. Может быть, вы о себе измените мнение после моих слов. Вы помните, как я дичилась общества, я боялась его. И недаром. Но вы требовали - я должна была уступить вам. И вот, совсем неприготовленную, без совета, без руководителя, вы ввели меня в свой круг, в котором искушение и порок на каждом шагу. Некому было ни предупредить, ни поддержать меня! В то время я встретила в обществе Любимова.. Мне оставалось только... полюбить его.

Вышневский.     Так вы и сделали?

Вышневская.     Так я и сделала. Из моих чистых отношений к нему сделали гнусную сплетню; дамы стали явно клеветать на меня, а тайно завидовать; молодые и старые волокиты стали без церемонии преследовать меня. Вот до чего вы довели меня, женщину, достойную, может быть, лучшей участи, Вот все, что я хотела сказать вам - больше вы не услышите от меня упрека никогда.

Вышневский.  Напрасно. Я теперь бедный человек, а бедные люди позволяют своим женам ругаться. Это у них можно. Если бы я был тот Вышневский, каким был до нынешнего дня, я бы вас прогнал без разговору; но мы теперь, благодаря врагам моим, должны спуститься из круга порядочных людей. В низшем кругу мужья бранятся с своими женами и иногда дерутся - и это не делает никакого скандала.

Входит Жадов с женой.

Вышневский.    Ты зачем?

Жадов.    Дядюшка, извините...

Полина.      Здравствуйте, дяденька! Здравствуйте, тетенька! (Шепчет Вышневской.) Пришел места просить.

Вышневская.  Как! Неужели?

Вышневский.     Ты пришел посмеяться над дядей!

Жадов.   Дядюшка, я, быть может, оскорбил вас. Извините меня... увлечение молодости, незнание жизни... я не должен был... вы мой родственник.

Вышневский   . Ну?

Жадов.  Я испытал, что значит жить без поддержки... без протекции... я женат.

Вышневский.     Ну, что ж тебе?

Жадов.      Я живу очень бедно... Для меня бы стало; но для жены, которую я очень люблю... Позвольте мне опять служить под вашим начальством... дядюшка, обеспечьте меня! Дайте мне место, где бы я... мог... (тихо) приобресть что-нибудь.

Полина (Вишневской). Подоходнее.

Вышневский (хохочет). Ха, ха, ха!.. Юсова! Вот они, герои-то! Молодой человек, который кричал на всех перекрестках про взяточников, говорил о каком-то новом поколении, идет к нам же просить доходного места, чтобы брать взятки! Хорошо новое поколение! ха, ха, ха!

Юсова.     Молод был! Разве дело говорил!

Вышневский    Нет, Арина Ивановна, помнишь, какой тон был! Какая уверенность в самом себе! Какое негодование к пороку! (Жадову, более и более разгорячаясь.) Не ты ли говорил, что растет какое-то новое поколение образованных, честных людей, мучеников правды, которые обличат нас, закидают нас грязью? Не ты ли? Признаюсь тебе, я верил. Я вас глубоко ненавидел... я вас боялся. И что ж оказывается! Вы честны до тех пор, пока не выдохлись уроки, которые вам долбили в голову; честны только до первой встречи с нуждой! Ну, обрадовал ты меня, нечего сказать!.. Нет, вы не стоите ненависти - я вас презираю!

Жадов.     Презирайте, презирайте меня. Я сам себя презираю.

Вышневский.     Нас отдали под суд...

Жадов.  Что я слышу!...Я не знаю, куда деться от стыда... Да, мне стыдно, стыдно, что я у вас.

Вышневский.   Так поди вон!

Жадов .  Пойду. Полина, теперь ты можешь идти к маменьке; я тебя держать не стану. Уж теперь я не изменю себе. Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда. Одного утешения буду просить я у Бога, одной награды буду ждать. Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного.

Вышневский    Я тебя задушу своими руками! (Шатается.) Юсова, мне дурно! (Уходит с Юсоваым.)

Полина     Ты думал, что я в самом деле хочу тебя оставить? Это я нарочно. Меня научили.

Вышневская.      Помиритесь, дети мои.

Жадов и Полина целуются.

Юсова      Доктора! Доктора!

Вышневская     Что, что?

Юсова.  С Аристархом Владимирычем удар!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.