|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши
Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной)
Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличии от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы. Инструкция Закончите высказывание, выбрав один из вариантов «а», «б» или «в» - и обведя соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.
Бланк ответов.
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности: А) общаться с самыми разными людьми; Б) что-нибудь делать своими руками – мебель, одежду, машины и т.д.; В) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д. 2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает: А) художественная форма, мастерство писателя или режиссера; Б) сюжет, действие героев; В) информация, которая может пригодиться в жизни. 3. Меня обрадует Нобелевская премия: А) в области науки; Б) за общественную деятельность; В) в области искусства. 4. Я скорее соглашусь стать: А) управляющим банка; Б) главным инженером на производстве; В) начальником экспедиции. 5. Будущее людей определяет: А) достижение науки; Б) развитие производства; В) взаимопонимание среди людей. 6. На месте директора школы я прежде всего займусь: А) благоустройством школы (столовая, спортзал, компьютеры); Б) созданием дружного, сплоченного коллектива; В) разработкой новых технологий обучения. 7. На технической выставке меня больше всего привлечет: А) внешний вид экспонатов (цвет, форма); Б) внутреннее устройство экспонатов (механизм); В) практическое применение экспонатов. 8. В людях я ценю прежде всего: А) мужество, смелость, выносливость; Б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость; В) ответственность, аккуратность. 9. В свободное от работы время я буду: А) писать стихи или музыку или рисовать; Б) ставить различные опыты; В) тренироваться. 10. В заграничных поездках меня больше всего привлечет: А) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи); Б) деловое общение; В) возможность знакомства с историей и культурой другой страны. 11. Мне интереснее беседовать: А) о машине нового типа; Б) о новой научной теории; В) о человеческих взаимоотношениях. 12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал: А) технический; Б) музыкальный; В) спортивный. 13. В школе больше внимания следует уделять: А) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками; Б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом; В) укреплению дисциплины. 14. Я с большим интересом смотрю: А) научно-популярные фильмы; Б) программы о культуре и спорте; В) спортивные программы. 15. Мне было бы интереснее работать: А) с машинами, механизмами; Б) с объектами природы; В) с детьми или сверстниками. 16. Школа в первую очередь должна: А) давать знания и умения; Б) учить общению с другими людьми; В) обучать навыкам работы. 17. Каждый человек должен: А) вести здоровый образ жизни; Б) иметь возможность заниматься творчеством; В) иметь удобные бытовые условия. 18. Для благополучия общества в первую очередь необходима: А) защита интересов и прав граждан; Б) забота о материальном благополучии людей; В) наука и технический прогресс. 19. Мне больше всего нравятся уроки: А) физкультуры; Б) математики; В) труда. 20. Мне интереснее было бы: А) планировать производство продукции; Б) изготавливать изделия; В) заниматься сбытом продукции. 21. Я предпочитаю читать статьи: А) о выдающихся ученых и их открытиях; Б) о творчестве ученых и музыкантов; В) об интересных изобретениях. 22. Свободное время я охотнее провожу: А) делая что-то по хозяйству; Б) с книгой; В) на выставках, концертах и пр. 23. Больший интерес у меня вызовет сообщение: А) о художественной выставке; Б) о ситуации на фондовой бирже; В) о научном открытии. 24. Я предпочитаю работать: А) в помещении, где много людей; Б) в необычных условиях; В) в обычном кабинете. Обработка и анализ результатов:
После заполнения бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки. 10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность; 7-9 баллов – средне выраженная профессиональная склонность; 4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность; 0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена. В каждой из шести колонок представлена сумма баллов Она отражает склонность к определенному виду деятельности: 1 - Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности. 2 - Склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией. 3 - Склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений, вниманию. 4 - Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству. 5 - Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам. 6 -Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности. Различие между интересами и склонностями: интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности «хочу делать». Можно интересоваться чем-либо, но не иметь желания этим заниматься (футбол, кино и т.п.). Профессию необходимо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|