|
|||
Обогащая мир духовныйОбогащая мир духовный «Подлинная школа воспитания – это семья», - говорил известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский. Атмосфера любви, взаимопонимания, заботы, присущая нормальной семье, решающим образом воздействуют на ребенка. Одеть, обуть, накормить ребенка, помочь ему выучить уроки, подготовиться к празднику, прочитать с ним книжку… Пожалеть, приласкать его, когда ему больно или трудно, разделить с ним радость. Все то, что незаметно делает в семье мать, - ежедневная работа и обязанность воспитателя детского дома. Огромна его ответственность за будущее маленького человека. Детство – каждодневное открытие мира. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в ранние его годы, что волновало его сердце и разум из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет. Полвека назад для меня и моих одноклассников первым воспитателем в нашем интернате стала Людмила Константиновна Ивановская. Она появилась на свет ровно за два десятилетия до начала войны. Ее семья в начале 30-х годов жила в городе Рассказово Тамбовской области. Люде пришлось с 7 лет стать воспитанницей детского дома, так как она рано познала сиротство. В интернате девочка получила среднее образование. В годы военного лихолетья вместе с детским домом Людмила попала в эвакуацию и долго ехала поездом из Задонска в уральский город Кусу, где функционировал такой же интернат. Тогдашний директор заведения Василий Иванович Камарецкий смог довольно рано разглядеть в своей подопечной педагогический талант, поэтому решил зачислить Людмилу Константиновну после окончания средней школы в штат воспитателей родного ее интерната. Весь его коллектив состоял целиком из женщин. Именно они занимались обустройством жизни ребятишек на новом месте. Людмила Константиновна принимала активное участие во всех делах. И всякий раз отмечала, что их застрельщиком выступал настоящий хозяин детского дома, неутомимый Камарецкий. Ему удавалось решать любые проблемы. Благодаря дружбе детдомовской молодежи с местным населением удалось раздобыть дополнительные оконные рамы, заготовить дрова для отопления жилых помещений здания. На Европейской заимке за городом появились огороды, поля под картофелем, конюшни с тремя десятками лошадей. Парни и девчата на равных обслуживали подсобное хозяйство. По словам Людмилы Константиновны, все воспитанники в то время самоотверженно трудились, стараясь выжить в непростых условиях военной поры. Школьники вдохновенно постигали учебную программу, забывая о голоде и физических недугах. Своей средней школы в интернате еще не было. Приходилось ходить в городскую. В 1955 году Людмила Константиновна Ивановская получила диплом Златоустовского педучилища, квалификацию учителя начальных классов и воспитателя детского дома. 36 лет – таков ее педагогический стаж на одном месте: в Кусинском детском доме-интернате №3. С самого начала трудовой биографии она была человеком на своем месте. Пришедший на смену Василию Ивановичу, новый директор интерната Дмитрий Ермолаевич Кудряшов, тепло отзывался о коллеге, особенно ценя в ней такие качества, как исполнительность, ответственное отношение к делу, умение работать с трудными детьми, честность, порядочность и верность своей профессии. Людмила Константиновна умела организовывать свободное время и досуг подопечных. К каждому празднику ее класс готовил то сценку, то танец. Причем все дети активно в представлениях участвовали. Посторонние замечали, как внимательно ребята прислушиваются к тому, что говорит им наставник. На критику воспитателя дети реагировали немедленно и без обид. Людмила Константиновна в оценке нашего поведения всегда была объективна и справедлива. Среди ее воспитанников царили дружба, взаимопонимание и уважение. Всего этого она умела добиться как-то совершенно незаметно. В нашей ребячьей среде ссоры и конфликты возникали крайне редко. Мы могли поделиться друг с другом всем, что имели. Всегда приходили на помощь тому, кто в ней нуждался. Под опекой Людмилы Константиновны мы оказались в самом начале жизни. Нам было по 9-10 лет. Мы еще мало, что умели и совсем ничего не понимали. Не могли ни читать, ни писать, ни считать. В те годы все это давала школа без помощи репетиторов. Я уже как-то рассказывал о том, что мне трудно давалось начертание букв, Людмила Константиновна уже после уроков, во время самоподготовки, отрабатывала со мной технику письма. Всякий раз делала это многократно и терпеливо. Надо признать, что чувство самообладания ей практически никогда не изменяло. Терпению этого человека можно было позавидовать. Она всегда была тактична и вежлива. Нотаций не читала. Брала железной аргументацией да бесспорностью логических выводов. Любые проказы нам прощала. Завучу и директору не жаловалась. Справедливости ради, надо сказать, особых хлопот своим плохим поведением мы ей не доставляли. Людмила Константиновна многому нас научила. Помню, как мы осваивали технику утюжки одежды. До того времени я не имел абсолютно никакого представления о том, как сей процесс происходит. Оказывается нельзя утюжить одежду на кухне. Она может пропитаться стойким запахом еды. На худой конец, для этой процедуры подойдет обычный стол, покрытый покрывалом и стоящий в комнате. Перед началом процесса необходимо проверить чистоту подошвы утюга и запастись чистой водой для увлажнения одежды. Мы делали это с помощью обычной кружки. Утюга, в который заливалась вода, в те годы не было даже в проекте. Теперь о том, как следует утюжить рубашку. Начинают с манжет, затем переходят на воротник, полочку с пуговицами, полочку с петельками. Дальше последовательность такова: рукава, плечи, кокетки, остальная основа. Особые навыки требуются при утюжке воротника. Сначала следует проутюжить его нижнюю часть, прилегающую к шее. Затем надо перевернуть рубашку и проутюжить вставку с лицевой стороны. Выполнение процедуры начинается с середины воротника по направлению к кончикам, соблюдая очередность. Верхнюю часть утюжатт точно также. Здесь изложен технологически верный процесс, основанный на четких правилах. Но в быту каждая хозяйка выработала свой алгоритм. Она работает утюгом так, как ей удобно и привычно. Людмила Константиновна тоже нам об этом говорила. Ее твердое убеждение состояло в том, что приобщение ребенка к труду надо начинать в тот момент, когда у него возникнет желание помогать родителям, мыть посуду или пол, варить, стряпать, работать на огороде. Гасить такие порывы маленького человека нельзя, если, конечно, взрослые не хотят вырастить из него лентяя. Привычка к труду, поставленная под запрет, быстро исчезает и, как правило, не возобновляется. Не знаю, каким образом, но наша воспитатель сумела привить нам любовь к книге, к чтению. Вечером, примерно за час до сна, мы по очереди читали вслух интересную книгу, а Людмила Константиновна по ходу процесса объясняла нам значение непонятных слов, отвечала на наши вопросы. Теперь такую же методику применяет к своим внукам мой друг – очень грамотный инженер-электронщик, имеющий явные задатки педагога. 6 внуков Андрея – ученики младших классов. Все они любят читать вместе с дедом. Андрей Вадимович считает, что приобщение детей к литературе должно начинаться в раннем детстве. Когда родители только начинают знакомить своих драгоценных чад с интересными сказками. Чтение должно представлять собой не монотонную, скучную работу, а увлекательный процесс взаимодействия взрослого и ребенка. Меня всегда удивляет, когда родители заставляют сына или дочь читать в наказание за любой проступок. Что тут сказать? Ничем иным, кроме как огромной педагогической ошибкой мам и пап, это назвать нельзя. Подобные действия могут навсегда отбить желание ребенка читать. Людмила Константиновна часто предлагала нашему вниманию литературные викторины. Вот вопросы, на которые мы отвечали во 2-м классе, познакомившись с творчеством Николая Носова. 1. Как назывался город, в котором жил Незнайка с друзьями? (Цветочным). 2. О ком эти слова: «… книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги». ( о Знайке). 3. Чей портрет: «Он умел делать из осколков битых бутылок увеличительные стекла на разные предметы, то предметы казались больше. Из нескольких таких увеличительных стекол он сделал большую подзорную трубу, в которую можно было смотреть на Луну и на звезды» (астроном Стекляшкин). 4. Кто это: «Одевался он всегда в длинную блузу, которую называл «балахон», нарядившись в свой балахон и откинув назад свои длинные волосы, он стоял перед мольбертом с палитрой в руках. Каждый сразу видел, что перед ним настоящий мастер (художник Тюбик). 5. К какому слову не смогли подобрать рифму ни Незнайка, ни даже поэт Цветик (пакля). 6. На каком топливе работал автомобиль, который изобрели Винтик и Шпунтик? (на газированной воде с сиропом). 7. Потерпев аварию на воздушном шаре, Незнайка с друзьями оказались в незнакомом городе? Что это был за город и почему он так назывался? (весь город утопал в зелени деревьев и поэтому назывался (Зеленым город). 8. В траве сидел кузнечик, Совсем, как огуречик, Зелененький он был, Зелененький он был. Кто написал песню? (поэт Цветик). 9. Чьи слова? - Мне играть теперь некогда. Я и читать-то умею с горем пополам, а пишу только печатными буквами. А мне обязательно надо научиться красиво писать. Уж я сам знаю, для чего. (Незнайки). 10. Полное имя, отчество и фамилия автора произведения «Незнайка» (Носов Николай Николаевич). В 3-м классе нам довелось познакомиться с творчеством детского писателя с Урала Владислава Крапивина. Мы прочитали повесть «Мальчик со шпагой». Ее главный герой – фехтовальщик, член детского спортивного клуба. Сережа Каховский всеми доступными способами сражается за справедливость, защищая слабых и маленьких. Однажды ему пришлось защищать от хулиганов первоклассника, используя в качестве рапиры рейку от палисадника. Шпага в творчестве Крапивина символизирует честность, открытость, искренность, смелость, умение идти наперекор обстоятельствам и противостоять недругам. Обсуждая с нами прочитанную повесть, Людмила Константиновна сказала: «Вступая в бой за справедливость, надо понимать, хватит ли у тебя сил довести начатое дело до конца. Оценить степень грозящей опасности. Скорее всего, противник не будет сидеть молча. Он может наехать на тебя или пустить вход кулаки. Надо быть к этому готовым. Как, впрочем, и к тому, чтобы привести логические доводы и аргументы в защиту собственной правоты. И еще. Необходимо учиться стойкости характера на примере смелых и стойких духом людей». За последние полвека наша страна стала совсем другой. Теперь о настоящих героев говорят куда меньше, чем раньше. И все-таки они есть. Читайте о них чаще. На их примерах вы поможете себе стать смелее и принципиальнее. Всему этому родителям нужно научить своих детей, которые только-только вступают в жизнь. Наш наставник воспитывала нас по законам милосердия. Их суть она объяснила нам на примере пьесы М.Шатрова «Спешите делать добро». О чем она? На глухом полустанке командированный Мякишев увидел бегущую по рельсам девушку. Все в ее поведении указывало на то, что она намеренна кинуться под встречный поезд и свести счет с жизнью. И Мякишев, не раздумывая, побежал ей навстречу, чтобы схватить ее и спасти от неминуемой гибели. Он не ошибся. Она не хотела больше жить. Было ей 15 лет – возраст, когда люди еще не знают, как драгоценна жизнь. Пьянство отца, ссоры с ним и с матерью, родительский запрет на учебу – все разрослось в ее сознании до размеров трагедии. Взрослый человек не оставил ребенка на станции, где с ней могла приключиться новая беда, а забрал ее в свой Московский дом. Увез, чтобы обогреть и утешить, а потом, разобравшись в обстановке, устроить судьбу девочки. Жене Мякишева стало ясно, что иначе он поступить не мог. Понял отца и сын-подросток, подружившийся с девочкой. А вот соседи ее не поняли, обвинив в том, чего она не совершала. И бедняга ушла от людей, ее приютивших, столь же неожиданно, как и появилась. Обсуждая сюжет, мы долго спорили, пытаясь ответить на два извечных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» каждый из нас спрашивал себя: «Какое решение принял бы лично ты, окажись, на месте главных героев?». Подводя итог обсуждения, Людмила Константиновна высказала ряд простых и мудрых мыслей: «Спешите творить добро, пока еще не поздно. Великодушие и щедрость – замечательные человеческие качества. Умения делиться с людьми душевностью, энергией, деньгами - делает дающего счастливым, снижает риск развития депрессии и стрессов. Наш альтруизм активизирует работу отделов головного мозга, которые отвечают за удовольствие, общение с другими и доверие к ним. Без доброты невозможно получение истинной радости. Великий мыслить древности Стивенс считал отцом всех добродетелей мужества. Мужество и уважение помогают нам стать цельной личностью. Вот почему для становления сильного характера так необходимы терпение и последовательность. Люди, которые начинают с малого и каждый день работают над собой, способны добиться больших успехов, им под силу творить добро и влиять на окружающих, вовлекая их в орбиту всего нужного и полезного. И последнее. Очень важно дарить добро и любовь, не рассчитывая получить в ответ то же самое. Вот почему быть добрым, порой, так непросто, но так важно для личностного роста». Эти слова моего мудрого наставника навсегда остались в памяти и сформировали во мне потребность помогать людям. Уверен, в какой-то мере, она есть у всех моих одноклассников. Был у нашей Людмилы Константиновны еще один талант. Она умела воспитывать незаметно. Один из ее питомцев слыл «великим нехочухой». В свои 7 лет он не желал завязывать шнурки ботинок, мыть голову, чистить зубы, причесываться. Уговоры и даже наказания не помогали. Тогда талантливый педагог решила немного подождать. Профессиональное чутьё не подвело. Через некоторое время парня, словно прорвало. Он сам стал мыть голову, причесываться, чистить зубы. Попросил показать, как завязывать шнурки целый час пыхтел, тренировался. И все получилось. Другая подопечная Ивановская очень не хотела наводить в спальне порядок во время еженедельных дежурств. Из воспоминаний воспитателя: «Тут подходит другой прием – работаем вместе. Я мою одну половину комнату, Иришка – другую. Я мою посуду, она собирает со столов тарелки. Я вытираю пыль, Ирина наводит порядок в тумбочках. Девочка повзрослела и стала чистюлей, каких поискать! Удачно вышла замуж, воспитала двух очаровательных дочек». Одной из важнейших педагогических задач Людмила Константиновна считала пробуждение у детей стойкого интереса к учебе. С этой целью она постоянно давала им увлекательные задания из курса школьной программы. Вот, например, некоторые вопросы по русскому языку и литературе: 1) Какой знак надо поставить в словах из сказки «Двенадцать месяцев», чтобы спасти человеческую жизнь? «Казнить», «нельзя», «помиловать»? (запятую). 2) Современный русский алфавит – это видоизмененная Кириллица. Серьезная реформа русской азбуки была проведена Петром 1. Совершенствуя азбуку, он ввел в состав алфавита букву, которая фактически уже употреблялась, но еще не была законной. Что это за буква? (буква Э). 3) какая часть речи самая немногочисленная и включает в себя всего несколько десятков слов? (числительное). 4) Какую записку оставил на дверях своего домика Винни-Пух? ( щасвирнус). 5) Раньше знаки препинания носили другое название: Восклицательный знак – «удивленный» тире - молчанка. Как называлась запятая? (отдохновение). 6) Что такое иждевестия? (несварение желудка). 7) Может ли горе быть жидким? (может, когда его хлебнешь). 8) Есть ли у Земли лицо? (стереть с лица Земли). 9) Какое имя состоит из 30-ти букв? (Зоя) 10) Назовите фамилию няни А.С.Пушкина (Арина Родионовна Яковлева). 11) Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет со знаменательной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (В.А.Жуковский). 12) Назовите произведения, вошедшие в сборник «Повести Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). 13) Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле, Брянске, Минске, Архангельске, Смоленске, Пензе? (Псковичи и псковичане, уфимцы, томичи, куряне, туляки, брянцы, минчане, архангельцы, смоляне, и смоленцы, пензенцы). Поиск ответов на них развивает головной мозг, учит правильно искать нужную литературу. Значительно расширяет кругозор. Помогает наладить вербальный контакт ребенка со сверстниками. Эту работу нужно начинать, как можно раньше, когда у юного человека только начинает формироваться познавательный интерес. Незаметно пролетели 7 школьных лет, вместившие в себя так много полезных дел. В 1977 году наша Людмила Константиновна вышла на пенсию. Этому, в значительной степени, поспособствовал один крайне неприятный случай. Кто-то незаметно проник в наш класс, отыскал в учительском столе книгу с упражнениями и диктантами по русскому языку и порвал ее. Никто из моих одноклассников такую глупость совершить не мог. Все мы были абсолютно адекватными и умными людьми. За подобным делом несколько раз замечали одного из воспитанников интерната. Внятных объяснений своим действиям он не дал. Именно об этом нам воспитатель сказала в кабинете директора, когда там в рамках педсовета проходил «разбор полетов». Но обосновать, аргументировать и доказать свои доводы ей не удалось. За серьезные просчеты в работе Дмитрий Ермолаевич Кудряшов предложил коллеге написать заявление по собственному желанию. Мне трудно судить, почему руководитель принял столь суровое решение. Наверное, можно было ограничиться более мягким взысканием, даже если промахи в работе педагога имели место быть. Следовало бы запирать кабинет на замок в то время, когда там никого нет. Но мы все вместе даже подумать не могли, что такое может произойти. Верно говорят в народе: «Знал бы, где упасть, подстелил бы соломку». Находясь на заслуженном отдыхе, наш наставник связи с нами не теряла. Ребята бывали в ее гостеприимном доме, где хозяйка угощала их орешками из теста, начиненными сгущенным молоком. Обычно такое лакомство Людмила Константиновна передавала на весь класс. И мы с удовольствием пили чай. Из воспоминаний Ларисы Кардаш (выпуск 1980г.): «В моей душе на всю жизнь сохранились самые теплые воспоминания об этом человеке. Она не походила на строгую учительницу. От нее всегда исходил большой поток тепла – тот самый, который ребенок получает от родной мамы или бабушки. Людмила Константиновна была совершенно беззащитна перед несправедливостью…». …Трудна работа воспитателя, но настоящий педагог счастлив, когда видит счастливую улыбку ребенка, счастлив, если тепло и уютно детям в их родном доме, если есть у ребят вера и надежда на будущее. Помню, как в июне 1982 года на выпускном вечере Людмила Константиновна сказала мне: «Обязательно напиши книгу или хотя бы статью о том, как мы жили в детском доме». Много времени прошло с той поры. Но сегодня я могу сказать: «Ваше поручение выполнено». Мне еще предстоит собрать все очерки, написанные к Юбилею КОРЦ, под одну книжную обложку. Надеюсь, это желание когда-нибудь осуществиться…
Николай Шукшин, г. Челябинск. Татьяна Ефимова, г. Курган.
|
|||
|