|
||
Тема: «Песня о Буревестнике». Художественное своеобразие. Сочинение-размышление «Только ли о революции «Песня» М. Горького?»
Урок по произведению Максима Горького «Песня о Буревестнике» Цель урока: - обобщить знания учащихся, - показать идейное и художественное своеобразие произведения Максима Горького «Песня о БуревестникеI. Люди всегда мечтали о счастье, стремились жить в добре и мире, без горя и страданий. Эта мечта стала «золотым сном» человечества, а Алексей Максимович Горький стал её глашатаем. Что же сделало полуграмотного парня известным писателем? Это его НАДЕЖДА, ВЕРА, ЛЮБОВЬ и МЕЧТА.Любовь к родному народу и мечта видеть его свободным, счастливым, способным воплотить «золотой сон» в действительность. Понять, что происходило с людьми и со страной в ту трагическую пору, сегодня очень сложно. Сложно потому, что всё прошлое сейчас пытаются представить не в том виде, как это было на самом деле. А как оно всё происходило, можно восстановить только по свидетельствам очевидцев, одним из которых и был великий писатель. Одни ныне говорят о Горьком: «Великий художник», «Буревестник революции», «Великий пролетарский писатель, родоначальник советской литературы, основатель метода социалистического реализма», «Великий сын великого народа»… Другие: «Проданный человек», «Ему дали не только деньги, но и славу», «Горький не знал жизни народа, не любил и не писал правды», «Горький давно надоел Западу» И вот нам предстоит поговорить о Горьком, о его произведениях, вспомнить, откуда у писателя появились такие материалы, что позволили создать многочисленные произведения, рассмотреть искренние и проницательные воспоминания тех, кто был рядом с писателем. Всё это поможет увидеть ЛИЧНОСТЬ писателя – огромную, значительную, героическую и трагическую. Вначале давайте поговорим о Горьком – человеке с большим сердцем и большой биографией. Его жизнь – это большой увлекательный роман. Перелистаем же его страницы. Биография М. Горького. Какой калейдоскоп мест жительства, приключений, профессий! Горький – мальчик на посылках. Горький – подмастерье у сапожника. Горький – тряпичник. Горький – продавец икон. Горький – грузчик. Горький – певчий церковного хора… Волга, Каспий, Астрахань, моздокская степь, Казань. Позднее Дон, Украина, Бессарабия, Дунай, Чёрное море, Крым, горы Кавказа.
И всё это пешком, в компании бездомных живописных бродяг, с ночёвками у костров, в заброшенных домах, под опрокинутыми лодками. Вот откуда такой жизненный материал для будущего писателя. И вот « цеховой малярного цеха» Алексей Пешков – как было записано в его паспорте – превратился в Максима Горького, став сразу одним из известных писателей России. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», чуть позже «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» - на слуху читающей публики. Что же сделало эти произведения таковыми? «Челкаш», рассказ о босяке. Он вор и пьяница, ловкий, смелый. Автор не идеализирует своих героев, не связывает с ними никаких надежд. Челкаш никогда не стал бы таким низким и жадным, потерявшим рассудок из-за денег, как Гаврила. Раненый Челкаш истекает кровью, но с презрением отдает деньги Гавриле. Горький воспевал духовное величие человека. Челкаш победил в психологическом поединке с Гаврилой. Гаврила наверняка устроится в обществе, а такие, как Челкаш, никому не нужны. В этом заключается романтический пафос рассказа. В 30 с небольшим лет Горького избирают членом Императорской Академии Наук. Бывший босяк – и член Императорской Академии. Неслыханный скандал! И на докладе Академии появилась резолюция Николая II: «Более чем оригинально!». Выборы были аннулированы, но авторитет Горького растёт. И тут появляется роман «Мать», герои которого революционеры. В следующие годы Горький отрезан от России: он стал политическим эмигрантом и получил возможность вернуться на родину только незадолго до революции 1917 года. И вот произошло историческое событие – свершилась революция. На улицах Петербурга идут бои. Огромную Россию, как корабль, оторвало от берега и понесло в неизвестность. Никто не знал: разобьётся ли корабль вдребезги или пристанет к берегу. А Горький верил – пристанет. Об этом говорит его публицистика. Газету «Новая жизнь», Максим Горький издавал в 1917-1919 годах. Газета неоднократно закрывали то на неделю, то на месяц. Именно в ней Горький публиковал статьи, отражавшие его отношение к революции и политике большевиков: «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и в то же время она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны. Мы видим, что среди служителей Советской власти то и дело ловят взяточников, спекулянтов, жуликов, а честные, умеющие работать люди, чтобы не умереть с голода, торгуют на улице газетами, занимаются физическим трудом, увеличивая массы безработных. Это – кошмар, это чисто русская нелепость, и не грех сказать – это идиотизм». 1 июня 1936 года писатель заболел гриппом. Печать стала публиковать бюллетени о его здоровье, будто готовя читателей к возможному смертельному исходу. За несколько дней до кончины Горький почувствовал облегчение и сказал врачам: «По-видимому, выскочу». Но 18 июня Горького не стало. Его последними словами были: «Конец романа - конец героя – конец автора». Кто сегодня может расшифровать их? Тайна его смерти так и осталась ещё не разгаданной, как смерть Сергея Есенина, Ивана Павлова, Валерия Чкалова. А в 1937 году начнётся массовое истребление писателей и поэтов. Этого нельзя было сделать при Горьком: Сталину он мешал. Даже Лев Троцкий подтвердил это: «Горький представлял серьёзную опасность, он находился в переписке с европейскими писателями, его посещали иностранцы, ему жаловались обиженные, он формировал общественное мнение. Никак нельзя было заставить его молчать. Арестовать его, выслать, тем более расстрелять было ещё более невозможно». И его просто устранили. Итак, они жили в одном лице – Алексей Пешков и Максим Горький, И если Пешков умер в 1936 году, то Максим Горький в том же году получил своё бессмертие. Вот и сегодня мы говорим о нём, о его произведениях. Он пришёл к нам, известный и неизвестный, как живой с живыми говоря. И сегодня перед каждым вопрос – как жить, во имя чего поступать так или иначе. Горький и сегодня напоминает, что в жизни всегда есть место подвигам, что человек должен их совершать во имя людей, во имя будущего. « Нет выше счастья, чем быть на Земле ЧЕЛОВЕКОМ,- утверждал Горький. И нужно быть достойными этого звания. Ну а теперь давайте попробуем сказать, кто же для нас Горький?
– Всемирно известный писатель. - Классик русской литературы. - Известный драматург. - Друг и наставник начинающих писателей. - Заботливый товарищ. - Отличный публицист. - Надёжный друг. II. Анализ стихотворения Горького «Песня о буревестнике» «Песня о буревестнике» — финальная часть рассказа «Весенние мелодии», который был создан Максимом Горьким в Нижнем Новгороде весной 1901 года. Однако само произведение из-за ярко выраженных революционных настроений было запрещено цензурой к печати. И лишь финал рассказа был опубликован в журнале «Жизнь» как самостоятельное литературное произведение под названием «Песня о буревестнике». Учитывая тот факт, что сам рассказ «Весенние мелодии» носил ярко выраженные пропагандистский и бунтарский характер, сомнений в революционной подоплеке «Песни о буревестнике» не возникает. Однако цензура посчитала этот отрывок вполне миролюбивым и не усмотрела крамолы в недвусмысленном призыве «Буря! Скоро грянет буря!». Тем не менее, именно это произведение стало одним из важнейших агитационных материалов при подготовке двух революций – 1905 и 1917 годов. Если отбросить идеологическую подоплеку «Песни о буревестнике», то само по себе стихотворение представляет огромную литературную ценность. Ему удалось так ярко, красочно и захватывающе рассказать о приближающемся шторме, используя для этого все языковое богатство оттенков. Начинается произведение с описания надвигающейся бури, когда «над седой равниной моря ветер тучи собирает».Но, несмотря на непогоду, «между тучами и морем гордо реет буревестник», которого автор считает очень смелой птицей. Более того, в крике буревестника Максиму Горькому чудится радость и «жажда бури». В качестве образного и запоминающегося контрастного приема автор описывает поведение чаек, которые в это же время «стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей». Не менее пугливо ведет себя «глупый пингвин», который «прячет тело жирное в утесах», и гагары, которым «недоступно наслажденье битвой жизни». Таким образом, буревестника Максим Горький отождествляет с неким высшим существом, которому подвластно управлять морской стихией, и который радуется надвигающейся бури и «над тучами смеется», то есть готов открыто вступить в схватку с непогодой и выйти из нее победителем. Более того, автор сравнивает буревестника с пророком победы, который только и жаждет того, чтобы буря грянула сильнее. И совсем неважно, что она может унести жизни тысяч других обитателей моря и суши, которые не без оснований опасаются высоких волн, воющего ветра, блеска молний и грома. В контексте пропаганды революционных идей «Песня о буревестнике» обретает совершенно иной смысл. В ней звучит неприкрытый призыв к изменению действующего общественно-политического строя и свержению самодержавия, избавиться от которого без народной «бури» — массового и кровопролитного восстания – не представляется возможным. Однако ни буревестника, ни автора произведения совершенно не заботит судьба «чаек» и «глупых пингвинов», которые рассчитывают на то, что буря скоро уляжется, и все в мире вернется на круги своя. Примечательно, что «Песнь о буревестнике» являлась одним из самых любимых литературных произведений Владимира Ильича Ленина, который открыто признавал огромную агитационную ценность этого стихотворения и посвятил ему несколько идеологических статей, в которых раскрывал феномен Максима Горького, как «поэта революции» и «предвестника бури», отмечая при этом удивительно живой и образный язык автора и его бесспорный литературный дар. » III. Д/з
21.04.2020 Тема: «Песня о Буревестнике». Художественное своеобразие. Сочинение-размышление «Только ли о революции «Песня» М. Горького?» | ||
Образец | Выполни самостоятельно по образцу | |
| Написать сочинение –размышление «Только ли о революции «Песня» М. Горького?» | |
Работать над сочинением можно до .25.04.2020 |
ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ
Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!
Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!
В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!
Ветер воет... Гром грохочет...
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря!..
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|