|
||||||||||||||||||||
МАКСИМ ГОРЬКИЙ. «ДАНКО»МАКСИМ ГОРЬКИЙ. «ДАНКО» Во мне есть мужество вести, Вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? М. Горький Перед нами легенда о Данко, являющаяся одной из трех частей рассказа Максима Горького «Старуха ИзергИль». Рассказ был напечатан в 1895 году и поразил читателей своим содержанием, построенным на легендарно-фантастической сюжетной основе. Первые же произведения Максима Горького удивили своей резкой противопоставленностью друг другу: одни были чисто реалистическими, проникнутыми пафосом протеста против социального неравенства, нищеты и бесправия; другие отличались своей романтической направленностью, яркими образами сильных, героических личностей, людей с «солнцем в крови». Иначе говоря, раннее творчество писателя, отличает мечта о свободном человеке, возвышенно-романтический образ которого так или иначе возникает в его произведениях. Максим Горький верил в возможность человеческого духа творить красоту мира. В этом сказалось влияние на писателя русского устного народного творчества, его оптимистический пафос. Пафос (от греч. pathos — чувство, страсть) — воодушевление, эмоциональный подъем, энтузиазм. «Мысль в поэтических созданиях — это их пафос... — Страстное увлечение какой-нибудь идеею... Поэтическая идея... это живая страсть, это пафос» (В. Г. Белинский). Недаром Горький всегда отмечал и свою с детства любовь к фольклору, и героическое начало устного творчества народа: «...Наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа» , — говорил он и подчеркивал связь своего раннего творчества именно с фольклором, а не с современными ему модными течениями в литературе. Романтические герои Максима Горького провозглашали любовь к людям и любовь к жизни, отвергали культ одинокой личности, замкнутой и оторванной от мира людей. Герой легенды Данко — плоть от плоти своего народа, которого враги загнали в непроходимые болота, и в начале легендарного повествования он ничем не отличается от других — о нем просто не идет речь. Но яркие, сильные, героические личности — люди «с солнцем в крови» — проявляют себя как раз в экстремальных ситуациях: именно тогда проявляется сила духа человека или его слабость. Данко берет на себя миссию вывести народ к светлым полям и лугам, привести к победе (леса и болота символизируют в этой легенде гнетущую действительность, Данко — вождя, способного пожертвовать даже своей жизнью во имя светлого будущего людей). Данко пожертвовал своим сердцем во имя «великой любви к людям»: вырвав из груди свое сердце, он осветил им путь через дремучий лес и болото, не задумываясь о своей участи. Чем же привлекателен образ юного героя — Данко? Для чего автор говорит о внешней красоте своего героя? В фольклорных произведениях чаще всего внешняя красота соответствовала внутренней красоте. Писатель берет на вооружение не только форму и стилистику несказочной прозы, но и ее штампы — речевые и образные. Письменное задание к тексту. Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Как меняются на протяжении повествования герои? Выпишите из текста фразы, подтверждающие вашу мысль.
2. Найдите в данном сюжете зачин, завязку действия, развитие действия и кульминацию. Какова концовка произведения? 3. В описании леса и грозы найдите художественные средства, выпишите их, укажите разновидность. Какую они помогают создать? 4. Напишите сочинение-рассуждение «Что такое подвиг?». Работайте по следующему плану: 1) Что мы понимаем под словом подвиг? 2) Какой подвиг совершает Данко? Для чего? 3) Необходимы ли в реальной действительности такие жертвы? Сочинение должно содержать не менее 200 слов. Помните, что цитаты украшают творческую работу, но они должны составлять не более 25% от всего объема сочинения. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, после окончания работы проверьте написанное.
Следующие вопросы, возможно, помогут вам в работе. — Обвиняет ли Данко людей? Почему? — Вышло бы племя из плена леса и грозы, не вырви Данко из груди свое сердце? Так ли необходима была эта жертва? — Возможен ли герой, подобный Данко, в современной жизни?— Почему Данко, умирая, «кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо»? — Какими предстают в концовке легенды соплеменники Данко? Чувствуем ли мы авторское отношение и к ним, и к Данко? — Чем заканчивается легенда? Похож ли этот конец на окончания фольклорных произведений? Почему? — Как вы думаете, для чего в конце показан образ осторожного человека? Чем этот человек выделяется на фоне своих соплеменников? Каково к нему отношение автора?
|
||||||||||||||||||||
|