Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пейзаж как один из способов раскрытия внутреннего мира героев.



 

1. Автобиографическое произведение – это произведение , в котором автор наделяет героев произведения своей биографией, своим характером, отражает в судьбе персонажа свою судьбу. Нередко герой автобиографического произведения похож на автора произведения.

Особенности:

1. Рассказ о жизни маленького героя писатели, как правило, выстраивают на основе своих личных впечатлений и воспоминаний (автобиографическая основа повестей о детстве). Но все эти произведения не укладываются в рамки строго документальной литературы: как показало сопоставление текстов с биографическими сведениями о жизни писателей, часто не менее важную роль в повестях играет вымысел.

2. В повестях о детстве используется своеобразный сюжет, в основе которого лежат мало занимательные, на первый взгляд, события, лишенные остродраматического начала.

3. События детских лет воссоздаются писателями в форме воспоминаний от первого лица, которая позволяет показать события как бы под двойным углом зрения: сочетается взгляд ребенка, по большей части наивно воспринимающего мир, и житейская мудрость взрослого человека, дополняющая и корректирующая восприятие юного героя.

4. В результате в повестях о детстве явно намечается противопоставление двух времен: «тогда» (время, в которое действует ребенок) и «сейчас» (время создания воспоминаний). Такое противопоставление настоящего и прошлого, как представляется, призвано не только указать на временную границу между прошлым и настоящим, но усилить противопоставление между двумя мирами - взрослого и ребенка. В соответствии с этим можно говорить об особом отношении авторов к миру детства, которое приобретает для них особую лиричность, задушевность и красоту.

5. Не случайно повествование часто нарушается лирическими отступлениями, основной темой которых становится грусть по золотому утраченному детству.

6. Своеобразным построением в повестях о детстве отличается и система персонажей, в центре которой стоит образ маленького героя. И это не случайно, поскольку основной акцент делается авторами на раскрытии личности, характера ребенка, на его постепенном взрослении. Остальные персонажи важны только с точки зрения своего влияния ни личность ребенка. И среди них особая роль отводится семье, наставникам и сверстникам.

7. Заметно выделяется в повестях о детстве ряд сквозных мотивов и эпизодов. Отметим два, наиболее популярных из них: это эпизод, который сыграл роль поворотного момента в жизни ребенка (например, первый отъезд из дома), и мотив первого горя.

8. Желание авторов запечатлеть, остановить на некоторое время детство побуждает их выбрать особый способ воспроизведения событий, в котором важную роль отводится детализированному описанию разнообразных предметов и вещей; зрительная осязаемость описываемого также является одним из устойчивых компонентов художественного мира повестей о детстве.

2. «Детство Никиты»А.Толстого

Толстой  действовал в рамках русской классической традиции: сюжет дан в хронологии и представляет собой 1 год из жизни мальчика (автор рассказывает о жизни Н. в течение последнего года перед поступлением его в самарское реальное училище). Двигателем сюжета писатель избрал сезонную цикличность. Повесть открывается описанием зимнего утра и заканчивается событиями поздней осени.

Начало повести—обычное утро мальчика, Здесь ассоциации с утром жизни, ожиданием чего-то нового, интересного. Круг года в финале «Детство Никиты» замыкается. Для Никиты в нем было много открытий и новых впечатлений.

 

 Никита – девятилетний мальчик, живой, любознательный, романтичный.

Лиля Бабкина – дочь Анны Аполлосовны, очень красивая девочка, спокойная, сдержанная, первая любовь Никиты.

Александр Леонтьевна – мать Никиты, добрая, нежная, заботливая.

Василий Никитьевич – отец Никиты, веселый, жизнерадостный, беспечный человек.

Сюжет: Автобиографическая повесть насыщена детскими воспоминаниями самого автора. Мироощущение А. Н. Толстого в детстве, его счастливая беззаботная пора нашли талантливое воплощение в этой повести.
Главный герой Никита чувствует неотрывность свою от любимой усадьбы, занимающей место в степи. Ему кажется чудом, как среди необъятного безлесого пространства раскинулся большой сад с разными деревьями, окружающий родной дом. В повести подробно описывается глазами ребенка весь дом с постройками во дворе, хлев, конюшня, пруд. С восторгом мальчик рассказывает о комнатах с налетом таинственности, о библиотеке, наполненной старыми книгами. В этом доме помнят прадедушку, пострадавшего от несчастной любви. Говорили о его странном образе жизни. Ночами он бдел, был занят чтением и писаниной, а днем отсыпался. Ожидаемый результат: хозяйство развалилось, дворня разбрелась, поля заросли.

Повесть наполнена выразительными описаниями чуткого восприятия природы ребенком. Он ощущает себя и мир природы единым целым, при этом мальчик пускает в ход свою богатую фантазию. Он приписывает человеческие свойства и скворцу, и коту. Никита поэтизирует весь животный мир.
В главе "Солнечное утро", полагающей начало повести, рассказывается о ребяческих забавах Никиты с деревенскими мальчишками. Происходит это веселье то на фоне великолепных сугробов, закрывающих дома, то среди весенних потоков, то под грозовым небом июля, то в плотных сентябрьских туманах. Мальчик впивал в себя жизнь, проходящую в чередовании времен года, такую прекрасную, органичную, где появление на свет и уход из жизни сравнимы с восходом и закатом. Очень трогательна история первой любви главного героя к девочке Лиле. Вместе они нашли кольцо, когда-то подаренное прадедушкой своей возлюбленной. Оно находилось на стенных часах в вазочке десятки лет. Кольцо это Никита подарил Лиле, которая очень походила на прабабушку, что подтверждал портрет прабабушки на стене.
Каждое время года Никита любил по-своему, каждое воспринимал поэтически.
В повести содержится описание, как праздновали в усадьбе Рождество. Все дети — и барские, и крестьянские — заняты были изготовкой елочных игрушек. Наряженная, сияющая горящими свечками елка была преддверием наступления прекрасного праздника. Помещичий дом наполнялся счастьем детей, получивших подарки. Никита этот праздник любил особенно.
С наступлением весны Никита переживает восторг, наблюдая тысячи ручейков от тающего степного снега. С наслаждением, полной грудью вдыхает он чистый и пьянящий воздух весны. Значительным событием в приходе весны был для мальчика ледоход на реке. Завороженно наблюдал он буйство реки, поднимающейся над плотиной и с грохотом срывающейся глубокие омуты.
Детским восторгом Никиты проникнуто описание майской песни иволги, парение степного орла в вышине летнего неба. Для мальчика очень важно чувствовать слияние с природой. Он не любит уроки, для него это мертвящая скука. Ледоход на реке для него важнее, ради него он сбегает с занятия. Однажды, оказавшись на возу, Никита почувствовал себя плывущим под звездным небом и взгляд его прозревал далекие миры.
В последней главе "Отъезд" говорится о полученном сообщении, что Никита выдержал экзамен и поступил во второй класс. В повести это событие приравнивается к окончанию детства Никиты.

Автобиографическая повесть для детей “Детство Никиты” – одно из самых поэтических произведений А. Н. Толстого. Повесть “Детство Никиты” (в первом издании – “Повесть о многих превосходных вещах”) была написана в 1920 году во Франции для детского журнала “Зеленая палочка”, в 1922 году опубликована в Берлине, а в чтении советских детей впервые появилась в 1923 году. Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом, прекрасном русском языке повести.

В этом ее основное воспитательное значение.

“Детство Никиты” – повествование о первых годах формирования человека. Перед читателем развертывается хроника основных событий жизни мальчика в течение последнего года перед началом учебы. Жизнь ребенка и жизнь природы, слияние и переплетение этих двух тем создают своеобразный лирический колорит повествования.

Никита близок к природе, он как бы растворяется в окружающем его мире. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика постоянное ожидание счастья, чего-то чудесного, фантастического: “Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе”.

Мальчик Проявляет пристальное внимание ко всему, что происходит вокруг. Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других; так, девочка Лиля ищет вместе с ним вазочку, приснившуюся однажды Никите.

И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: “Это волшебное”. В повести живут поэтические образы кота, коня, иволги, жаворонка, скворца. “Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу между крыльцом и стеной дома, и с ужасом глядел на подходящего Никиту” – в этом описании скворца объединяются взгляд автора и детское восприятие Желтухина Никитой.

А. Толстой подчеркнул в «Краткой автобиографии», что он «пытался в сказочной форме выразить свои детские впечатления...в повести «Детство Никиты». У А. Толстого «мир младенчества» светлый, как свет неба. «Моя задача - создать мир и впустить туда читателя».

3. «Детство» М. Горького

Характеристика героев:

Василий Васильевич Каширин старшина цеха красильщиков и дедушка главного героя. Довольно гнусный старик, жестоко тиранящий всех домашних. Одержим скупостью, которая ближе к концу повести достигает таких размахов, что Василий продаёт почти всё имущество своей жены, начинает ходить по знакомым, прося милостыню, а все полученные деньги пускать в рост. Жесток даже к детям, регулярно порет их за провинности, но иногда способен и на некоторые проявления доброты. Именно дед учит Алексея читать, а потом со слезами на глазах рассказывает ему о том, как тяжело жилось ему, когда он работал бурлаком.
Акулина Ивановна Каширина бабушка главного героя, жена деда Василия. Добрая и ласковая старуха, любящая водку и нюхательный табак. Несмотря на все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю, сохранила в себе доброту и жизнелюбие. Со смехом переживает все жестокие выходки деда Василия и никогда ни на что не жалуется. Становится единственной отрадой главного героя, источником света в его безрадостной жизни.
Алексей Пешков главный герой повести. Автобиографический герой Горького, глазами которого читатель видит все описываемые в произведении события. В начале рассказа представляется нам обычным ласковым мальчиком, но пройдя через школу жизни, пережив лишения, разочаровавшись в матери, резко взрослеет и матереет, дерётся с другими мальчишками и ранит своего отчима в драке. Жестокость, которой подвергается ребёнок, оставляет глубокую рану в его душе, но именно она закаляет его характер, позволяет ему преодолеть трудности детства, смерть матери и пойти «в люди».
Иван Цыганок Сирота непонятного происхождения, который работает у Кашириных, чтобы выжить. Это веселый, открытый и добрый парень, который часто терпит наказания и жестокость, но не унывает. Он дружелюбно относится к главному герою. Но Ваня погибает рано: при переносе тяжести он оказывается придавленным ею и умирает в муках.
Дядья Лексея Дяди главного героя — злые, жадные и циничные мужики, которые привыкли к суровости отца и стали такими же. Все они думают только об интересах своих семей и враждуют с родственниками. Алкоголизм, брань, ложь, даже интриги — вот краткое описание их жизни.

«Детство» относится к реалистическому литературному направлению. Горький стремится достоверно отобразить окружающую действительность, созданные им образы максимально приближены к реальным. Используются названия реальных мест и событий. Читатель может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Детства» можно определить как автобиографическую повесть. Повествование охватывает не слишком большой промежуток времени и включает в себя достаточно небольшое число действующих лиц. Писатель рассказывает о не масштабных событиях из обыденной человеческой жизни, использует большое количество деталей, которые помогают читателю лучше погрузиться в атмосферу произведения. Сюжет являет собой точный пересказ событий из жизни автора.

Композиция «Детства» Горького довольно проста и линейна. В рамках единой сюжетной линии Горький показывает нам ряд расставленных в хронологическом порядке эпизодов из жизни главного героя и окружающих его людей. Повествование идёт от первого лица, чтобы подчеркнуть то, что описанные в повести события являются не просто плодом фантазии автора, а его реальными детскими воспоминаниями.

Конфликт всего произведения заключается в том противостоянии героя с реальным миром. Горький показывает, как реальный мир со своей суровостью и жестокостью ломает главного героя – ребёнка, лишая его детства и заставляя резко повзрослеть раньше времени.

Одной из главенствующих тем этой повести Горького является тема детства. Автор рассказывает о том, как в детстве закладывается характер человека. Несмотря на то, что главный герой пережил много горя и несправедливости, среда его не ожесточилось, он остался добрым, открытым и чутким человеком. Все горести, через которые пришлось пройти мальчику сделали его только сильнее. Главное, что на жизненном пути Алексея встречались не только озлобленные люди, но и добрые и чуткие, такие, например, как бабушка Алексей Пешкова Акулина Ивановна. В повести поднимается и тема роли книг и знаний в жизни человека. Алексей очень тянется к знаниям, он хочет узнать правду, разобраться во всем, анализировать. Знания помогают Алексею находит выход из самых сложных ситуаций. Еще одной темой произведения является тема выбора жизненного пути. С самого раннего детства Алексей начинает задумываться о своем предназначении. В доме Кашириных он познал и доброту, и жесткость. Он сделал для себя вывод, что должен идти по правильному пути, по дороге нравственности и доброты. Горький рассуждает и о том, какими нравственными качествами должен обладать человек. Писатель на примере своих дядьев демонстрирует как жажда наживы лишает людей человеческого облика. В образе бабушки Алексея мы видим доброту и заботу, именно она является примером хорошего человека с высокими морально-нравственными принципами.

Проблематика:

1. Социальное неравенство – Горький очень подробно вырисовывает ужасающие картины нищеты и неприглядность жизни городских низов. Неравенство присутствует даже внутри отдельной семьи Кашириных, где дед Василий распоряжается сотнями рублей, а остальным приходится самостоятельно обеспечивать себя.

2. Детство в людях– свой жизненный путь автобиографический герой Горького начинает в самой неблагоприятной среде, окружённый пьяницами, мошенниками и невеждами, всё это оказывает колоссальное влияние на детскую психику. Ближе к концу повести Алексей начинает всё больше и больше соответствовать своему окружению и уже сам не брезгует воровством и даже поножовщиной.

3. Народ – русский народ в изображении Горького предстаёт нам озлобленной и забитой массой, страдающей от чудовищной нищеты и лишений, однако писатель винит в таком положении вещей не сам народ, а то несправедливое положение вещей, которое глубоко укоренилось в обществе Российской империи. Он показывает, что даже в таком ужасном положении можно найти и хороших людей, вроде Акулины Ивановны, в которых осталось что-то человеческое.

Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены этой светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются.

Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.

Языковые особенности:
Говоря о своеобразии стиля Горького, нельзя не сказать и о речи действующих лиц. М. Горький не один раз говорил, что «писатель должен смотреть на своих героев именно как на живых людей, а живыми они у него окажутся, когда он в любом их них найдет, отметит и подчеркнет характерную, оригинальную особенность речи, жеста, фигуры, лица, улыбки, игры глаз и т.д.» Анализируя речь действующих лиц «Детства», следует обратиться к прямым характеристикам их высказываний, которые принадлежат герою-рассказчику.

Он является чутким и внимательным слушателем и точно характеризует разговорную манеру почти каждого действующего лица произведения. Отмечая огромное влияние бабушки на Алешу, необходимо обратить внимание на то, как воспринимаются мальчиком рассказы и реплики Акулины Ивановны: «Сказки она сказывает тихо, таинственно, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, понимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно». Напевность бабушкиной речи подчеркивается и в словах, открывающих ее портрет: «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей…»

Сила влияния бабушки на Алешу раскрывается и в характерном сравнении: «точно вливая в сердце мое силу», - которое заставляет вновь вспоминать слова: « …это ее бескорыстная любовь обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Метафорические образы «вливая в сердце мое силу» и «насытив крепкой силой» говорят об огромной роли бабушки в формировании характера мальчика.

В 3 главе повести бабушка вновь появляется перед читателем как замечательная рассказчица: «Теперь я снова жил с бабушкой, как на пароходе, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки или свою жизнь, тоже подобную сказке». Характер речи бабушки меняется в зависимости от того, о чем она рассказывает. Отвечая на вопрос Алеши о Цыганке, она «охотно и понятно, как всегда…объяснила», что каждому из дядьев хочется взять Ванюшку к себе, когда у них будут свои мастерские; а коснувшись предстоящего раздела домашнего имущества, «она говорила, посмеиваясь отчужденно, как-то издали…»

Каждая глава повести дает богатый материал для речевой характеристики героев. Так, прямая речь бабушки в сцене пожара подчеркивает решительность и находчивость ее поведения. В речи бабушки преобладают короткие реплики, которые, как правило, адресованы какому-то конкретному лицу: «Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят!- строго, крепким голосом командовала бабушка…» «Отец, лошадь выведи! –хрипя, кашляя, кричала она…». «Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал,- наше все дотла сгорит и ваше займется! Рубите крышу, сено - в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней,- Бог нам на помочь». Именно поэтому бабушка кажется «такой же интересной, как и пожар». В сцене пожара коня Шарапа, который «втрое больше ее», бабушка называет «мышонком». Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами очень часто встречаются в речи одной из главных героинь повести.

На первый взгляд незначительными в языке повести являются слова «не понравился», «понравился», «странный», «интересный», «неприятный», свойственные ребенку, от имени которого ведется повествование. Алеша на глазах читателей открывает мир, его подстерегает неизвестное и непонятное на каждом шагу, и многое ему нравится или не нравится («И взрослые и дети –все не понравились мне…»), и многое кажется необычным, интересным и странным (например, «странное веселье» на кухне). Этими словами завершается 1 глава: «…невидимый человек громко говорил странные слова: сандал-фуксин-купорос». Привлекает внимание и начало 5 главы: «К весне большой интересный дом на Полевой улице…» В сцене пожара «странные запахи носились по двору,выжимая слезы из глаз».

Впечатлительный Алеша как зачарованный наблюдал и за огнем. Не отрываясь, смотрел он на красные цветы пожара, которые цвели на фоне темной, тихой ночи. Золотые красные ленты, шелковый шелест бившийся в окна мастерской. Охваченная огнем мастерская была похожа на горящий золотом иконостас церкви.

Интересно было Алеше наблюдать за бабушкой. Она сама была как пожар. Металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжалась, все видя.

Эта сцена, являющаяся кульминацией повести, написана в духе романтизма. Об этом свидетельствует сочетание красного и черного цветов (цветов тревоги, страдания, трагедии – «красные цветы», «багрово светился снег», «темные облака», «в тихой ночи», «по темным доскам»), обилие ярких эпитетов («кудрявый огонь»), сравнений, метафор, («извивались золотые, красные ленты огня», «весело играл огонь, заливая красным щели стен мастерской»), наличие исключительного героя – бабушки, которая, сама обожженная, не чувствуя своей боли, прежде всего, думала о других людях.

Нельзя не сравнить данный эпизод со сценой «пожара в Кистеневке» в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Мальчишки, видя, как горит барский дом, радостно прыгали, любуясь «огненной метелью». Им тоже интересно было наблюдать за огнем. Оба писателя, и А.С. Пушкин и М. Горький, абсолютно точно передали психологию детей, которым интересно всё, которых привлекает всё яркое, необычное.

Пейзаж как один из способов раскрытия внутреннего мира героев.

Одним из средств раскрытия внутреннего мира героя является пейзаж. В первой главе повести показано отношение бабушки и Алеши к природе, волжским пейзажам.

«Ты гляди, как хорошо-то!»- эти слова принадлежат бабушке; «…по берегам стоят города и села, точно пряничные издали…»-это уже восприятие Алеши: «…мы ехали до Нижнего очень долго, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою». Этот эпизод напоминает путешествие Николеньки Иртеньева в Москву после смерти матери, которое произвело на него отрадное впечатление: «…беспрестанно новые живописные места и предметы останавливают мое внимание, а весенняя природа вселяет в душу отрадные чувства-довольства настоящим и надежды на будущее…Все так прекрасно вокруг меня, а на душе так легко и спокойно…». Сравнивая данные эпизоды, невозможно не увидеть сходство в восприятии природы Николенькой Иртеньевым и Алешей Пешковым после постигшей обоих утраты близких людей.

Тонко и глубоко любит природу Акулина Ивановна. Прекрасные картины природы-наступления ночи и раннего утра даны в восприятии этой удивительной женщины: «…она…долго рассказывает мне о чем-нибудь, прерывая речь свою неожиданными вставками: «Гляди- звезда упала! Это чья- нибудь душенька чистая истосковалась, мать- землю вспомнила! Значит,- сейчас где-то хороший человек родился». В речи используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что делает ее близкой к языку произведений устного народного творчества. В образе бабушки автор передает ее высокую одухотворенность и способность человека из народа глубоко воспринимать красоту природы, обогащающую человека: «Новая звезда взошла, глянь -ко! Экая глазастая! Ох, ты небо -небушко, риза Богова»

Пейзажи 12 главы, отличающиеся подлинной музыкальностью и ритмичностью, помогают понять их роль в становлении внутреннего мира Алеши Пешкова. Мальчик глубоко чувствует красоту природы, о чем говорят употребленные здесь выразительные метафоры и сравнения: «Ночь идет, и с нею льется в грудь нечто сильное, освежающее, как добрая ласка матери, тишина мягко гладит сердце теплой, мохнатой рукой, и стирается в памяти все, что нужно забыть, вся едкая, мелкая пыль дня». Обращение к словам, передающим влияние на мальчика утреннего пейзажа: «Невидимо высоко звенит жаворонок, и все цвета, звуки росою просачиваются в грудь, вызывая спокойную радость, будя желание скорее встать, что-то делать и жить в дружбе со всем живым вокруг»,- дает возможность понять сходство художественных образов, которые рисуют прекрасные картины ночи и утра.

Анализ этих пейзажей позволяет увидеть благотворное влияние природы на тонко чувствующего ее человека. Эти картины природы, нарисованные рукой писателя- художника («Писать надо так, чтобы читатель видел изображенное словами как доступное осязанию»,с особой силой заставляют воспринять контрастно звучащий вывод писателя о «свинцовых мерзостях дикой русской жизни», которые являются «своеобразной кульминацией авторского присутствия в повести «Детство».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.