Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Повесть «История села Горюхина» представляет собой начало некоей сельской хроники, изложенной от лица владельца Горюхина — молодого помещика Ивана Петровича Белкина. Уже в самом начале произведения можно отыскать схожие элементы биографий выдуманного персонажа и самого автора. От лица Белкина ведётся рассказ о том, что «село Горюхино издревле принадлежало знаменитому роду Белкиных. Но предки мои, владея многими другими вотчинами, не обращали внимания на сию отдаленную страну. Но в течение времени родовые владения Белкиных раздробились и пришли в упадок. Обедневшие внуки богатого деда не могли отвыкнуть от роскошных своих привычек и требовали прежнего полного дохода от имения, в десять крат уже уменьшившегося»[1]. Данное описание – точное изложение истории семьи Пушкиных. Дед Пушкина, Лев Александрович, многочисленными покупками расширил своё нижегородское имение, но после его смерти оно начало дробиться, перейдя двум братьям и двум сестрам, а после смерти Петра Львовича дробление пошло между Сергеем и Василием Львовичами. С этого времени родовое имение стало хиреть, неся убытки.

Далее герой повести описывает цель своего визита в село Горюхино – вступление во владение вотчиной. «Около трёх недель прошло для меня в хлопотах всякого роду – я возился с заседателями, предводителями и всевозможными губернскими чиновниками. Наконец принял я наследство и был введён во владение отчиной»[2]. Эти строки отразили действительные события в жизни А.С. Пушкина – ввод во владение Кистенёвкой.

Александр Сергеевич, занимаясь хозяйственными делами в Болдине, изучал документы крепостного хозяйства, ревизские сказки, выслушивал доклады, принимал счёты и расчёты. В списке источников, использованных при написании «Истории села Горюхина», показаны как раз ревизские сказки, с замечаниями прежних старост (счётные и расходные книги), календарные записи помещика. Подобные источники, восходящие к записям дяди Пушкина (Петра Львовича) и к управительским журналам и памятным книгам, существовали и в болдинской действительности[3].

Перейдём к описанию самого села. В повести указано, что село Горюхино занимает 240 десятин земли. Вероятно, Пушкин основывался на данных по состоянию болдинского имения к 5-й ревизии 1794 г.[4]. Далее Белкин следующим образом характеризует своё село: «Издревле Горюхино славилось плодородием и благорастворенным климатом. Рожь, овёс, ячмень и гречиха родятся на тучных его нивах». Отметим, что болдинские земли также славились своим плодородием; болдинцами выращивались многочисленные сельскохозяйственные культуры: гречиха, овёс, чечевица, просо, ячмень и др. «Берёзовая роща и еловый лес снабжают обитателей деревами и валежником на постройку и отопку жилищ… жители Горюхина издавна производят обильный торг лыками, лукошками и лаптями»[5] – также и болдинские земли изобиловали большим количеством лесов, благодаря чему здесь были развиты деревянные промыслы (санный, рогожный и др.). Всё выше перечисленное убеждает нас в том, что Большое Болдино – реальный прототип Горюхина.

Но не только сравнение хозяйственно-экономической информации приводит нас к такому выводу. Вчитаемся в описание географического положение селения. В повести говорится, что центр уезда, в котором располагалось Горюхино, получил статус города только в ХVIII веке, и единственное случившееся в нем крупное событие – большой пожар. Это соответствует истории Лукоянова, ставшего городом в 1779 г., а в 1816 г. выгоревшего почти полностью[6]. Интересны записи Белкина, касающиеся соседей Горюхина: «К югу река Сивка отделяет ей от владений Карачевских вольных хлебопашцев, соседей беспокойных, известных буйной жестокостию нравов»[7]. В пушкинские времена земли Болдина граничили с землями селений Пикшень и Пермеево, населенных государственными крестьянами. В ХVIII веке они постоянно спорили с болдинцами по поводу межей[8].

Не стоит упускать из виду образ управления в Горюхине. Описанию подлежат три способа: власть старост, выбранных миром; власть приказчиков, поставленных помещиками, и власть помещиков. В повести изображены два первых способа: «Горюхино платило малую дань и управлялось старшинами, избираемыми народом на вече, мирскою сходкою называемом...». Известно, что А.С. Пушкин наблюдал мирское управление в Болдине и воочию, и по многочисленным документам вотчинной конторы, где содержались сведения о выборе бурмистров, старост, утверждаемых помещиками или исправником[9]. Иной образ управления описан следующим образом: в один прекрасный день горюхинский староста Трифон Иванов получил послание помещика о том, что в Горюхино направлен его поверенный для вступления в управление селом. Точно так же и в Болдино в один прекрасный день 1825 г. явился поверенный С.Л. Пушкина – крепостной человек Михайло Калашников, предъявив барскую доверенность[10].

К сожалению, управление приказчика в Горюхине оказалось крайне разорительным: «Мирские сходки были уничтожены. Оброк собирал он понемногу и круглый год сряду. Сверх того завёл он нечаянные сборы… в три года Горюхино совершенно обнищало… базар запустел, ребятишки пошли по миру»[11]. Эти строки напоминают действительное управление приказчика Калашникова в Большом Болдине в 1825–1833 гг. В этот период в селе наблюдалось хроническое падение суммы оброка, о чём свидетельствуют сохранившиеся записи: 1 января 1826 г. Сергей Львович получил из Болдина 13 106 руб. 17 коп., за 1826 г. – 10 578 руб. 65 коп., за 1827 г. – 7 862 руб., за 1828 г. – 5 515 руб., за 1829 г. – 1 639 руб. 46 коп. Кроме официальных данных, сохранились и свидетельства современников. Так, об управлении Калашникова зять Сергея Львовича, Николай Иванович Павлищев писал в письме матери 1 июля 1828 г.: «Скажу вам только, что тесть мой скуп до крайности, и вдобавок по хозяйству несведущ. У него в Нижегородской губернии с лишком тысяча душ; управляет ими крепостной, который не заботясь о выгодах господина, набивает карман, а барина часто оставляет без гроша»[12]. Таким образом, Пушкиным описана схожая с болдинским управлением власть в селе Горюхино.

Последнее, в чём обнаруживаются схожие черты между болдинской действительностью и вымышленной историей Горюхина – план неоконченной повести, дающий представление о полном замысле Пушкина. За разделом «Баснословные времена», начатым в рукописи, должны были следовать разделы: «Правление старосты Антипа Мудрого», «Приезд моего прадеда тирана Ив. В. Т.», «Дед мой управляет. Пожар», «Соседи. Повальная болезнь. Церковная история», «Мужики разорены. Отец мой. Староста Трифон. Бунт», «Приказчик», «…барщина». Схожие исторические факты можно отыскать и в истории Большого Болдина. Например, дед А.С. Пушкина Лев Александрович после отставки долгое время жил в болдинском имении, занимаясь хозяйственными делами. При нём село значительно расширилось, появились еженедельные базары, кабаки, господская усадьба и деревянная церковь. В 1787 г. в селе случился страшный пожар, в результате которого сгорела церковь со всем имуществом[13]. В повести подобный сюжет, вероятнее всего, должен был содержаться в разделе «Дед мой управляет. Пожар». В части «Мужики разорены. Отец мой. Староста Трифон. Бунт» возможна аналогия с бунтом болдинских крестьян в период Пугачёвщины. Таким образом, значительная часть описания хозяйства, быта и исторического прошлого горюхинцев напоминает болдинскую действительность.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.