|
|||
Применяя инновационные технологии и приёмы на уроках можно убедиться,, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки , добиваясь более качественных результатов.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он не преподавал, стоит задача формирования нового человека, повышение его творческой активности. Вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Но, к сожалению, мы часто замечаем, что интерес к учению у детей падает. Поэтому чтобы заинтересовать учеников, необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя путем включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Для достижения данной цели наряду с классическими технологиями преподавания необходимо использовать и инновационные технологии и приемы. В настоящий момент на уроках географии применяют самые различные педагогические инновации. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии . 1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. 2. Личностно ориентированные технологии в преподавании предмета Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. 3. Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. Применение такой инновационной технологии, как информационно — аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно-обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога. 4. Мониторинг интеллектуального развития.Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности, участие в культурно-массовых мероприятиях. 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса .Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это — самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения — система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов. Инновационных технологий и приемов существует много, и мы часто используем многие из них на своих уроках. Например, во время дистанционного обучения мы все использовали ИКТ и не могли без них обойтись. Мониторинг интеллектуального развития применили, когда дети в сентябре пришли в школу, для того, чтобы узнать уровень усвоения учебного материала в период дистанционного обучения. Различные воспитательные технологии используем при проведении ученических конференций, традиционной для нас Недели географии и других воспитательных мероприятий. Для успешного усвоения учебного материала, повышения мотивации обучения на уроках используются различные инновационные методы и приёмы. Активные методы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения. Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу. Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат: ‒ упражнения, носящие творческий характер; ‒ групповые задания; ‒ образовательные, ролевые, деловые игры, имитация; ‒ уроки-экскурсии; ‒ уроки-встречи с творческими людьми и специалистами; ‒ занятия, направленные на творческое развитие — уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет; ‒ использование видеоматериалов, интернета, наглядности; ‒ решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм» и т.д. Я хочу более подробно остановиться на приеме «Корзина идей, понятий, имен…», который часто использую в своей работе. Например. Тема урока: Топливная промышленность. ( 9 класс). В «корзину» учениками сбрасываем следующие понятия, которые они связали с данной темой урока: топливо, уголь, газ, нефть, торф, добыча угля, шахта, разработка, глубина залегания, себестоимость, месторождения, пласт, шахтеры, опасная профессия, террикон и т.д. Это позволило составить схему «Структура топливной промышленности», выяснить первоначальные представления учащихся о развитии топливной промышленности, а именно угольной, в Донецком регионе, активизировать их деятельность на уроке. Еще во время закрепления нового материала на уроке или на уроках обобщения знаний мне нравится использовать прием «Географический алфавит». Например, при изучении в 7 классе темы «Африка» можно предложить детям составить алфавит географических понятий: А Африка, Атлас, Ахаггар… Б Белый Нил, Большой Уступ … и т.д. Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. Применяя инновационные технологии и приёмы на уроках можно убедиться,, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки , добиваясь более качественных результатов.
|
|||
|