Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Применяя инновационные технологии и приёмы на уроках можно убедиться,, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки , добиваясь более качественных результатов.



 

Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он не преподавал, стоит задача формирования нового человека, повышение его творческой активности. Вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию.

Но, к сожалению, мы часто замечаем, что интерес к учению у детей падает. Поэтому чтобы заинтересовать учеников, необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя путем включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Для достижения данной цели наряду с классическими технологиями преподавания необходимо использовать и инновационные технологии и приемы.

В настоящий момент на уроках географии применяют самые различные педагогические инновации. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии .

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе.

2. Личностно ориентированные технологии в преподавании предмета Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. Применение такой инновационной технологии, как информационно — аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно-обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального развития.Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности, участие в культурно-массовых мероприятиях.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса .Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это — самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения — система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

Инновационных технологий и приемов существует много, и мы часто используем многие из них на своих уроках.  Например, во время дистанционного обучения мы все использовали ИКТ и не могли без них обойтись. Мониторинг интеллектуального развития применили, когда дети в сентябре пришли в школу,  для того, чтобы узнать уровень усвоения учебного материала в период дистанционного обучения. Различные воспитательные технологии используем при проведении ученических конференций, традиционной для нас Недели географии и других воспитательных мероприятий.

Для успешного усвоения учебного материала, повышения мотивации обучения на уроках используются различные инновационные методы и приёмы. Активные методы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения. Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу. Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

 ‒ упражнения, носящие творческий характер;

‒ групповые задания;

 ‒ образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

 ‒ уроки-экскурсии;

 ‒ уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

 ‒ занятия, направленные на творческое развитие — уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

 ‒ использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

‒ решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм» и т.д.

 Я хочу более подробно остановиться на приеме «Корзина идей, понятий, имен…», который часто использую в своей работе.

Например. Тема урока: Топливная промышленность. ( 9 класс).

В «корзину» учениками сбрасываем следующие понятия, которые они связали с данной темой урока: топливо, уголь, газ, нефть, торф, добыча угля, шахта, разработка, глубина залегания, себестоимость, месторождения, пласт, шахтеры, опасная профессия, террикон и т.д.

Это позволило составить схему «Структура топливной промышленности», выяснить первоначальные представления учащихся о развитии топливной промышленности, а именно угольной, в Донецком регионе, активизировать их деятельность на уроке.

Еще во время закрепления нового материала на уроке или на уроках обобщения знаний мне нравится использовать прием «Географический алфавит».

Например, при изучении в 7 классе темы «Африка» можно предложить детям составить алфавит географических понятий:

А Африка, Атлас, Ахаггар…

Б Белый Нил, Большой Уступ … и т.д.

Таким образом, опыт современной школы  располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Применяя инновационные технологии и приёмы на уроках можно убедиться,, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки , добиваясь более качественных результатов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.