Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игровые приёмы в освоении образовательной программы»



«Игровые приёмы в освоении образовательной программы»

Автор

педагог дополнительного образования

Ткаченко Г.Г.

 

Важным условием успешного развития детского творчества является умение педагога использовать в своей работе современные педагогические технологии. От выбранных методов, приёмов, способов воздействия на воспитанника во многом зависит качество обучения.

Одной из уникальных форм обучения является игра. Игру, как способ передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Игра наряду с трудом и ученьем - это один из основных видов деятельности человека любого возраста.

Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию.

Отечественные педагоги - Макаренко, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина, Е.Н.Водовозова, Н.П.Сакулина, Е.И. Тихеева, и др., изучающие влияние игры на общее развитие ребёнка, обращали внимание на то, что в игровой форме быстрее и легче усваиваются знания, закрепляются навыки.

В.А. Сухомлинский говорил, что игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Занятия проходят во второй половине дня. К этому времени многие дети оказываются усталыми. Иногда детям физически и психологически трудно усваивать учебный материал на протяжении всего занятия, и роль педагога избежать при проведении занятия однообразия и скуки, обеспечить живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Использование игровых технологий в обучении решает множество задач:

· Игровые приёмы способствуют привлечению внимания детей к изучаемой теме.

· облегчают работу мышления и воображения,

· позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме,

· дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения,

· усиливают непроизвольное запоминание.

· Включение в ход занятия игровых приемов и ситуаций создает у детей бодрое рабочее настроение, помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала.

· Занимательность делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, вызывает увлеченность, захваченность деятельностью, эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка.

У детей младшего школьного возраста идёт плавный переход ведущего вида деятельностиот игровой в учебную. Младшие школьники легко входят в образы и с удовольствием вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Дети играют почти постоянно: с игрушками, с предметами-заменителями, без предметов, обыгрывая какую- либо ситуацию, принимая на себя определённую роль.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса.

 

 

Игровая деятельность может использоваться в качестве

1.части занятия - введения, чтобы заинтриговать детей, собрать внимание создать эмоциональный настрой, или - с целью объяснения, закрепления, упражнения, контроля. Это могут быть викторины, решения кроссвордов, ребусов, загадок

2.Можно всё занятие провести в игровой форме. Например, организовать квест – игру.

Квест - это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б, путем решения поставленных задач.

Существует определенная структура игровых квестов:

- постановка задачи (введение) и распределение ролей

- список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.)

- порядок выполнения поставленной задачи

- Наличие наград за проделанные задания (жетоны, в конце игры грамоты за места, угощенье, кубки и т.п.)

- Наличие ведущего команды (не подсказчика, а помощника)

- Наличие интересных героев (люди-актеры, с атрибутами тех героев, которых они изображают)

Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего. Дети учатся действовать сообща, планировать, добиваться результата.

3.игровая деятельность может использоваться в  качестве цикла занятий.

Одно из эффективных средств развития интереса к изучаемому предмету – дидактические, или, обучающие  игры и упражнения, которые, в отличие от игр вообще, обладают своими признаками:

1.четко поставленной целью обучения

2. и соответствующим ей педагогическим результатом, заранее спланированным.

Структура дидактической игры включает:

  1. дидактическую задачу;
  2. содержание;
  3. игровые действия;

4. игровые правила.

Дидактические упражнения отличаются от дидактических игр тем, что Они, кроме содержания, включают в себя обычно одну игровую задачу или одно игровое действие.

Классификация дидактических игр.

По характеру педагогического процесса бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, и другие.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

·словесные - Словесные игры проходит устно без опоры на наглядность.

Настольные

* тематические игры типа Лото, домино («Знаешь ли ты деревья?» «Волшебные цвета»); игры-головоломки.

* настольно - двигательные (« Гоночные машинки», игры с кубиком)

 

*Подвижно-дидактические игры двигательные игры с предметами и игрушками, то есть игры, требующие двигательной активности, сноровки («Попади в колпачок», «Летающие тарелки», «Попади в цель»)

Классификация дидактических игр по характеру игровых действий:

игры-путешествия. («В музее», « В лесу»)

игры-поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или квадраты) оттенков красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

игры-предположения ( «Что бы я сделал...», «Какой цвет выбрать», «Какой инструмент необходим для..?» и др.) Такие игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, учат детей устанавливать причинные связи. В них содержится и соревновательный элемент на сообразительность.

Игры-загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения таких задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. («Отгадай загадку - покажи отгадку», «Найди, где спрятано», «Загадки Весёлого Карандаша»,  «Сундучок с секретом» и другие).

Игры-беседы. Ценность игры-беседы в том, что она развивает воображение детей, воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение, развивает умение участвовать в беседе. Сюда можно отнести такие игры, как «У нас в гостях Незнайка», «Расскажи о …», «Где бывали, что видали» и др.

подвижно-дидактические игры (без предметов), например, народные игры, пальчиковые

Привлечь внимание детей к изучаемой теме помогает дидактическая игрушка. Например, наивный, малознающий герой – Незнайка, Буратино и умный – Карандаш, куклы-гости. С ними педагог и дети ведут беседу.

Можно использовать на занятии различные игровые ситуации, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы («Поможем ёжику собрать грибы»)

Для создания личного отношения к изучаемой теме или предмету обсуждения  Иногда достаточно слова, образа, фразы, предмета, звука, текста, рисунка -  всё, что может разбудить чувство, вызвать поток воспоминаний, ощущений, вопросов.

Таким образом, используя игровые технологии на своих занятиях, педагог имеет

возможность:

- проводить занятия в нетрадиционной форме;

- раскрывать креативные способности учащихся;

- дифференцированно подходить к оценке знаний и практических умений воспитанников;

- развивать коммуникативные навыки детей; 

- облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех детей в учебный процесс;

- практически закреплять полученные знания;

- расширять кругозор детей;

- формировать навык совместной деятельности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.