Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эпическое и лирическое в повести



Сюжет

Главный герой Никита чувствует неотрывность свою от любимой усадьбы, занимающей место в степи. Ему кажется чудом, как среди необъятного безлесого пространства раскинулся большой сад с разными деревьями, окружающий родной дом. В повести подробно описывается глазами ребенка весь дом с постройками во дворе, хлев, конюшня, пруд. С восторгом мальчик рассказывает о комнатах с налетом таинственности, о библиотеке, наполненной старыми книгами. В этом доме помнят прадедушку, пострадавшего от несчастной любви. Говорили о его странном образе жизни. Ночами он бдел, был занят чтением и писаниной, а днем отсыпался. Ожидаемый результат: хозяйство развалилось, дворня разбрелась, поля заросли. Повесть наполнена выразительными описаниями чуткого восприятия природы ребенком. Он ощущает себя и мир природы единым целым, при этом мальчик пускает в ход свою богатую фантазию. Он приписывает человеческие свойства и скворцу, и коту. Никита поэтизирует весь животный мир. В главе "Солнечное утро", полагающей начало повести, рассказывается о ребяческих забавах Никиты с деревенскими мальчишками. Происходит это веселье то на фоне великолепных сугробов, закрывающих дома, то среди весенних потоков, то под грозовым небом июля, то в плотных сентябрьских туманах. Мальчик впивал в себя жизнь, проходящую в чередовании времен года, такую прекрасную, органичную, где появление на свет и уход из жизни сравнимы с восходом и закатом. Очень трогательна история первой любви главного героя к девочке Лиле. Вместе они нашли кольцо, когда-то подаренное прадедушкой своей возлюбленной. Оно находилось на стенных часах в вазочке десятки лет. Кольцо это Никита подарил Лиле, которая очень походила на прабабушку, что подтверждал портрет прабабушки на стене. Каждое время года Никита любил по-своему, каждое воспринимал поэтически. В повести содержится описание, как праздновали в усадьбе Рождество. Все дети — и барские, и крестьянские — заняты были изготовкой елочных игрушек. Наряженная, сияющая горящими свечками елка была преддверием наступления прекрасного праздника. Помещичий дом наполнялся счастьем детей, получивших подарки. Никита этот праздник любил особенно. С наступлением весны Никита переживает восторг, наблюдая тысячи ручейков от тающего степного снега. С наслаждением, полной грудью вдыхает он чистый и пьянящий воздух весны. Значительным событием в приходе весны был для мальчика ледоход на реке. Завороженно наблюдал он буйство реки, поднимающейся над плотиной и с грохотом срывающейся глубокие омуты. Детским восторгом Никиты проникнуто описание майской песни иволги, парение степного орла в вышине летнего неба. Для мальчика очень важно чувствовать слияние с природой. Он не любит уроки, для него это мертвящая скука. Ледоход на реке для него важнее, ради него он сбегает с занятия. Однажды, оказавшись на возу, Никита почувствовал себя плывущим под звездным небом и взгляд его прозревал далекие миры. В последней главе "Отъезд" говорится о полученном сообщении, что Никита выдержал экзамен и поступил во второй класс. В повести это событие приравнивается к окончанию детства Никиты. Рассказчик начинает повествование о том, как от тяжёлой болезни скончался его отец. От горя у матери случились роды раньше времени и младенец умер. Рассказчик и его мать едут жить в семью деда. Там мальчику плохо, дед ругается со своими детьми и жестоко наказывает внуков. Рассказчик подружился с Иваном-Цыганком, который отличался добродушным складом характера, и старался помочь окружающим. Но вскоре друг умирает и рассказчик остаётся один в этой недружной семье деда. Мать не принимала участие в воспитании мальчика. Спасала рассказчика только доброта бабушки, которая постоянно жалеет и балует мальчика. Дед обучает внука грамоте. Взрослые сыновья всё время требуют от деда разделить имущество, которое он смог получить от работы в своей мастерской. Но старый мужчина не торопится отдавать им нажитое. Он недоволен своими детьми и принуждает мать рассказчика к новому замужеству по расчёту. Но молодая женщина отказывается. Вскоре рассказчик тяжело заболевает, и бабушка ухаживает за ним и рассказывает внуку историю семьи. Мать снова выходит замуж за мужчину, который не нравится мальчику, и забирает сына жить в новую семью. Бабушка начинает пить, и снова мальчик предоставлен сам себе. Он начинает учиться в школе, но не может поладить с одноклассниками. Семейная жизнь матери не ладится, и рассказчик снова переезжает жить к деду, который отличается чрезвычайной скупостью. Рассказчику приходится самому зарабатывать себе на пропитание. Вскоре тяжело больная мать мальчика приезжает в дом деда, где вскоре умирает. Дед не собирается дальше держать в своём доме внука и отправляет его в люди работать и кормить себя самому.

Эпическое и лирическое в повести

1-е название—«Повесть о многих превосходных вещах» К «превосходным вещам», на взгляд автора, относятся пушистые снега, лед на речке, особым образом сделанная скамеечка для катания с горя, лодка, привезенная под Рождество на санях, загадочная вазочка с забытым в ней колечком и др. мелочи, оставляющие в душе ощущение счастья. Со страниц повести исходят счастливые ощущения надежности мира, уюта, тепла. Т. показывает поэзию мира дома, природного очага, материнской любви. Матушка Н. в «сером платье»; «тепло и уютно пахло печами»; в комнате «было скучновато но уютно»; даже «пыль серенькая и славная». С большой тонкостью изображает Т. зарождение чувства первой любви в душе Н. к девочке Лиле. Лиля кажется ему непонятной, загадочной, как его детские сны. Вместе с ростом этого чувства в Н. пробуждаются и творческие стремления. «Никита почувствовал, как слова какие-то сами собой складываются, поют и от этого... волосам у него стало щекотно на макушке». Детская влюбленность, 1-й поцелуй, подаренное девочке колечко, найденное во сне—все это прочно связывает Н. с домом. В повести много пейзажных зарисовок: это необходимо по сюжету и в рамках традиций. Замечательные картины русской природы написаны автором с большой любовью. Надолго запоминаются чудесные пейзажи погожего дня, зимней ночи, отличные описания ледохода на реке, летней бури. Некоторые из них даются в тургеневских тонах. Таково описание зимнего дня: «День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розоватые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом». Такие пейзажи пробуждали у гл. героя, и у читателей чувство любви к Родине. Точность пейзажных и психологических зарисовок важна для реализации замысла. Гегель определял эпос как «выражение объекта»; лирику мыслил как «выражение самосознания субъекта»; а в драме видел синтез этих форм. Исходя из такого понимания, можно сказать, что художественная автобиография есть жанр особый, который тяготеет (едва ли не в равной степени) одновременно к двум родам литературы, ибо в нем лирическое и эпическое тесно и неразрывно сплетены в единое целое. Писатель в центр своих автобиографических опытов ставит не кого-нибудь, а лично себя и свой неповторимый индивидуальный мир. Однако эту лирическую задачу художник решает, как правило, средствами эпическими, ибо себя и свою жизненную историю он делает предметом объективированного или «отстраненного» повествования. У М. Горького лирические акценты растворяются якобы без остатка в мощной эпической стихии. Е.Б. Тагер утверждает, что структура горьковской автобиографии подчинена некой эпической сверхзадаче. «Лирические акценты, – уверяет ученый, – сменяются эпическими… в горьковской автобиографии воспоминания о жизненном пути превращаются в широчайшее полотно русской народной жизни» Рассмотрим, к примеру, начальные эпизоды повести «Детство». На первый взгляд здесь царит дух эпоса и личность самого автора никак не просматривается. Начиная с первых страниц рассказчик сосредоточивает свое внимание на том, чтобы высветить грани той «невыразимо странной жизни», в лоне которой «сознательно пробудился» его юный герой. Жизнь эта предстает как клубок пестрых, удивительных и алогичных по своей сути впечатлений. Окружающий мир в восприятии ребенка откровенно страшен и нелеп. Он лишен теплоты и внутренней связанности событий. «Чувственный хаос» «поддерживается» рядом непостижимых для Алёши фактов и жутким, зловещим поведением близких людей. Так, отец, прежде родной и ласковый, теперь «почему-то» лежит посреди комнаты «с нехорошо оскаленными зубами», а его озорные, «веселые глаза» прикрыты черными кружками монет. Мать, полуголая, трясущаяся, совершает жуткие, невообразимые действия. Она то судорожно ползает по полу на коленях, то рычит, то зачесывает гребенкой неподвижному трупу волосы со лба на затылок. Бабушка всем мешает и тычется, будто слепая, во все стороны. Цепь жутких оттисков памяти дополняют другие образы: похороны; лягушки, прыгающие в черной пасти могилы. Если мы попытаемся как-то вычленить и очертить позицию автогероя, то обнаружим, что образ этот в самом деле, как и указывали вышеупомянутые критики, затемнен, что он являет свою суть только в одном-единственном качестве. Качество это – любопытство и интерес к происходящему вокруг. Однако в конце главы – что следует подчеркнуть особо – в эпическую стихию вторгается иное повествовательное начало. Слой беспорядочных, хаотичных эмоций вдруг пронизывает луч смысла и красоты: в мир Алеши входит Акулина Ивановна. «До нее, – читаем мы, – будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все вокруг в разноцветное кружево…». Данное лирическое «вкрапление» очень значимо, причём не только содержательно, но и с точки зрения поэтической. Благодаря ему картина воспринимающего сознания (а с ней и картина бытия) тут же обретает иную смысловую и стилистическую окраску. Данная фраза словно обнимает собой предшествующий событийный ряд, заключает его в некую «лирическую обойму» и с несомненной верностью указывает на присутствие авторского «я». В результате две повествовательные струи – эпическая и лирикоавтобиографическая – сливаются в единый художественный поток.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.