![]()
|
|||||||
Задача и основные этапы психокоррекционной работы ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Задача и основные этапы психокоррекционной работы
ü Появлению новых мотивов, новых личностно значимых направленностей деятельности субъекта нередко предшествуют особого рода переходные потребностно-мотивационные состояния, возникающие вследствие тех или иных кризисных явлений личностного развития, разочарования в прежних мотивах и способах действия и т. п. В отличие от собственно потребностей, которым отвечают те или иные конкретные предметные содержания, о потребностных состояниях мы можем говорить лишь в плане достаточно широкого круга потенциальных, возможных, предполагаемых, но отнюдь не твердо закрепленных предметов. ü Следующая стадия движения – выбор конкретного предмета, мотивообразование. ü Наконец, последняя – побуждение через найденный мотив к деятельности, дальнейшая трансформация в ней потребностно-мотивационной сферы.
С психологической точки зрения речь часто идет о достаточно диффузном и неопределенном мотивационно-потребностном состоянии с нередким несоответствием осознаваемых и неосознаваемых компонентов, – состоянии, которое в отличие от сформированной потребности не имеет очерченных мотивов, конкретных планов и способов реализации. Поэтому основная задача методики виделась в поэтапном переводе такого потребностного состояния в качественно иной психологический ранг – ранг полноценной потребности в трезвой жизни как опоры, основы для создания подлинной трезвеннической установки взамен имевшейся вербальной. Эта задача реализовывалась в четыре этапа. (Конкретные приемы методики были разработаны и апробированы К.Г. Сурновым в исследовании, выполненном под нашим руководством.) Æ Первый – мотивационный – этап ставил целью создание у больных высокой личностной, эмоциональной заинтересованности в предлагаемых психокоррекционных занятиях по данной методике. Æ На втором – ориентировочном – вводились многочисленные мотивы (предметы) трезвеннической жизни, потенциально способные опредметить существующее потребностное состояние. Æ На третьем – собственно установочном – на основе достижений ориентировочного этапа формировались личностно-приемлемые для данного пациента мотивы трезвеннической жизни, индивидуальная форма трезвеннической установки. Æ Четвертый, последний этап, названный деятельностным, заключался в разработке для каждого пациента развернутых планов организации будущей трезвой жизни. Сквозной для реализации этих этапов была деятельность группового общения. * Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь – М.: Книга по Требованию, 2012. – 304 с.
|
|||||||
|