|
|||||||
Герой в системе образовГерой в системе образов | |||||||
Никита - это мальчик лет девяти, очень добрый и любознательный ребенок. В изображении становления характера главного героя А.Н. Толстой на первое место ставит саму действительность, окружающую ребенка. Семья Никиты и домашняя обстановка в доме была всегда очень доброй и родной, было видно, как все члены семьи заботятся о Никите и каждый пытается дать частичку своей любви мальчику, воспитать его хорошим человеком. На примере искренне любящих друг друга родителей Никиты можно видеть, как много значит семейное воспитание для формирования характера ребенка. Отец Никиты - веселый, с тонким чувством юмора, в сочетании с необычайным умом, добротой и душевным благородством счастлив со своей женой, которая очень отличается от него. Мать Никиты - воспитанная, умная, статная, с нежной красотой женщина, которая в духе народных традиций воплощает в себе образ хранительницы семейного очага. Мать очень трепетно относилась к сыну и слишком переживала за него и видела в нем только маленького мальчика, а отец же настаивал на воспитании в ребенке мужчины - смелого, сильного, закаленного. Но вместе с тем они шли навстречу друг другу и находили общее решение. Например, эпизод с Клопиком. Мать очень боялась, что Никите рано еще самостоятельно ездить на лошади: может разбиться, может не справиться с необъезженным конем. Отец же, напротив, был убежден, что только так, при приобщении Никиты к самостоятельности, близости к жизни народа можно воспитать крепкого, сильного мужчину. В этом доме даже с простыми рабочими обходись очень хорошо. Отец Никиты хорошо относился к дворовым, и они уважали хозяев, старались угодить им, платили верностью и заботой. Вызывают симпатии плотник Пахом, который мастерит Никите скамеечку, рассудительный мальчик, подпасок Мишка Коряшонок, учитель Аркадий Иванович. Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка - подпаска. Это серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит с напускным равнодушием. "Никита с большим уважением глядел на Коряшонка". Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер.
| Герой "Детства" Алеша Пешков всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. На смену тяжелому впечатлению от трагической смерти отца приходит ощущение счастья и близости с необыкновенным человеком - бабушкой; описание жестокости деда во время наказания соседствует с эпизодом задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка. Портрет бабушки. Самым дорогим человеком для главного героя была бабушка. Внешность бабушки дается в повести глазами Алеши, который видит в ее наружности и «множество морщин на темной коже щек», и «рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце», и замечает, что «она сутула, почти горбатая, очень полная». Нельзя не отметить и выразительное сравнение слов бабушки с «цветами». В следующем предложении употребляется сравнение «зрачков» с «вишнями». Эти сравнения из мира природы далеко не случайны. Используя их, Горький как бы вводит читателя в мир наблюдений, впечатлений и представлений героя-рассказчика. Дополняет портрет бабушки сцена пляски. Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила». Портрет деда Каширина и Цыганка. Алёша чувствует властность, энергию деда: «Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок». Рыжая бородка, птичий нос, зелёные глазки настораживают Алёшу. Облик деда очень противоречив. Сравнения «точно спрыгнув с потолка, явился», «холодной, как лед, рукою» пощупал голову, сравнение с хищной птицей (на «маленькой, жесткой руке» деда мальчик заметил «кривые, птичьи ногти») свидетельствуют о горькой обиде ребенка: никто никогда так его не унижал, как дед, высекший внука до потери сознания. Однако постепенно, слушая дедушку, Алеша открывает его для себя с другой стороны. Чувствительное сердце ребенка откликается на «крепкие, тяжелые слова» деда о сиротском детстве, о том, как в молодости он « своей силой супротив Волги баржи тянул». Насыщенное яркими метафорами и сравнениями предложение, запечатлевшее пляску Цыганка во время «странного веселья» на кухне. Ловок и грациозен Цыганок в движениях. Душа и талант, «яркое, здоровое и творческое» раскрывалось в его пляске. Никого не оставил равнодушным танец Цыганка, будил в присутствующих живые чувства. | ||||||
|
|||||||
|