|
|||
Рекомендации родителям для развития у детей умения дружить
Дружба в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте происходит установление дружеских контактов, закладываются основы школьной дружбы. Она рождается в сотрудничестве детей друг с другом в учебной деятельности и во внеучебных занятиях (игры, походы, кружки, посещение театра и т.д.). Дружба является важной стороной личности ребенка, определяющей его эмоциональное самочувствие, способность вливаться в коллектив, умение общаться, ощущать свою нужность, востребованность, успешность. Отсутствие друзей приводит к тому, что ребенок замыкается, чувствует свою ущемленность, часто грустит, обижается. Взрослые, у которых в детстве не было друзей, долго адаптируются к новому коллективу, испытывают трудности в общении, установлении дружеских отношений. Очень важно, чтобы у ребенка были друзья. Задача родителей – научить ребенка дружить. При этом важно учитывать возрастные особенности детской дружбы. Дружба в младшем школьном возрасте еще эмоционально неустойчива, кратковременна, круг дружеских чувств узок. Дружеские связи легко возникают и разрушаются. Основой дружбы у младших школьников являются общие учебные интересы, совместные игры и развлечения, помощь друг другу в различных бытовых делах, совместное посещение кружков. Младшие школьники чаще дружат со сверстниками, дающими списывать, делящимися школьными принадлежностями, сидящими с ними за одной партой, живущими рядом. Дружба скорее воспринимается школьниками, как взаимовыгодное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля. В этом возрасте дружат обычно дети одного и того же пола. Как правило, младшие школьники дружат со сверстниками или младшими детьми. К концу обучения в начальной школе у детей появляется понятие обязательства друг перед другом, они начинают осознавать и учитывать чувства другого, строя дружбу на позициях взаимопомощи. Поэтому прерывание дружеских отношений, например в связи с переходом в другую школу, воспринимается ребенком болезненно, вплоть до переживания чувства настоящей потери и горя до того момента, пока он не найдет новых друзей. Иногда дружба прекращается в связи с появлением иных интересов, вследствие чего дети обращаются к новым товарищам. В этот период наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть неприязнь со стороны других детей. Для того чтобы ребенок научился дружить, нужно обязательно рассказать ему о дружбе как можно подробнее, чтоб он понял как он должен вести себя с другом. Будет полезным смотреть мультфильмы, читать рассказы, сказки о дружбе, обсуждать прочитанное и увиденное. Детей с раннего детства нужно учить уважать, ценить, помогать своим близким, формировать умение идти на уступки, искать компромиссы, устанавливать контакты, общаться. В младшем школьном возрасте надо приучать детей к общению, советовать им вместе играть, гулять, готовить уроки, рисовать, читать и вместе с тем побуждать их заботиться друг о друге, быть внимательными друг к другу. Родителям следует внимательно следить за дружескими связями своих детей, знать особенности, характер их друзей, чтобы вовремя прийти на помощь детям, оградить их от вредных влияний. Но не стоит проявлять недовольство друзьями ребенка. Следует постараться лучше их узнать и понять, какие их черты привлекают ребенка. Можно поговорить с ребенком о том, как он относится к поступкам друга. Рассказать о людях, которые разрушили свою жизнь из-за вредных привычек и плохих поступков. Обратить внимание ребенка на то, что друзья должны оказывать благотворное влияние друг на друга. Необходимо очень деликатно корректировать взгляды ребенка на друзей, которых он выбирает: он несет ответственность за свой выбор, а родители – ответственность за то, что поддерживают его в этом. Если у ребенка не складываются отношения со сверстниками родителям необходимо: · понять причины проблем ребенка и обсудить это с ним; · предложить посмотреть на ситуацию со стороны, довести до сознания ребенка, что в его поведении есть что-то, что осложняет отношения со сверстниками; · помочь найти новые способы реагирования на неприятную ситуацию (образцы поведения других ребят, придумать вместе с ребенком); · предложить ребенку понаблюдать, как общаются между собой другие ребята; · выяснив причины, почему не принимают ребенка, важно помочь ему завоевать признание и симпатию (обсудить какие успехи ценят ребята и как он может добиться этих успехов).
Рекомендации родителям для развития у детей умения дружить · Учите своего ребенка сочувствию, состраданию, принятию чужих мыслей и поступков, прощению. Данные умения обеспечивают умение дружить. · Учите ребенка уважать, ценить, помогать своим близким, развивайте умение идти на уступки, искать компромиссы. Данные способности в дальнейшем позволят ребенку строить близкие отношения. · Формируйте и поддерживайте у ребенка позитивное отношение к себе и доброжелательное отношение к другим. · Учите ребенка навыкам общения, создавайте условия для общения со сверстниками, постепенно расширяйте круг его общения: приглашайте детей в гости, заинтересовывайте занятиями в кружках и секциях, устраивайте детские праздники. · Предоставляйте детям возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу и свои способности. · Учите сочувствию и вниманию к другим детям, справедливости, честности и щедрости. Порицайте за эгоизм. · Учите ребенка умению решать споры и конфликты, умению договариваться. · Учите ребенка спокойно высказывать свое мнение, обосновывать его. · Обсуждайте с ребенком его друзей, помогайте как можно лучше их узнавать. Но делайте это ненавязчиво, и если ребенок не хочет ничего говорит – не настаивайте. · Старайтесь не проявлять недовольства друзьями ребенка. Постарайтесь лучше их узнать и понять, что привлекает в них вашего ребенка. · Если вы заметили что-то нехорошее в друзьях вашего ребенка, что может плохо на него повлиять, постарайтесь спокойно и доброжелательно поговорить с ребенком и узнать, как он относится к поступкам друга. Без нравоучений расскажите на конкретных примерах, как может разрушиться жизнь из-за вредных привычек. · Друзья в младшем школьном возрасте могут часто меняться, постарайтесь отнестись к этому с пониманием – позвольте ребенку самому выбирать, с кем дружить. Дети учатся на своих ошибках и очень редко прислушиваются к мнению взрослых о том, кто достоин быть их другом. · Морально поддерживайте ребенка. Выслушивайте, помогайте ему советом – так он сможет решить любую проблему самостоятельно. · Рассказывайте ребенку о дружбе, об отношениях между друзьями. Полезно смотреть мультфильмы, читать рассказы, сказки о дружбе.
Рекомендации младшим школьникам: · Помни: дружеские отношения формируются на основе общих интересов, взаимной симпатии и умения дружить. · Чтобы подружиться с ребятами, старайся относиться к ним доброжелательно и уважительно. · Дружба – это не просто приятное и взаимовыгодное сотрудничество, она требует понимания и принятия интересов своего друга. · Проявляй себя и свои способности, обращай на себя внимание одноклассников хорошими поступками и интересными делами. · Старайся больше общаться с одноклассниками, больше узнавать их качества характера, привычки, увлечения. Это поможет найти тех ребят, с кем у тебя общие интересы и подружиться с ними. · Между друзьями могут возникать споры и конфликты, старайся их решать с учетом своего мнения и мнения друга, договаривайся с другом. · Умей прощать другу мелкие недостатки, умей уступать. · Старайся открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голос, без обид. · Если у вас с другом сложился конфликт, и вы не можете его решить, то обратитесь за помощью к взрослому. Он поможет вам проанализировать конфликт и найти способ примирения. · Дружеские отношения, даже очень крепкие, разрушает эгоизм, который разделяет и отдаляет друзей друг от друга. Старайтесь думать не только о себе, но и проявляйте заботу о друге. · Общие интересы и увлечения помогают найти друзей. Старайся больше посещать кружки, дополнительные занятия.
|
|||
|