|
|||
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФИНУНИВЕРСИТЕТ)»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФИНУНИВЕРСИТЕТ)»
Владикавказский филиал Финуниверситета
Кафедра «Менеджмент»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Корпоративное управление» Вариант №7
Выполнила студентка группа 3Б2-МН 404 Фидарова К.И. Проверил преподаватель: Айларова З.К.
Дата поступления работы на кафедру Оценка «__»___________________ 2019 г. ___________________ ______ количество баллов, зачтено/не зачтено подпись «___»___________________ 2019 г
Владикавказ 2018 г.
Содержание
1. Слияния (поглощения): сущность, типы и мотивы………………………3 2. Проблемы правительственного вмешательства в деятельность корпораций:российский и зарубежный опыт………………………………...…6 3. Социальная активность современного бизнеса………………...………12 Список использованной литературы……………………………………..…….14
1. Слияния (поглощения): сущность, типы и мотивы.
Слияния и поглощения - класс экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро- и микроэкономическом уровнях, в результате которых на рынке появляются более крупные компании. Слияние - это объединение двух или более хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется новая экономическая единица. Слияние форм - объединение, при котором слившиеся компании прекращают своё существование в качестве автономных юридических лиц и налогоплательщиков. Компания, образованная путём слияния, берёт под свой контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний, принявших участие в слиянии. Слияние активов - объединение компаний, при котором: - собственники компаний передают исключительные права контроля над своими компаниями создаваемой компании в качестве вклада в уставный капитал; - деятельность и организационно-правовая форма компаний сохраняются.[1] Присоединение - объединение компаний, при котором одна из объединяющихся компаний (основная) продолжает деятельность, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование в качестве юридических лиц. К основной компании переходят все права и обязательства присоединённых компаний. Поглощение — сделка, совершаемая с целью установления контроля над хозяйствующим обществом и осуществляемая путём приобретения более 30 % уставного капитала (акций, долей, и т. п.) поглощаемой компании. При этом сохраняется юридическая самостоятельность общества.
Существуют следующие типы слияний и поглощений компаний:
1. В зависимости от характера слияния: - горизонтальное слияние компаний - объединение в одну компанию двух и более компаний, предлагающих одну и ту же продукцию. Преимущества: увеличение конкурентоспособности и др.; - вертикальное слияние компаний - слияние некоторого количества компаний, одна из которых - поставщик сырья для другой. Преимущества: снижение себестоимости продукции, увеличение рентабельности производства продукции; - родовые (параллельные) слияния компаний - объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, объединение фирмы, производящей компьютеры, с фирмой, производящей комплектующие для компьютеров. Преимущества: концентрация технологического процесса производства внутри одной компании, возможность оптимизации издержек производства, увеличение рентабельности новой компании (по сравнению суммой рентабельностей компаний, участвовавших в слиянии); - конгломератные (круговые) слияния компаний - объединение компаний, не связанных между собой какими-либо производственными или сбытовыми отношениями. Слияние такого типа - слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. Выгода от такого слияния не очевидна и зависит от конкретной ситуации; - реорганизация компаний - объединение компаний, задействованных в разных сферах бизнеса. Выгода от такого слияния также зависит от конкретной ситуации 2. По географическому признаку: - локальные; - региональные; - национальные; - международные; - транснациональные (с участием в сделках транснациональных корпораций). 3. В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по слиянию или поглощению: - дружественные; - враждебные. 4. По национальной принадлежности: - внутренние (происходят в рамках одного государства); - экспортные (с передачей прав контроля иностранными участниками рынка); - импортные (с приобретением прав контроля над компанией за рубежом); - смешанные (при участии в сделке транснациональных корпораций или компаний с активами в нескольких различных государствах).[2]
Основные мотивы слияний и поглощений компаний:
- стремление к росту; - синергия (взаимодополняющее действие активов двух или нескольких сливающихся в одну компаний, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов действий каждой из участвующих в слиянии компаний); ·- диверсификация (расширение ассортимента выпускаемой продукции, переориентация рынков сбыта); - «недооценка» поглощаемой компании на финансовом рынке; - личные мотивы менеджеров; - повышение качества управления; - стремление построить монополию; - мотив демонстрации оптимистических финансовых показателей в краткосрочном периоде.[3]
2. Проблемы правительственного вмешательства в деятельность корпораций: российский и зарубежный опыт.
Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других характерных особенностей. Меры административно-правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно-правового регулирования, как: регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности; целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства направлениях; антимонопольное регулирование. Важным условием становления российского предпринимательства является существование таких факторов, как рынок капиталов, рынок инвестиционных товаров и рынок труда. К основным, т.е. приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят: - антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности; - валютные ограничения в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; - регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий); - патентное законодательство; - защиту прав потребителя; - государственные контракты; - экспорт товаров и технологий двойного назначения; - государственное содействие частному предпринимательству.
Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности - конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов. Этой главной цели подчинен ряд первоочередных задач: а) обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; б) формирование государственного бюджета; в) защита окружающей среды и пользования природными ресурсами; г) обеспечение занятости населения; д) обеспечение безопасности и обороны страны; е) реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма; ж) соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.[4] Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них - запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий. В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования "сверху", доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции. Предприниматели все больше ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления. Во всем мире государственное предпринимательство представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, во многих странах государственный бюджет и местные бюджеты часто содержат свободные финансовые ресурсы, которые вполне могли бы инвестироваться в предпринимательский бизнес, развиваемый непосредственно принадлежащими государству предпринимательскими фирмами. С другой стороны, в этом случае органы государственной власти и управления объективно оказываются в двойственном положении — организуя предпринимательскую деятельность принадлежащих им фирм, они, вместе с тем, обязаны выполнять роль арбитра деловых отношений между всеми субъектами профессионального предпринимательства, в том числе и ими созданными. Чтобы преодолеть, а впоследствии — постоянно преодолевать возникающие здесь неизбежные конфликты интересов, прежде всего между «своими» — принадлежащими государству предпринимательскими фирмами и «чужими» — негосударственными субъектами предпринимательского бизнеса, в разных странах применяются различные подходы.[5] Особого внимания в международной практике совершенствования систем корпоративного управления в компаниях с государственным участием заслуживает опыт стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР). Большинство стран ОЭСР (США, Великобритания, Германия, Норвегия, Швейцария, Сингапур и пр.) являются лидерами в процессе реализации конкретных мер, способствующих улучшению системы корпоративного управления. При этом уже разработанные и внедренные механизмы успели доказать свою эффективность и на практике. Руководящие принципы ОЭСР по корпоративному управлению государственных предприятий точно определяют ключевые принципы эффективного управления и предусматривает роль государства как собственника в коммерческом контексте. Отмечая тот факт, что цели госпредприятий могут отличаться или иметь сочетание социальных, экономических и стратегических интересов, выделяют международные принципы надлежащего корпоративного управления, которые государству как акционеру и контроллеру следует рассматривать. Несмотря на то, что документ ОЭСР разработан для стран с развитой экономикой, содержание и рекомендации могут стать основой эффективного управления государственными предприятиями в развивающихся странах или странах с формирующейся рыночной экономикой, так как он получил широкое признание в качестве международного ориентира по вопросам реформирования государственных предприятий. В числе предлагаемых рекомендаций ОЭСР, можно выделить два момента, во-первых, это создание равных конкурентных условий для государственных и негосударственных предприятий. Рынок должен быть открытым и справедливым и не носить характер дискриминационной политики. Функция управления собственностью и другие функции государства должны четко отличатся, особенно в области регулирования рынка. Организационно-правовая форма и оперативный процесс государственных предприятий должны быть настолько прорыпочпыми, насколько это возможно. На государственные предприятия также должны распространяться общие законы и правила, обеспечивающие соблюдение прав всех заинтересованных сторон, в том числе и конкурентных, дающих возможность внесения поправок, в случае нарушения права одной из сторон. Во-вторых, правительство как акционер государственной компании должен быть информированным и активным собственником. Государственные предприятия несут ответственность и действуют на транспарентной основе. В большинстве стран мира органы, ответственные за управление и контроль в компаниях с государственным участием, организованы по аналогии с частными компаниями, и подчиняются правилам акционерного законодательства. Совет директоров — центральный элемент системы корпоративного управления и основной орган контроля и управления па предприятиях с государственным участием. Все больше стран ОЭСР проводят значительные реформы для профессионализации советов директоров и наделения их реальными полномочиями. Для этого была предпринята попытка ограничить политическое вмешательство, усилить независимость и компетентность советов директоров госпредприятий на основе продуманных и основанных па квалификации принципах формирования совета. Была восстановлена компетенция совета в таких важных областях, как контроль за руководством предприятия и стратегической направленностью. Совершенствуются процессы оценки эффективности работы советов директоров. Меняется и практика выплаты вознаграждений, отражая в большей мере степень ответственности и рабочую нагрузку отдельных членов советов директоров. Стоит подчеркнуть, что нет ни одной страны ОЭСР, где структура совета директоров компании с государственным участием принципиально отличалась бы от структуры совета в частных компаниях. Крайне редко делаются исключения для отдельных компаний. Так, в Норвегии структура совета директоров в публичных компаниях с государственным участием фактически двухуровневая, в то время как во всех других компаниях, частных и государственных, совет директоров одноуровневый. В норвежских компаниях с государственным участие есть еще один орган между советом директоров и общим собранием, который называется собрание компании. Этот орган выполняет контрольные функции. Собрание компании возглавляет председатель, он же является председателем комитета по назначениям, в компаниях с государственным участием — это представитель государства. В большинстве стран ОЭСР основным инструментом контроля является раскрытие информации (ex post,) в рамках годовых отчетов. Однако если компании с государственным участием имеют особые задачи, они должны также представлять отчет об их выполнении. Как правило, в странах ОЭСР к государственным компаниям применяются те же правила раскрытия информации, что и к частным компаниям, чьи акции обращаются на фондовом рынке. В ряде случаев введены дополнительные требования для таких предприятий. Дополнительно к внешнему аудиту финансовая система компаний с государственным участием является объектом проверок со стороны государственной аудиторской компании (Счетной палаты). Во многих странах ОЭСР парламент также имеет право созывать менеджеров на парламентские слушания. В Швеции компании с государственным участием располагают лишь месяцем после окончания года па подготовку годового отчета. В Австралии, Франции и Великобритании ввели систему постоянного мониторинга: государственные компании ежемесячно предоставляют отчеты по ограниченному кругу индикаторов. Во многих странах исследования и специальные проверки показывают, что содержание и качество годовой отчетности госпредприятий не всегда соответствуют высоким стандартам. С целью улучшения ситуации некоторые страны разрабатывают специальные правила или руководства, подробно описывающие основные обязательные элементы годовой отчетности. Регулирование конфликта интересов, возникающего в отношениях между собственниками и менеджерами, хорошо развито в большинстве стран ОЭСР. Существующие проблемы обусловлены сложностью вскрытия манипуляций, по не недостатком регулирующих норм.
3. Социальная активность современного бизнеса
Социальная активность современного бизнеса становится узко-фокусной. Корпорации специализируются на определенной области: молодежь, образование, экология и т.д. Подобная специализация позволяет вести долгосрочную «внешнюю социальную политику», что повышает узнаваемость компании и позволяет ассоциировать ее с определенной темой. Узкая тема выбирается с непременным учетом профиля компании и используется для достижения конкретных целей, напрямую связанных с бизнес-целями. Деловой. Филантропия используется для укрепления имиджа, лояльности сотрудников, связей с потребителями и внутри коллектива. Компания сама определяет бизнес-цели, выбирает формы и методы проведения социальной политики. Бизнес ждет от нее измеримого результата (новые клиенты, рост продаж, увеличение прибыли). Экономной, ожидающей измеримую отдачу от каждого вложенного доллара, в том числе за счет контроля над деятельностью НКО, получающей помощь. Клиентской. Бизнес старается любыми способами включить в социальные программы своих потенциальных и существующих клиентов, побуждая их не только быть потребителями социального продукта, но и вкладываться в его производство. В основном деньгами. Партнерской. Партнерства формируются с другими компаниями, «чужими» акционерами, некоммерческими организациями, лидерами местного сообщества, местной властью. Важно, что в процессе партнерства с некоммерческими организациями бизнес формирует совместные команды менеджеров, где у каждого свои обязанности. Происходит операционный обмен уникальным опытом и ценностями, присущими каждому из секторов. Инициативной. Компания не ждет, когда придут просить, а сама разрабатывает взаимовыгодные программы и ищет союзников среди НКО. Инициатором программ все чаще выступает не местная власть и не НКО, а бизнес, исходя из своих собственных целей. Комплексной. В разработке и осуществлении филантропических программ взаимодействуют разные отделы корпорации, сами программы становятся «сквозными» и затрагивают все сферы деятельности фирмы. Программы разрабатываются и осуществляются совместными усилиями отделов маркетинга, человеческих ресурсов, продаж, внешних связей и связей с местной властью. Бизнес вкладывается в социальные программы на местном уровне всеми своими ресурсами. Волонтерской. Поощряется волонтерство сотрудников, включая первых лиц, вовлечение в волонтерскую деятельность клиентов и акционеров.[6] Список использованной литературы
1. Бочарова И.Ю. Корпоративное управление: учебник / И.Ю. Бочарова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 368 С. ЭБС znanium.com 2. Корпоративное управление: учебник. / В.Р. Веснин. – М.: ИНФРА-М, 2013 – 272 с. (2017, ЭБС znanium.com) 3. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: Учебное пособие / В.И. Грушенко. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 336 с. 4. Корпоративные финансовые решения. Эмпирический анализ рос. Компаний: Моногр. / И.В. Ивашковская и др.; под науч. Ред. И.В. Ивашковской – М.: НИЦ Инфра-М, 2013 – 281 с. 5. Корпоративная социальная ответственность: учебник/под ред. Э.М. Короткова.-М.: Юрайт, 2014.-445с. (ЭБС Юрайт) 6. Селезнев, В.А. Теория корпоративного управления: учебное пособие / В.А. Селезнев, С.А. Орехо. – М.: Евразийский открытый институт, 2014. – 199 с. ЭБС biblioclub.ru . [1] Бочарова И.Ю. Корпоративное управление: учебник / И.Ю. Бочарова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 368 С. [2] Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: Учебное пособие / В.И. Грушенко. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 336 с. [3] Корпоративное управление: учебник. / В.Р. Веснин. – М.: ИНФРА-М, 2013 – 272 с. [4] Селезнев, В.А. Теория корпоративного управления: учебное пособие / В.А. Селезнев, С.А. Орехо. – М.: Евразийский открытый институт, 2014. – 199 с. [5] Корпоративные финансовые решения. Эмпирический анализ рос. Компаний: Моногр. / И.В. Ивашковская и др.; под науч. Ред. И.В. Ивашковской – М.: НИЦ Инфра-М, 2013 – 281 с.
[6] Корпоративная социальная ответственность: учебник/под ред. Э.М. Короткова.-М.: Юрайт, 2014.-445с.
|
|||
|