Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





класс Тема урока №3. Психические процессы в обучении двигательным действиям.. Домашнее задание: Перечислите волевые качества человека и попытайтесь объяснить их значения при занятиях физкультурой и спортом. Какие из них , вы хотели бы улучшить?



                         9 класс Тема урока №3

Психические процессы в обучении двигательным действиям.

Домашнее задание: Перечислите волевые качества человека и попытайтесь объяснить их значения при занятиях физкультурой и спортом. Какие из них , вы хотели бы улучшить?

         Обучение двигательным действиям - сложный процесс, одним
из компонентов которого являются психологические предпосылки овладения движениями.
Успешность обучения двигательным действиям на уроках
физической культуры во многом зависит от уровня развития у занимающихся физических способностей а также от психической готовности в структуре которой психические процессы играют одну из главных ролей.
        Психические процессы: внимание, ощущение, восприятие, мышление, представление, память и др. Все они тесно связаны между собой, и только их совместная деятельность позволяет хорошо овладеть программным
материалом уроков физической культуры.

 

 

Внимание– может быть произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное внимание возникает под воздействием внешних раздражителей, оно не требует волевых усилий, характеризуется внезапностью и непродолжительностью

Произвольное внимание играет основную роль в жизни и деятельности человека. Оно результат сознательных и волевых усилий. Его отличают целенаправленность, организованность, устойчивость.

Основными свойствами внимания, от которых зависит успех в обучении двигательным действиям являются: объем, концентрация, переключение, подвижность и распределение.

       Объем внимания определяется числом объектов или элементов, которое вы в состоянии воспринять. Например в знакомой обстановке вы воспринимаете больше элементов, чем когда вам приходиться действовать в незнакомой ситуации.

        Концентрация внимания характеризуется затратой нервной энергии, которую вы тратите на выполнение данного физического упражнения. (например, в игре в футбол вы очень сконцентрированы во время выполнения штрафного удара, но в процессе игры когда вы совершаете знакомые действия концентрация ослабевает. Предельная степень концентрации внимания сохраняется незначительное время.

       Устойчивость внимания проявляется в сохранении требуемой концентрации в течении длительного времени, например при обучении различной сложности особенно при обучении групповым и командным действиям.

        Переключение внимания – это способность быстро и точно переходить от одних действий к другим. Это свойство внимания имеет большое значение при обучении в таких видах спорта как спортивные игры, единоборства, спуск с гор на лыжах.

       Подвижность внимания выражается в переходе внимания от одного объекта к другому.

Распределение внимания имеет место когда вы направляете внимание одновременно на несколько объектов, или на выполнение двух или более действий.

 

         Ощущение и восприятие. Восприятие –отражение в сознании человека предметов, явлений действительности при непосредственном. Ощущения же отражают только отдельные качества и свойства предметов их воздействии на органы чувств. В обучении двигательным действиям участвуют все анализаторы, но главными ощущениями являются зрительные, мышечно – двигательные, слуховые, вестибулярные, тактильные. С помощью этих ощущений вы получаете информацию о положении тела в пространстве, о движении тела и его частей. Восприятия как ощущения делятся на зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые. В обучении спортивным действиям наибольшее значение имеют восприятие пространства, времени и движения.

Восприятие пространства (формы, объема и величины предметов) осуществляется с помощью зрительного, кинестетического и тактильного анализаторов. Пространственные восприятия, определяющие глазомер, ка и все другие, улучшаются при помощи специальных упражнений. Поэтому не у всех развиты одинаково.

Восприятие времени – это отражение в нашем сознании длительности, скорости и последовательности совершаемых двигательных действий. К сложным восприятиям времени относятся восприятия темпа, ритма. Имеют большое значение в разных видах деятельности в том числе при обучении и выполнении всех физических упражнений (прыжки, метания и т.д.) установлено, что человек может воспринимать 0,75с., с помощью специальной тренировки можно научиться различать отрезки0,01 – 0,02с.. Большое значение имеет правильное (адекватное и точное) восприятие собственных движений и движений, совершаемых другими людьми. (скорость – быстрое или медленное движение); (быстрый или медленный темп в беге, в ходьбе на лыжах, на коньках); (ускорение- равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое); (характер, сгибание, подтягивание, разгибание, отталкивание); (форму – прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное); (амплитуда – широкая, узкая, полная, неполная); (направления – направо, налево, вверх, вниз); (продолжительность – краткая, длительная.

 

              Память - это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком образов, мыслей, движений. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Основная функция памяти - накопление опыта, применительно к физической культуре - двигательного опыта. При обучении двигательным действиям используются все виды памяти, однако их роль различна. При показе ведущая роль принадлежит зрительной памяти, при рассказе - слуховой, при выполнении физических упражнений - двигательной. При осмысленном отношении к изучаемым двигательным действиям эффективность запоминания значительно выше, чем при механическом их запоминании.

           Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий, различных комбинаций и т.д.

           Слуховая память связана с запоминанием звуков. Она обеспечивает ориентировку ученика в окружающей обстановке (быстрое восприятие информации, которую всего лишь прослушал).

Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Она помогает школьнику мыслить (использование внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и понимать высказывания учителя и сверстников.

Особую роль при занятиях физической культурой играют двигательная, тактильная и вестибулярная память, связанные с запоминанием, сохранением и воспроизведением сигналов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды памяти используются человеком при разучивании физических упражнений и исполнении их. Разные движения заучиваются с различной степенью прочности. Труднее заучиваются ощущения, возникающие в результате мышечных усилий, необходимых для выполнения тех или иных действий, легче - пространственные параметры действий: ориентация на площадке, стадионе, выполнение действий налево, вниз, вверх, направо, составление комбинаций и т.д.; еще легче - временные параметры движений: длительность выполнения упражнения. Всегда учитываю особенности запоминания параметров движений согласно возрасту. Так, учащиеся начальных классов затрачивают большее количество времени на заучивание движений (они, ведь, непоседы) по сравнению со старшеклассниками.

             Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания могут вызывать у школьника неуверенность при выполнении физических упражнений, порой отказ от выполнения (поигранная эстафета или игра из-за твоих действий).

Положительные эмоциональные воспоминания побуждают ученика к действию, делают его увереннее (победа личная или командная).

Из всех видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения. Они запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально.

 

                Мышление - это познание сущности и закономерностей объектов и явлений с помощью мыслительных операций. С помощью мышления человек создает новое спортивное оборудование, инвентарь и виды спорта, вносит изменения в технику и тактику выполнения физических упражнений. При выполнении некоторых физических упражнений требуется проявление тактического мышления. Чаще всего, оно проявляется в условиях соревнований и направлено на решение конкретных тактических задач. Участник соревнований сначала анализирует возникшую ситуацию и только потом осуществляет непосредственные действия. Например: попал в «коробочку» в беге на 1000м, что делать, ждать, когда кто-то из соперников ошибется и «нырнуть» в освободившееся пространство. Оперативное мышление всегда опирается на память. Чему научился, то и применяешь. И интуитивные действия (как бы бессознательные) тоже опираются на богатый соревновательный опыт, знание правил соревнований, умений наблюдать за действиями соперников и предвосхищать его действия. Реакции на опережение отражение действительности возможны лишь на основе совокупности психических процессов. В игровых действиях они осуществляются на основе восприятия летящего мяча или движения игрока, в легкой атлетике: на основе памяти, мышления, воображения (кроссовый бег).

У занимающегося физической культурой школьника в процессе обучения формируется способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение. Простое решение двигательной задачи: как сделать движение правильно, быстро, точно, как исправить допущенную ошибку – представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Занятия физической культурой оказывают благотворное влияние и на развитие психических функций - восприятие, память, представление, мышление.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.