Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





часА 55 минут – это много или мало? или как уложиться в рамки экзамена



3 часА 55 минут – это много или мало? или как уложиться в рамки экзамена

Не все обращают внимание на тот факт, что существует вероятность не уложиться в отведенное на экзамене время. Просто не успеть решить и оформить те задачи, которые вполне по силам при наличии времени. Цель статьи – разобрать основные причины, которые приводят к недостатку времени, и дать рецепт, который решает эту проблему.

Самая фундаментальная причина нехватки времени – низкая производительность. То есть, умения, в принципе, есть, но само решение требует значительного количества времени и умственных сил. Все это приводит к быстрой утомляемости, что еще более замедляет процесс.

Бывают случаи, когда попадается задача либо неизвестная, либо по какой-то другой причине не поддающаяся решению (например, совершена ошибка в вычислениях). Кажется, что задача вот-вот решится, но что-то опять не дает довести ее до конца. Если ученик теряет контроль времени или принципиально не готов сдаться, то может произойти потеря критически большого промежутка времени и умственных сил.

Могут возникнуть другие непредвиденные проблемы: плохое самочувствие (невысыпание или отравление), нервное перенапряжение и срыв от стресса. В этом случае советуют выспаться, питаться только проверенной едой, участвовать в пробных экзаменах. 

Вернемся к первым двум причинам и рассмотрим решение проблемы. Любителю принципов нужно знать, что основная цель сдачи экзамена – получение как можно большего количества баллов. Поэтому поведение должно быть целесообразным, т.е. сообразным цели. Выпускник, знай: если задача по какой-то причине не решается, она должна быть без сожаления оставлена. К ней всегда можно вернуться в конце экзамена, решив остальные задачи.

А теперь главное. Как повысить эффективность в решении задач? Ответ один – нужно научиться быстро выполнять базовые (типовые) операции. Это свойство называется «навык». Считаете, что натаскивание именно для вас – это плохо? Тогда закрывайте статью, бросайте подготовку к ЕГЭ и после школы идите в техникум или ПТУ. На вашем месте будет учиться тот, кого «натаскали» на экзамен, кто смог перевести свои умения в навык. Чтобы почувствовать разницу, приведем сравнительную таблицу некоторых простых действий, из которых в конечном счете складывается выигрыш/проигрыш во времени:

Действие Умения Навыки
Перевод из одной системы счисления в другую Владение переводом «в столбик» (медленно) Владение переводом через подбор степеней двоек (быстро)
Построение таблиц истинности Знает таблицы истинности логических операций, может применить знания при решении задач на логику Использует законы и закономерности алгебры логики в зависимости от конкретного задания.
Однозначное кодирование/декодирование Знает условие Фано и обратное условие Фано. Может построить дерево для условия Фано Действия доведены до автоматизма, может построить дерево для обратного условия Фано
Формулы в электронных таблицах Знает формулы, относительные и абсолютные ссылки Свободно оперирует формулами и ссылками
Чтение/понимание алгоритмов Понимает простые алгоритмы, может провести ручную прокрутку алгоритма Сходу узнает большинство алгоритмов, ручная прокрутка не требуется, результат определяется быстро и устно
Основная формула информатики, приближенные вычисления Знает основную формулу, может ее применить. Может производить приближенные вычисления Применяет формулу не задумываясь, так же как и выполняет приближенные вычисления

 

Интересно, а как обстоят дела с натаскиванием в других сферах?

Музыка. Любой исполнитель в начале своего творческого пути разучивал гаммы: это типичные последовательности нажатия клавиш, исполнение которых прививает правильность постановки пальцев и, в конечном счете, способствует формированию навыков игры (проверено на себе во время обучения в музыкальной школе).

Спорт.Каждый спортсмен имеет свои коронные приемы (проверено на себе при посещении секций борьбы) или коронные дистанции (легкая атлетика, индивидуальные гонки), которые доведены до автоматизма (навык).

Армия.Существуют нормативы сборки/разборки автомата, подъема/отбоя, выхода по тревоге в запасной район (все нормативы опробованы на себе во время службы в армии) и т.п. Угадайте, каким образом достигается выполнение норматива каждым военнослужащим?

 

Подводим итоги

Я не в восторге от натаскивания вообще, хотя в некоторых случаях другого пути нет. Что касается ЕГЭ, основываясь на своем опыте и здравом смысле, скажу так: какой бы способ проверки знаний не придумает Министерство образования, и учителя, и репетиторы будут натаскивать выпускников на эту форму сдачи экзамена. А если ты, выпускник, планируешь поступить в ВУЗ по определенной специальности и не платить за обучение, ты должен стать лучше других: решать больше, решать быстрее, решать эффективно. Друг, нарабатывай навык!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.