Тренинг стрессоустойчивости 22.04.2020 Тема: Диагностика профессиональных стрессоров
Тренинг стрессоустойчивости 22.04.2020 Тема: Диагностика профессиональных стрессоров
Задание: изучаем, конспектируем, проводим одну из методик
Комплекс методик по диагностике профессиональных стрессов и стрессоров.
В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н.Е. Водопьянова считает, что организационная диагностика стресса является необходимой составляющей «стресс-менеджмента». Стресс при этом может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами. Методики данного класса делятся на несколько групп.
- 4.1. Выделяют методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности. В эту подгруппу можно включить такие инструменты, как:
- - шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой;
- - тест на профессиональный стресс Ю.В. Щербатых;
- - опросник «Причины деятельностного стресса»;
- - тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;
- - оценка уровня деятельностной стрессогенности;
- - «Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС) А.Б. Леоновой». Система ИДИКС предназначена для диагностики профессионального стресса, ориентирована на получение интегрированной оценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса оптизацион- ных мер, адекватных специфике каждого конкретного случая. ИДИКС предназначена для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе не выявлено.
- 4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания. В настоящее время не существует всеми признанной единой модели СВ. Научное исследование факторов СВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:
- - методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач - С. Джексон в адаптации И.Е. Водопьяновой;
- - методика диагностики уровня эмоционального выгорания
В.В. Бойко;
- - опросник определения психического «выгорания» А.А. Рукавишникова и др.
- 4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи:
- - опросника ДОРС «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А.Б. Леоновой, С.Б. Величковской (является модифицированной версией теста BMS-II, разработанной немецки- ми психологами П. Рихтером и Х.Э. Платом для оценки степени тяжести труда работников разных видов массовых производств);
- - опросника «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности» В.Л. Бакштановского, О.И. Жданова;
- - опросника диагностики психофизиологической дезадаптации О.И. Родиной и др.
- 4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:
- - тест «Профессиональная компетентность во времени» Л.В. Куликова;
- - опросник «Тайм-синдром менеджера» Н.Е. Водопьяновой;
- - опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н.Е. Водопьяновой.
|