Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НА ПЕРЕДНЕМ РУБЕЖЕ ОБОРОНЫ.. Опубликован в Севастопольские известиях № 6(2058), 15 февраля 2020г.



НА ПЕРЕДНЕМ РУБЕЖЕ ОБОРОНЫ.

Опубликован в Севастопольские известиях № 6(2058), 15 февраля 2020г.

Стр. 10.

Часть 2

Ночью раненых начали отправлять в госпиталь. Иван просил командира оставить его, говоря, что он еще может работать у орудия, хотя и потерял зрение. Конечно, его отправили в госпиталь, но вскоре он был уже в своем коллективе, а 13 декабря получил награду- медаль «За боевые заслуги»- из рук дивизионного комиссара Н.М. Кулакова и заверил присутствующих на награждении, что будет и впредь «беспощадно уничтожать фашистскую свору». В феврале 1942 года он - командир орудия. Успешно готовил вновь прибывшее пополнение к боевым действиям, сам участвуя в них лично. Вот как последний день героической батареи описал А.Близнюк в статье «Беспримерный подвиг батарейцев» (газета «Слава Севастополя» от 24 марта 1981 года): «30 июня 1942 года, когда после непрерывных боев в строю осталось только одно орудие, на шоссейной дороге «Балаклава-Севастополь» показались вражеские танки. Комендоры Иващенко и Щербак прямой наводкой подбили два из них, остальные повернули назад. Это были последние снаряды, после чего орудие пришлось взорвать». 3 июля Иван Щербак попал в плен, был освобожден, затем продолжал участвовать в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. 

       Вместо Щербака, который потерял зрение в результате ранения, замковым начал работать командир орудия младший сержант Александр Лызенко, продолжая одновременно командовать орудийным расчетом. Противник очередной раз обрушил на батарею ураганный огонь. Александр был тяжело ранен. Обессилев от потери крови, умирая, он крикнул: «Бейте фашистов!», — и упал на землю, успев дернуть за спусковой шнур.

       Погибает в бою и командир огневого взвода лейтенант Александр Канунов. Командование взводом принимает на себя участник обороны Одессы лейтенант Евгений Навроцкий. Прокомандует он взводом до своей гибели во время отражения третьего штурма.

Одним из первых подвигов, который был описан в средствах массовой информации тех дней, было восстановление связи под огнем противника старшиной связистов Павлом Петренко. Не смотря на рвущиеся рядом авиабомбы и снаряды, он обеспечивал связь внутри батареи и с другими подразделениями. При исправлении нарушенной связи был ранен четырьмя осколками снаряда в грудь и ноги. Вырвав их имеющимся у него инструментом, он обеспечил восстановление связи. И только убедившись в том, что из командного пункта стали опять поступать команды и батарея открыла прицельный огонь, он позволил фельдшеру батареи Федору Тарасову перевязать себя. Командир предложил Петренко отправиться в лазарет. Тот отказался это делать и продолжал восстанавливать связь. Погиб Павел 16 июня 1942 года вместе с командиром батареи при отражении третьего штурма города.

Батарея Драпушко вынуждена была в эти дни вести артиллерийские дуэли с противником, находясь в пределах прямой видимости. Героически с врагом сражался Иван Митрофанов. Являясь наводчиком орудия, он участвовал в артиллерийской дуэли с фашистскими артиллеристами, расположенными на соседней горе, которая господствовала над Балаклавой (старая Генуэзская крепость) и пытался расстреливать батарею прямой наводкой. В этом бою он под артиллерийским и минометным огнем расстреливал прорывающих фашистов к Балаклаве. Когда орудие было выведено из строя, он, не смотря на тяжелое ранение осколками снаряда в левое плечо и руку, ушел в санчасть только после его ремонта. Митрофанов за этот подвиг 22.02.1942 года был награжден медалью “За боевые заслуги”, как было сказано в представлении, за умелость, хладнокровие, упорство и стойкость, “под артиллерийским и минометным обстрелом противника, когда снаряды рвались вокруг орудия и на всей территории батареи, прямой наводкой расстреливал прорывающихся фашистов к Балаклаве”, а также за участие раненым в ремонте орудия 15.11.1941 года. После излечения в госпитале с февраля 1942 года служил в Волжской флотилии, хотя после оккупации фашистами Севастополя некоторое время считался без вести пропавшим.

Все попытки противника заставить замолчать батарею Драпушко, подвергая интенсивному обстрелу и бомбардировки с воздуха, разбивались об упорство, самоотверженность, профессионализм её комендоров, которые опровергали мнение многих военных специалистов о невозможности ремонта в полевых условиях при постоянных обстрелах тяжелых стационарных орудий. А комендоры Драпушко это делали. И хотя, за восстановление орудий в боевой обстановке после первого штурма города 8 декабря 1941 года награды получили только Сергей Гладилин и Андрей Кравченко, это не значит, что другие комендоры этого не заслуживают. Массовый героизм защитников Севастополя был таков, что каждый заслуживал наград, что реально сделать невозможно. Гладилина и Кравченко командир дивизиона представлял к ордену Красной Звезды, но они были награждены медалью «За отвагу». Оба сражались с врагом до последнего дня обороны Севастополя. Сергей Гладилин был эвакуирован, воевал, служил в послевоенное время на Черноморском флоте, проживая в Севастополе.

Андрею Кравченко, как и многим защитникам Севастополя, не удалось избежать плена, куда он попал 1.07.1942 года. Как ему удалось освободиться от плена, не известно, но уже в 1943 году он был в строю, участвовал в боях на Кавказе. Воевал в первом Гвардейском зенитно - артиллерийском Севастопольском полку на должности комендора 54 - й зенитной батареи.

Обращение к судьбе трёх героев батареи Драпушко, изображенных на фотографии, позволило Региональной общественной организации «Добровольная Народная Дружина г. Севастополя» восстановить только самый тяжелый и трагический эпизод истории 19-й береговой батареи. А таких эпизодов в её истории было много и дружинники уверены, что она их восстановит, отдавая дань памяти тем, кто не жалел своей жизни во имя свободы и независимости нашей Родины.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.