Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Население



3. Население

В Золотой Орде проживали тюркские (кипчаки, волжские булгары, хорезмийцы, башкиры и др.), славянские, финно-угорские (мордва, черемисы, вотяки и др.), северокавказские (ясы, аланы, черкасы и др.) народы. Немногочисленная монгольская верхушка очень быстро ассимилировалась среди местного тюркского населения. К концу XIV — началу XV в. кочевое население Золотой Орды обозначалось этнонимом «татары». В Золотой Орде происходил этногенез волжских, крымских, сибирских татар. Тюркское население восточного крыла Золотой Орды составило основу современных казахов, каракалпаков и ногайцев. Рабский труд являлся важной составляющей хозяйственной системы Золотой Орды, который, тем не менее, был присущ, прежде всего, городской среде. Наиболее трудолюбивым ремесленникам из них разрешилось обзавестись семьей и построить собственный домик, оставаясь на положении полу-свободного работника в хозяйстве богача. Низший класс рабов (монг. боолы) использовался при строительстве ордынских городов. Жили они, как археологические раскопки подтверждают, в простых землянках. Существовали два пути, как человек мог стать рабом в Золотой Орде. Во-первых, конечно, став добычей в ходе одного из военных или карательных походов ордынской конницы. В зависимости от прежней профессии, умственных и физических способностей определялась судьба пленного. Краткий период возведения и быстрый экономический рост золотоордынских городов частично обеспечился трудом пригнанных ремесленников из подвластных оседлых регионов, в том числе из Руси. Во-вторых, рабами в Улусе Джучи могли стать не только иностранные военнопленные, но собственно все ее подданные, включая и этнических тюрок и монгол. Как на княжеской Руси, обеднение сельского населения способствовало закрепощению крестьян феодалами, так и накопление долгов у жителя-недоимщика в Золотой Орде вынуждало его отдать самого себя или члена семьи в рабство кредитору.

Международная торговля имела центральное значение для экономического развития Орды. Так как пошлинные сборы составляли важнейшую статью ханской казны, правящая аристократия всячески поощряла ее. Сложилась целая отрасль богатого купечества, оформленного в купеческие кооперации (тюрк. ортак), направленная на внешнюю и транзитную торговлю. Столь интегральному положению торговли способствовали несколько факторов: во-первых, именно через Золотую Орду тянулись тысячекилометровые караванные магистрали евразийского континента, по которым происходило средневековое передвижение ресурсов между Востоком и Западом. Орда являлась последним звеном Великого Шелкового Пути перед отправлением товаров в Европу. Следует отметить, что массовому использованию северного ответвления в XIII веке способствовало поражение крестоносцев на Ближнем Востоке и обострение персидско-египетских отношений, сводив, таким образом, межконтинентальную торговлю через данный регион к минимуму. Во-вторых, торговые пути монгольской империи были одними из самых обустроенных и безопасных во всей Евразии того периода. В рамках «ямской системы» по всей длине караванных дорог стояли караван-сараи, где купцы могли остановиться, надежно сохранить свой товар, загнать животных, а в городах – даже воспользоваться финансовыми услугами, принять баню, поесть (перс. чайхана). Но еще важнее было, что вся монгольская политика, в том числе экономическая, была основана на Ясе Чингисхана, своеобразного свода законов, обеспечивающего функционирование монгольской империи. Любое незаконное посягательство на купца, как со стороны частных лиц, так и от местных властей, каралось смертью.

Важную роль в торговом посредничестве между Золотой Ордой и Западной Европой играли итальянские торговые города в Крыму и на Таманском полуострове. Связанно это с тем, что во второй половине XIII века хан Менгу-Тимур позволил коммерсантам из Генуи и Венеции основать здесь свои представительства: Феодосия, Судак, Балаклава (итал. Чембало) и Азов, соответственно. Стоит добавить, что генуезское лобби имело огромное политическое влияние на ханскую политику. Наибольший вклад в хозяйственное становление Золотой Орды внесли доходы от транзитной торговли, основными товарами которой являлись: хлеб, меха, мед, воск – из Руси и Литвы; ковры – из Персии и Туркестана; железные руды, золото – из Алтая, серебро – из южной Сибири и Урала, шелковые изделия, фарфор и драгоценные камни – из Китая; пряности, жемчуг, краски – из Индии и Гиндукуша (северо-западный Афганистан). Но золотоордынское общество было не только потребителем и перевалочным пунктом товарных масс. Также на мировых рынках оно предлагало свои товары: меха, кожу, зерно, соль, оливковое масло, лошадей и верблюдов. Подвластные Орде ремесленные центры Хорезма и Северного Кавказа поставляли шелковые, парчовые и хлопчатые ткани, драгоценные камни, красители, вина. Крым и Приазовье являлись важными центрами по выращиванию и экспорту пшеницы. Одну из самых ценных статей экспорта составляли рабы. На мусульманском Востоке особо ценились сильные мужчины, а в Европе – невольницы. Хотелось бы повторить, что по этническому происхождению, это были не только восточные славяне, добытые во время военно-карательных походов, но, в большей степени – половцы, булгары, монголы, черкесы, аджарцы, и т.д.; т.е. подданные Золотой Орды, тем или иным способом проданные в рабство.

Сложный государственно-управленческий аппарат Золотой Орды, и Монгольской империи в целом, позволил создать развитую финансовую систему. Как выше затронуто, она впитала в себя элементы кочевой и мусульманско-городской культур. Вся сумма налоговых сборов (тюрк.ясак), взимаемых с какой-либо территориальной единицы делилась на: 1 копчур, (букв. пастбище). 2. «Выход» (тюрк. чыкыш; перс. харадж). «Копчур» являлся основной податью для кочевого населения и состоял в выплате 1% от поголовья скота и скотоводческой продукции. «Выход» трактуется историками как поземельный налог с оседлого населения, ставка которого не превышала 10% от доходов хозяйствующего субъекта.

Золотоордынское общество отличалось развитой городской культурой. Хан Батый (ок. 1209-1255/56) занял территорию, где уже имелись области традиционной оседло-земледельческой культуры: Молдавия, Крым, Волжская Булгария, восточный Кавказ. Города, разрушенные во время Западного похода (1236-1242) быстро оправились, и местная городская цивилизация продолжила развиваться, но уже в условиях монгольского доминирования. Важнейшую роль в этом процессе играли древние караванные пути. Со временем, города Золотой Орды стали крупными в Евразии центрами культуры, торговли и ремесленного промысла. Сюда массово стали съезжаться из Руси, Хорезма (левое крыло Улуса Джучи), Ирана, Египта и Италии купцы, ремесленники, поэты, ученные. Приезжали они по разным причинам: кто по приглашению ханов, кто в поисках благосостояния, кто по неволе. Возводились дворцы, мечети, медресе, богатые особняки знати и купечества, караван-сараи, росли многолюдные ремесленные слободы, строились частные и общие бани.

Уже при втором ее правителе – хане Берке (1257-1266) – градостроительство достигло значительных масштабов. Следует выделить, прежде всего, столичные центры: Сарай-Берке (близ совр. Волгограда), Астрахань (тюрк. Хаджи-Тархан), Булгар (близ. совр. Казани), а также торговые города Крыма – Судак, Феодосия (крымскотат. Каффа), Азов (тюрк. Азак-Тана) и восточного Кавказа – Дербент. При ханах Узбеке (1312-1342) и Джанибеке (1342-1357) города Золотой Орды переживали пик своего развития и превратились в сосредоточение экономической и культурной жизни. Их насчитывалось более сотни. Примечательно, что столица Сарай принадлежала к числу крупнейших городов средневекового мира. Не только отчеты европейских и арабских путешественников того времени, но и археологические раскопки подтверждают его действительно внушительные размеры, существование целых кварталов, усеянных мастерскими разных профессий: ювелирных, зодчих, керамических, солеварных, меховых, дубильных, и других. Доказано даже наличие систем канализации и центрального отопления. Важным явлением процесса урбанизации стало возвышение мусульманской городской знати – бюрократии и купечества, и ее слияние с монгольской верхушкой. Это, в свою очередь, способствовало становлению ордынского государства в русле оседло-торговой державы, хотя, конечно, основная часть населения продолжала кочевой образ жизни.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.