Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аль Халими



 

БисмиЛляхи уальхамдулиЛляхъ.
АльхамдулиЛляхи Роббиль ъалямин уа соляту уа саляму аля росулюЛлахъ

Сказал Всевышний Аллах сообщая о Мусе, что он сказал: О наш Господь! Уничтожь их богатство и ожесточи их сердца, чтобы они не уверовали, пока не увидят мучительное наказание Сура «Йунус» аят 88


Невозможно себе представить, чтобы пророки и посланники, которых Аллах направлял к народу своему, чтобы они призывали их к истинной вере, желали для них неверия и просили Аллаха увеличить их неверие и заблуждение, дабы Он наказал их сурово.
Учитывая то, что толкователи разногласили, являются ли эти слова пророка Мусы (мир ему) мольбой или же это просто извещение факта, как это упоминал имам саляфи Абу Музаффар ас-Сам’ани в своём тафсире (2/401).
В таком случае смысл аята может быть либо таким:
«Господь наш! Уничтожь их богатство и ожесточи их сердца, чтобы они не могли уверовать, пока не увидят мучительные страдания».
Либо таким:
«Господь наш! Уничтожь их богатство и ожесточи их сердца, ибо они не уверуют, пока не увидят мучительные страдания».
Но даже если брать в расчёт первый вариант толкования, то нет в этом ничего сложного для понимания. Ведь пророки могли обратиться с подобными мольбами именно в том случае, когда уже знали от Аллаха, что их народ, знать или определённые люди, не уверуют, что Аллах предопределил им уже неверие за их упорство и неверие. К тому же фараон и его знать сами прямо говорили Мусе о том, что не уверуют в то, с чем он пришёл в любом случае, как поведал Аллах об их словах: «Какие бы знамения ты ни показывал, чтобы околдовать нас ими, мы не поверим тебе». (аль-А’раф 7: 132).
В качестве примера этому можно также привести и следующий аят: «Нуху было внушено в откровении: “Верующими из твоего народа будут только те, которые уже уверовали. Посему не печалься от того, что они совершают”» (Худ 11: 36).
Поэтому муфассир аль-Къуртуби сказал, поясняя то, что эта мольба Мусы вызвала неясность у некоторых людей: “Не дозволяется, чтобы пророк обращался против своего народа с мольбой, кроме как с позволения Аллаха и извещения того, что нет уже среди них того, кто уверует, и из их потомства не выйдут верующие. И довод этому слова Аллаху пророку Нуху, мир ему: «Верующими из твоего народа будут только те, которые уже уверовали» (11: 36). И после этого Нух воззвал: «О Господь! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя» (71: 26)”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 8/357.
Сказал Ибн аль-Джаузи в своём тафсире: “Если будет сказано: «Каким образом такая мольба была дозволена для Мусы против своего народа?» То некоторые ответили, что это было после получения откровения от Аллаха, и это является правильным. Ведь нельзя думать о пророке, что в подобном деле он будет поступать без позволения Всевышнего Аллаха! Ведь мольба пророка – это причина для наказания”. См. “Задуль-масир” 2/347.


Шейх Мухаммад Амин аш-Шанкыти в своём тафсире сказал: “Явным является то, что Нух и Муса, мир и благословения Аллаха им и нашему Пророку, обратились такой мольбой против своего народа только лишь после того, как узнали от Аллаха о том, что это злосчастные люди, которые никогда не уверуют. Что касается Нуха, то Всевышний Аллах прямо сказал ему об этом: «Верующими из твоего народа будут только те, которые уже уверовали» (11: 36). Ну а Муса понял это из слов его народа ему: «Какие бы знамения ты ни показывал, чтобы околдовать нас ими, мы не поверим тебе» (7: 132)”. См. “Адауаъ аль-баян” 2/248.
То же самое говорил и аш-Шаукани в своём тафсире. См. “Фатх аль-Кадир” 2/533.
Это что касается мольб пророков Нуха и Мусы (мир им).

Однако давайте уточним то, что это дуа Муса, алейхи салям, сделал задолго до известных событий:
17841 – Мне поведал аль-Мусанна, он сказал: Нам поведал Абу Хузейфа, он сказал:

Нам поведал Шибль, от Ибн Абу Наджиха, от Муджахида: «чтобы они не уверовали» в Аллах видя Его знамения «пока не увидят мучительное наказание».
И далее имам ат-Табари приводит похожие риваяты.

وأما قوله(:فاستقيما) ، فإنه أم ر من اهلل تعاىل ملوسى وهارون باالستقام  والثبات على أمرمها ، من دعاء

فرعون وقومه إىل اإلجاب  إىل توحيد اهلل وطاعته، إىل أن يأتيهم عقاب اهلل الذي أخربمها أنه أ َجاَهبما فيه،

كما-:

Далее имам ат-Табари, комментируя уже следующий 89 аят: «Он сказал: «Ваша молитва принята. Придерживайтесь прямоты и не следуйте за теми, кто не обладает знанием»», говорит: Что касается Его слова: «Придерживайтесь

Прямоты»: Поистине это приказ от Всевышнего Аллаха Мусе и Харуну держаться прямоты и быть твёрдыми в их деле, в призыве к Фараону и его народу принять (дословно: ответить) таухид Аллаха и подчиниться ему, (и так держаться прямоты) пока не придёт к ним наказание Аллаха, о котором Он сообщил, что Он ответил им обоим на эту (просьбу). Как это пришло:

 

04871 - حدثنا القاسم قال ، حدثنا احلسني قال ، حدثين حجاج، قال: قال ابن جريج، قال ابن

عباس(:فاستقيما) : فامضيا ألمري، وهي االستقام  = قال ابن جريج : يقولون: إن فرعون مكث بعد

هذه الدعوة أربعني سن

17856 – Нам поведал аль-Касым, он сказал: Нам поведал аль-Хусейн, он сказал: мне поведал Хаджадж, он сказал: Сказал Ибн Джурейдж, сказал Ибн Аббас: «Придерживайтесь прямоты»: следуйте моему приказу, и это есть прямота. Сказал Ибн Джурейдж: Говорят, что поистине Фараон прожил после этого призыва (или мольбы) сорок лет. (ат-Табари)



Даже после того, как Аллахъ принял их дуа о наказании Фараона, Он все равно наказал им призывать его и его народ и быть прямыми и твердыми в этом деле.

Необходимо правильно понимать то, что было приведено в начале из слов некоторых обладателей знания на счёт того, что желание для кого-то куфра – это куфр.
Важно понимать, что речь идёт о том, когда человек предпочитает куфр над верой, проявляется довольство куфром, не желает, чтобы люди принимали Ислам, или желает, чтобы мусульмане становились вероотступниками, и т.п.
Но если кто-то из мусульман по причине гнева или мести возжелает для человека дурного конца, чтобы он умер неверным, дабы Аллах его наказал, а не потому, что он предпочитает неверие над верой, то такой человек впал в грех, но не стал из-за этого неверным!
И есть разница между желанием куфра для того, кто в основе кафир и куфра для того, кто в основе мусульманин.
Далее разъясним это подробнее:
В первом случае вопрос вращается вокруг дозволенности этого и запретности. Например, некоторые факъихи дозволяли для врага из числа неверных желать и просить Аллаха о том, чтобы он умер неверным, дабы Он наказал его сурово. К примеру, ханафиты говорят, передавая от Абу Ханифы: “Если человек является неверным, наносящим сильный вред мусульманам, и кто-либо обратился к Аллаху с мольбой о его смерти, проявляя довольство тем, что он умрёт неверным, дабы за своё зло в отношении мусульманам был подвергнут наказанию огнём, то нет в этом проблем”. См. “аль-Урф аш-шази” 4/275.
В качестве довода они опирались на упомянутые мольбы пророков Нуха и Мусы (мир им). А также опирались на хадис, в котором сообщается, что после того, как ‘Утба ибн Аби Уаккъас во время битвы при Ухуде сломал резец Пророку (мир ему и благословение Аллаха), истекая кровью, он воззвал к Аллаху следующей мольбой: «О Аллах, не дай ему прожить год, пока он не умрёт неверным!» И он не прошло года, как он умер неверным и стал обитателем Ада». Абу Ну’айм в “Ма’рифа ас-сахаба” 4904, аль-Байхакъи в “ад-Даляиль ан-нубууа” 1164.
Однако этот хадис является слабым, поскольку иснад его прерванный, ибо передающий его Микъсам ибн Баджра не является сподвижником, и не слышал хадисов от Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Второй момент – это желать неверия для мусульманина, и тут вопрос уже о том, является ли это неверием или же харамом, не доходящим до неверия?
В этом также было разногласие среди учёных.  

Говорит хафиз ан-Науауи: “Если мусульманин сказал про другого мусульманина: «О Аллах, лиши его веры», то он стал грешником по причине этого. Но становится ли неверным тот, кто сделал такую мольбу лишь по причине этой мольбы, то у наших сторонников (шафиитов) есть два мнения на этот счёт, что передал Къады Хусейн из числа наших имамов в своём «аль-Фатуа». И правильное мнение в том, что он не становится неверным за это”. См. “аль-Азкар” 359.
Важно! В данном случае слова анНауауи были приведены для указания на существующие разногласие в этом вопросе.


 

Также ан-Науауи сказал: “Если неверный обратится к нему, желая принять Ислам, чтобы он ему указал на слово единобожия, а он не сделает этого или укажет ему на то, чтобы он не принимал Ислам, или укажет мусульманину на то, чтобы он стал вероотступником, то такой человек становится неверным. И это не подобно тому, кто скажет о мусульманине: «Пусть Аллах лишит его веры», или скажет о неверном: «Да не дарует ему Аллах веры». Это не является куфром, поскольку не является довольством куфром, однако является мольбой об усложнении положения и наказания для другого”. См. “Рауда ат-талибин” 7/285.
И в этом мы согласны с его словами и подтверждаем их.

Бурханудин аль-Бика’и в книге «Назму ад-Дурар» (180\9) сказал: «Этот аят указывает на то, что желание куфра для определённого человека не обязательно несёт в себе смысл считания куфр чем-то хорошим, когда это является куфром.

Аль Халими

 

Абу Абдулла Хасан бин Хусейн бин Мухаммад бин Халим, известный как Халими – производное от имени его деда (Халим). Хаким сказал: «Он был шейхом шафиитов в регионе Мавераннахр, самым красноречивым, искуснейшим в диспутах после своего учителя Каффаля аш-Шаши». Имам [Джувейни] сказал: «Халими был великим человеком, никто кроме особенного человека, умеющего глубоко анализировать, не смог бы достичь его уровня знаний».

 

Он родился в Джурджане (кое-кто сказал, что в Бухаре) в триста восьмом году (308)[1], а умер в четыреста шестом (406) году[2], некоторые учёные сказали, что он родился в месяц Джумада аль-Уля, а некоторые – в Раби уль-Авваль.


Сказал имам аль-Халими в книге «аль-Минхаджу фи шуаб аль-иман»: Когда муслим желает куфра другому муслиму, то это бывает двух видов: Первый, это когда он мечтает об этом для него, как друг мечтает о чем-либо для друга. Он находит это хорошим и хочет, что бы у его друга была от этого доля. Это является куфром, так как находить куфр хорошим это куфр. Другой вид, это когда он желает для него этого, таким образом, как он желает для врага вещи, которую он сам ненавидит и находит ужасной, и он хочет, что бы он в это попал. Это не является куфром.

فقد متىن موسى - صلوات اهلل عليه وسالمه - بعد أن أجهده فرعون أال يؤمن فرعون ومأله ليحق عليهم العذاب، وزاد على ذلك أن دعا اهلل, تبارك وتعاىل, فلم ينكر تعاىل ذلك عليه؛ لعلمه أن شدته على فرعون وغلظته عليه ملا رآه من عتوه وجتربه هي اليت محلته على ذلك. فمن كان يف معناه فله حكمه

Муса, мир ему, после того как утомил его Фараон, пожелал, что бы Фараон и его знать не уверовали, дабы постигло их наказание. И он добавил к этому дуа Аллаху, Благословен Он и Возвышен, и Аллах не порицал его за это, потому что знал, что у Мусы есть злость и жесткость к фараону, из-за его заносчивости и высокомерия, которые и толкнули его (Мусу) на это (дуа). Те, кто находятся в подобном положении, берут такой же хукм.


وقد نقل ذلك عنه الزركشي يف حرف الثاء من ((قواعده)) مرتضياً له، ونقل عنه أيضاً أنه قال: ولو كان يف قلب مسلم على كافر، فأسلم، فحزن املسلم لذلك ومتىن لو عاد إىل الكفر ال يكفر؛ ألن استقباحه الكفر هو الذي محله على متنيه، واستحسانه اإلسالم هو احلامل له على كراهته؛ ونقل عن الشيخ عز

الدين بن عبد السالم: أنه لو قُتل عدٌّو لإلنسان ظلماً ففرح هل يأمث؟ إن فرح بكونه عُصي اهلل فيه فنعم، وإن فرح بكونه خلص من شره فال بأس؛ الختالف سبيب الفرح

И уже передал это от него аз-Заркаши, в разделе под букой «Са» (الثاء), в его книге

«аль-Мансуру филь-кауаиди аль-фикхия», соглашаясь (дословно: будучи довольным) с этим. Так же передаётся от него, что он сказал: Если в сердце муслима есть что-то против кафира, затем он принимает Ислам и муслим печалиться из-за этого и мечтает, что бы он вернулся к куфру, то он этим не совершает куфр. Потому что его отвращение к куфру толкнуло его на подобное желание, а так же его любовь к Исламу привела его к ненависти к этому кафиру ради Аллаха.

Передается от шейха Иззудина ибн АбдуСаляма: Что если был несправедливо убит враг (какого-либо) человека и он обрадовался, будет ли это грехом? Если он радовался тому, что Аллаха ослушались в этом, то да (будет грехом). А если он радовался из-за того, что избавился от его зла (т.е. от зла убитого), то нет в этом беды, так как тут разные причины для радости.

Приходит в некоторых книгах ханафитов, от имама Абу Ханифы: Если какой-то человек является кафиром причиняющим сильный вред мусульманам и против него сделали дуа о его смерти, то нет проблемы в желании о том, что бы он умер кафиром, дабы он был наказан огнём, за то что мучил мусульман. (аль-Урфу Шазий 4/275

В «Мухтасаре» известного маликитского ученого Халиля приводится:

"Если он сделал дуа против какого-либо из мусульман, сказав: "Да умертвит тебя Аллах на неверии". - То он не становится кафиром из-за этого по более правильному мнению, потому что он желал только лишь сильнее его обругать, а желания для него неверия у него не подразумевалось".

Комментирует эти слова шейх Аль-Хараши Аль-Малики в "Шарх мухтасар Халиль" 23/109:

"И из этого понимается, что если он желал этими словами неверия (тому человеку), то это - неверие, потому что довольство неверием - это неверие".

В матне «Мухтасар», в главе: «Разъяснение сущности вероотступничества и его хукмы», имам Халиль аль-Маликий (умер 767 по хиджре) перечисляя то, через что

человек становиться муртадом сказал: (ّح األص على كافراً اهلل بأماته ال) (Не (становиться муртадом сказав): «Пусть Аллах умертвит его кафиром», по более правильному мнению).

 

В любом случае, подобные мольбы непозволительны, поскольку это попадает под запретные мольбы. Ведь со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На мольбы раба Аллаха будет дан ответ до тех пор, пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей». Муслим 2735.
А подобные мольбы и есть самый настоящий грех.
К тому же подобные мольбы подразумевают, что тот, за кого обращаются с мольбой, чтобы он совершал грехи и тем более впал в неверие, что тот человек будет совершать то, что Всевышний запретил и что Ему ненавистно.
К тому же всё это из числа перехода границ в мольбе. Всевышний Аллах сказал: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих» (аль-А’раф 7: 55).
Са’ид ибн Джубайр сказал: “Не обращайтесь с мольбами против мусульман из числа мужчин и женщин, желая для них зло, говоря: «О Аллах, унизь его, прокляни его» и т.п. Поистине, это из числа запретной вражды”. См. “Тафсир ад-Дурр аль-мансур” 3/475.
Аль-Хасан аль-Басри сказал: “Дозволяется человеку обращаться с мольбой против того, кто поступил с ним несправедливо, но не преступая границы в отношении него”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/452.

Что же касается асара от Са’да ибн Аби Уккъаса (да будет доволен им Аллах):
Джабир ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда жители Куфы пожаловались ‘Умару на Са’да (ибн Аби Уаккъаса), да будет доволен ими Аллах, он сместил его и назначил правителем над ними ‘Аммара (ибн Ясира). Среди их жалоб было упомянуто и о том, что он не совершал молитв должным образом. Тогда ‘Умар послал за ним, а когда Са’д явился к нему, он сказал: “О Абу Исхакъ! Эти люди утверждают, что ты проводишь молитвы не так как надо!” На это он сказал: “Что касается меня, то клянусь Аллахом, я молился с ними именно так, как делал это Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и не сокращал молитву! Во время вечерней молитвы я удлинял два первых рак’ата и укорачивал два последних”. ‘Умар сказал: “Я так и думал о тебе, о Абу Исхакъ!” А потом он послал вместе с ним одного человека, чтобы тот расспросил о нём жителей Куфы. В городе не осталось ни одной мечети, где бы этот человек не расспрашивал людей о Са‘де, и все они поминали его добром. Так продолжалось до тех пор, пока он не зашёл в мечеть племени бану ‘абс, где один из них по имени Усама ибн Къатада, известный также как Абу Са’да, встал и сказал: “Поскольку ты спрашиваешь нас, то я скажу, что Са’д не принимал участия в походах с боевыми отрядами, не делил трофеи поровну и не придерживался справедливости в решении судебных дел”. Услышав это, Са‘д сказал: “Тогда, клянусь Аллахом, я взываю к Аллаху о трёх вещах: «О Аллах, если этот Твой раб – лжец и если он поднялся (с места) ради показухи и выставить себя напоказ, то продли его жизнь, и продли его бедность, и подвергни его испытаниям!” И всё это сбылось, а когда впоследствии этого человека спрашивали о его положении, он отвечал: “Я – злосчастный старец, и меня настигло проклятие Са’да!” И ‘Абдуль-Малик, передавший этот хадис от Джабира, сказал: “И потом я видел этого человека, брови которого от старости нависали на глаза и который приставал на улицах к молодым служанкам”. аль-Бухари 755.
Но если поразмышлять над этой мольбой, то Са’д не обратился к Аллаху, желая для него неверия или дурного конца, или чтобы он совершал различные грехи.
Сказал Ибн аль-Мунайир: “У меня было сомнение в душе относительно этого, ведь подобная мольба подразумевает впадение в грехи. Но поразмыслив над этим хадисом, я нашёл его широким (для этого вопроса). Суть этого в том, что не подразумевалось само впадение в грехи, как желание непосредственно совершения греха. Суть в том, что в подобной мольбе месть несправедливому и его наказание. Это подобно тому, что дозволяется и даже желательно желать себе смерти шахида, хотя вместе с этим в этом будет то, что неверный убьёт мусульманина, что является грехом и слабостью для религии”. См. “Далиль ат-талибин” 7/320.
Сказал хафиз Ибн Хаджар касательно этой истории Са’да: “В этом указание на дозволенность обращаться с мольбой против конкретного несправедливого человека тем, в чём как следствие будет недостаток для его религии. Но это не подобно мольбе о том, чтобы человек впал непосредственно в грехи. Однако это лишь с той стороны, что подобное влечёт отмщение несправедливому и его наказание”. См. “Фатхуль-Бари” 2/241.
Но, не следует забывать, дозволенность мстить – это одно, а умение прощать – это другое и это лучше. Первое Шариат дозволил, а второе похвалил и побудил к этому.
Всевышний Аллах сказал: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (3: 133-134)

Он также сказал: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (42: 40).

ИТОГ:
Мы выяснили то, что в этом вопросе существует разногласие и заключено оно в том, что некоторые из улемов допускают ситуацию, когда совершенное дуа в отношение какого-либо муслима из-за гнева с желанием, чтобы Аллахъ наказал его сильнейшим из своих наказаний, а именно ввел его в неверие и умертвил на этом, может не является куфром, но будет непременно являться запретным!
А Аллах знает лучше!

АльхамдулиЛляхи Роббиль ъалямин уа соляту уа саляму аля росулюЛлахъ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.