Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работа на уроке



 

Тема: Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав

 

Работа на уроке

1. Прочитайте отрывки из статьи

2. Составьте тезисный план

 

       Первые послевоенные годы были очень трудными для Твардовского. Прошел две войны (Финскую и Великую Отечественную). Вынес нападки критиков за книгу «Родина и чужбина» в 1948 году. Пережил снятие с поста главного редактора журнала «Новый мир» в 1953 году за «неправильную линию в области литературы», «за идейно порочную» поэму «Теркин на том свете», характеризовавшуюся как «пасквиль на советскую действительность». Выдержал оскорбительное клеймо «кулацкий сынок», висевшее на нем до 1956 года. Всё это вызвало крайнюю усталость писателя.

Вся жизнь Твардовского – постоянный и мучительный путь к правде, «как ни была горька» эта правда. «Трудный мой год, – записывает поэт 20 сентября 1954 года. – Подводя грустные итоги, можно отметить, что я понес поражение «по всем трем» линиям: журнал, поэма, личное дело в райкоме. Целый этап жизни окончился решительно, и нужно начинать другой, а душевных сил мало».

 

 

        А.Т. Твардовский остро переживал наступивший творческий кризис и понимал, что преодолеть его можно только освежив поэтическую мысль, что необходимо восстановить духовные силы. Решить эту проблему, по его мнению, можно лишь отправившись в путешествие по стране. Поездки, дорогу поэт воспринимал как спасительное средство:

В период с 1948 по 1959 годы Твардовский совершил поездки на Урал, не раз отправлялся в Сибирь, на Дальний Восток, к Тихому океану. Впечатления от этих разных путешествий по стране и составили сюжетную линию «путевого дневника», послужившего основой для выхода в свет поэмы «За далью – даль».

Мысль о поэме, пришла Твардовскому в 1949 году. Поэт вспоминал: «Как-то раз при переезде через Амур возле Комсомольска-на-Амуре я впервые подумал, что мог бы написать поэму со свободным, ничем не стесненным и ничем не ограниченным сюжетом, в которую втоптал бы все свои нынешние, прежние и, возможно, будущие впечатления от поездок. Мысль эта мелькнула у меня как раз на мосту через Амур, и я даже схватил какие-то строчки, которые потом и легли в стихотворение «Мост».

Много и трудно работал Твардовский над книгой, в которой видел выход из творческих затруднений. Новые дали вставали перед ним и перед советской поэзией вообще. Сложилась, наконец, долгожданная песня о послевоенном мирном труде, о светлой дали будущего Родины.

          Первая глава, «За далью – даль», дала название всей поэме. Лирический герой поэмы с радостным волнением перед дальней дорогой отправляется в путешествие по стране. Он едет из Москвы на Дальний Восток, с гордостью наблюдая и оценивая трудовой подвиг народа-созидателя. Он пассажир. Все мы пассажиры в поезде времени. Только не все осознают, куда и зачем они едут. Лирический герой поэмы не просто путешественник-созерцатель, он осознает себя живым участником дел живых. С радостью и гордостью он понимает, что в том, что создается, есть и часть его жизни, жизни его отца и жизни многих, которые шли к победе и ушли в бессмертие:

 

 

           Лирическому герою, отправившемуся в дальний путь по главной дороге страны, Родина открывает свою силу и свои богатства, золотые россыпи человеческих характеров и поэзию просторов. Великая Волга, вобравшая семь тысяч рек, Урал, «опорный край державы, ее добытчик и кузнец», необъятные края Сибири, где впору «раздаться вширь пяти Европам со всею музыкой своей», покоренные могучие реки, огни новостроек, труд народа, дали и дали до самого океана…

 Положительный герой поэмы является «простым смертным» (он может пойти на базар за клюквой, заснуть над книжкой…). В нем проявляется живость, обаяние, естественность, все то, что характерно пассажиру поезда дальнего следования, с его дорожным «бытом и обиходом», с быстро завязывающимися разговорами в купе, с получением удовольствия от представившейся возможности дремать под мерный стук колес.

 

Домашнее задание

1. Тезисный план высылать НЕ НАДО

2. Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой нет», подготовиться к проверочной работе по содержанию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.