Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заданние 2 по УОУ. Общая характеристика учебно-опытного участка



Заданние 2 по УОУ

1. Общая характеристика учебно-опытного участка

              Учебно-опытный участок — база опытнической работы учащихся. Здесь учащиеся закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии и по труду, познают растительные организмы, овладевают методом управления ростом и развитием растений. У учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело всегда доводить до конца.

           В соответствии с учебно-воспитательными задачами на участке имеются следующие отделы: начальных классов, овощных культур, плодово-ягодных культур, питомник, цветочно-декоративный, дендрологический. В этих отделах учащиеся выращивают различные сельскохозяйственные и цветочно-декоративные растения и ставят с ними опыты.

    На учебно-опытном участке должны быть растения, изучаемые в школе: полевые, овощные, плодово-ягодные, декоративные, дикорастущие.

               На учебно-опытном участке при правильной планировке можно успешно проводить опытнические работы по биологии. Опытно-практические работы на участке способствуют расширению и углублению биологических и сельскохозяйственных знаний учащихся, приобретению ими умений по выращиванию сельскохозяйственных культур, воспитанию у учащихся качеств рачительного хозяина земли, бережного отношения к природе, творческого отношения к труду; расширению знаний учащихся о сельскохозяйственных профессиях.

              Учебно-опытный участок используется для оснащения учебных кабинетов самодельными наглядными пособиями.

2. Структура учебно-опытного участка

Отделы: начальных классов, овощных культур, плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, дендрологический и др.

• Отдел цветочно-декоративных растений

• Овощной отдел

• Отдел дендрологии

• Живая изгородь

• Отдел систематики

• Работа в теплице

4. Типовое положение учебно-опытного участка.

    1. Учебно-опытный участок создается для проведения в 1-IХ классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии, организации общественно полезного, производительного труд, внеклассной юннатской, опытнической, природоохранительной работы.

    2. На учебно-опытном участке школ организуются отделы: полевых культур, овощных культур, плодово-ягодных культур, цветочно-декоативны й, коллекционный, начальных классов и отдел дошкольников. В состав участка входят защищенный грунт, подсобное помещение. На учебно-опытном участке могут создаваться и другие отделы: производственный, дендрологический.

3. Отдел дошкольников состоит из делянок, на которых дошкольники выращивают сельскохозяйственные культуры в соответствии с программой, расширяют кругозор детей путем общения с природой и непосредственного посильного участия в различных с/х работах, развивают любознательность и представление о существующем материальном мире.

4. Отдел начальных классов состоит из делянок, на которых учащиеся I-IV классов выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения в соответствии с программой по труду.

5. В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. Отдел плодово-ягодных культур состоит из сада. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения. В коллекционном отделе выращиваются типичные представители основных сельскохозяйственных и распространенные лекарственные растения, и новые для данной местности культуры.

    6. В производственном отделе выращиваются овощи, картофель, фрукты и ягоды для школьной столовой. Защищенный грунт создается для выращивания овощных, цветочно-декоративных растений. Он состоит из парников и рассадников.

    7. В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь. Удобрения хранятся в специальной таре с четкими надписями названий. для хранения семенного и посадочного материала, выращенной продукции на территории земельного участка школы создается хранилище.

    8. Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утвержденными Министерством просвещения РФ.

    9. Вокруг участка создается естественная (из зеленых насаждений) или искусственная изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений.

    10. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания учащихся в школьной столовой, коллекций и раздаточного материала в кабинет биологии.

5. История создания школьных учебно-опытных участков в Якутии

              В 1921 году был создан Дюпсюнский школьный музей в Усть – Алданском районе. В 1923 году при Якутском отделении Географического общества была организована секция любителей природы, которая вела работу среди учащихся школ г. Якутска.

              К 1928 г. в школах Среднеколымска, Верхоянска, Верхневилюйска и Татты были созданы уголки живой природы. Уже тогда Черкехский музей имел в своем фонде 368 экспонатов природно-этнографического характера.

   В 1930 годы вышло постановление СНК РСФСР «Об организации начального сельскохозяйственного образования в сельских школах, в школах крестьянской молодежи». В этой связи были проведены мероприятия по агрономизации школ ЯАССР.

•         В 1930 году Мухтуйской школе Ленского района учитель биологии А.Г. Авдеев организовал образцовое учебно-полеводческое хозяйство. Здесь прививались практические навыки по животноводству, полеводству, огородничеству и по сельхозтехнике.      

• В 1935 году Г.Е. Бессонов был назначен учителем биологии Тойбохойской школы Сунтарского района.Уроки ботаники, зоологии и биологии молодой учитель проводил в школьном цветнике, в питомнике, живом уголке. Был создан в Тойбохойской школе уголок живой природы. С 1936 года действует краеведческий музей Тойбохойской школы.

• В 1947 году учитель биологии Владислав Петрович Рыжков создал пришкольный опытный участок в Мухтуйской школе Ленского района . Цвели и плодоносили яблони, вызревали помидоры, дыни, виноград, кукуруза, великолепные ранетки, гладиолусы от белого до черного цвета, георгины. Акация с легкой руки Владислава Павловича Рыжкова и его учеников разрослась по всей Мухте.

•       В 1950 г. Борогонской восьмилетней школе Вилюйского района был создан пришкольный учебно-опытный участок. Юные опытники в течении ряда лет занимались акклиматизацией сортов кукурузы.

• В 1975г. в с.Борогонцы Усть-Алданского улуса была организована Мюрюнская межрайонная станция юннатов и опытников сельского хозяйства. В 1983 г. учреждение переименовано в Мюрюнскую станцию юных натуралистов.

• Музей природы Эльгяйской средней школы Сунтарского района создан в 1967 году, под руководством Андреева. Размещение экспонатов в музее проведено по климатическому принципу. Основной коллекции послужили 300 чучел местных животных. Коллекции ежегодно пополнялась за счет обмена экспонатами с другими музеями страны. Музей природы Эльгяйской школы – это настоящая научная биологическая лаборатория.

• В республике по данным того времени насчитывались 148 краеведческих музеев, 54 музея природы, 518 уголков природы. Кроме того, при многих школах создавались, дендрарии, школьные сады, оранжереи.

• Основу эколого-биологического, туристко-краеведческого и агротехнологического образования и воспитания школьников республики составляет 9 станций юных натуралистов, 2 станции юных туристов, 22 экологических центра, 46 общеобразовательных школ агротехническим уклоном.

• Во второй половине 1980-х годов прошлого века в связи с масштабными переменами в идеологии, экономической и политической жизни страны, перед системой образования были поставлены новые задачи. Тогда же доктор сельскохозяйственных наук, профессор Якутского государственного университета, ныне профессор Якутской государственной сельскохозяйственной академии Афанасий Васильевич Чугунов и инспектор Министерства образования Петр Петрович Кондратьев выдвинули идею открытия агропрофилированных школ.

• Первым документом, регулирующим деятельность агрошкол стало распоряжение Совета министров ЯАССР от 15 апреля 1988 г. №148-р, подписанное председателем Сергеем Николаевичем Маркиным. Согласно данному документу Эльгяйская средняя школа-комплекс Сунтарского района, Диринская средняя школа Чурапчинского района были реорганизованы в общеобразовательные школы с углублённым изучением сельскохозяйственного производства. Перед Госагропромом ЯАССР была поставлена задача укрепления материально-технической базы, в частности, дано поручение о выделении по пяти единиц сельхозтехники: тракторов, автомашины и автобуса. И по нынешним меркам это огромная не только материальная, но и моральная поддержка сельских школ, вступивших в новую сферу деятельности. Это был самый верный посыл – агрошколы должны быть максимально поддержаны государством и обществом.

 

• Также основополагающими документами господдержки агрошкол стали распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Анатольевича Штырова от 16.10.2003 г. №223-РП «О поддержке и развитии сельских общеобразовательных школ, работающих по агротехническому профилю (агрошкол) Республики Саха (Якутия)» и постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2009 г. № 107 "О развитии агрошкол и подсобных хозяйств образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)", подписанное Председателем Егором Афанасьевичем Борисовым. Этим постановлением были утверждены Примерные положения об агрошколе и о подсобном хозяйстве школы.

• В 2003-2006 годах по линии Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики и Министерства образования, в частности, за счет программы развития образования значительно укреплялась материальная база. Ежегодно проводился конкурс эффективности их учебно-производственной и предпринимательской деятельности. Новый импульс получила учебно-методическая работа по повышению квалификации педагогов. В те годы было возобновлено сотрудничество с заинтересованными министерствами и ведомствами. Например, организация научного руководства была возложена на Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства (директор Степанов Айал Иванович), Якутскую государственную сельскохозяйственную академию (ректор Владимиров Леонид Николаевич), Якутский государственный университет (ректор Алексеев Анатолий Николаевич). Министерство науки и профессионального образования республики (министр Толстых Геннадий Владимирович) оформляло лицензирование агрошкол на организацию начального профессионального обучения школьников. Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия) (директор Борисова Саргылана Николаевна) участвовал в пополнении сельских школьных библиотек учебной литературой, а Национальный фонд возрождения "Баргарыы" и Международный фонд "Дети Саха-Азия" принимали долевое участие в финансировании стажировки учащихся и педагогов в других регионах Российской Федерации и в зарубежных странах. Главам администраций муниципальных образований, органам муниципальной власти было рекомендовано предоставление земельных и водных участков, сельскохозяйственных угодий агрошколам на правах аренды. Было заложено начало проведения республиканских «Бессоновских чтений», ставших действенным толчком к развитию юннатского движения, повышению научно-теоретических и практических познаний учащихся по земледелию, овощеводству.

• Сегодня мы можем утверждать, что в те годы позиция агрошкол по выполнению функций ресурсных центров трудового воспитания школьников, центров подготовки будущих специалистов сельского хозяйства, фермеров была наиболее выраженной. Понимая важность вовлечения общественных ресурсов для поддержки сельских школ, координации их деятельности, в 2003 году мы инициировали создание общественной организации. 15 декабря состоялись конференция агрошкол, встреча вице-президента республики Александра Константиновича Акимова с директорами.

• В настоящее время Союз агрошкол является одной из самых активных общественных организаций республики, России. Благодаря авторитету депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн), председателя Союза с 2003-го по 2013 год Александра Николаевича Жиркова, председателя Союза с 2013-го по 2017 год Антонины Афанасьевны Григорьевой, директора Республиканского центра экологии, туризма и агротехнологического образования Светланы Семеновны Даниловой, исполнительного директора Союза с 2003-го по 2017 год Николая Семеновича Жиркова удалось объединить единомышленников. Конструктивное взаимодействие со всеми органами государственной власти достигается путем равноправного диалога, что говорит об эффективности такого подхода к делу.

• Директора агрошкол осознанно и добровольно являются самыми активными членами Союза. Назову некоторых из них, это: Изабелла Сидоровна Иванова (Тулагинская СОШ городского округа “город Якутск”), Игнатьева Светлана Кимовна (Майинская СОШ им. В.П. Ларионова Мегино-Кангаласского улуса), Бысыин Федот Дмитриевич (Тулунинская СОШ Усть-Алданского улуса), Никифоров Николай Лукич (Рассолодинская СОШ Мегино-Кангаласского улуса), Александрова Людмила Кимовна (Абагинская СОШ Амгинского улуса), ранее работавшие директора Дягилев Петр Гаврильевич (Усть-Таттинская СОШ Таттинского улуса), Николаев Александр Степанович (Мегино-Алданская СОШ Томпонского улуса) и т.д.

• За истекшие тридцать лет накоплен богатейший опыт.Сейчас можно с уверенностью утверждать, что наша республика является пионером в агротехнологическом образовании. Мы обмениваемся опытом работы с коллегами из Тамбовской, Калининградской, Рязанской, Астраханской, Псковской, Амурской областей, Хабаровского и Краснодарского краев, республик Тыва и Бурятия.

• Тесное сотрудничество с научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями – НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия), Якутский НИИ сельского хозяйства, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Институт развития образования и повышения квалификации – способствует привлечению учащихся к опытнической, научной работе, предпринимательскому делу. При ЯНИИСХ была создана Малая Академия сельского хозяйства.

• Традиционно учащиеся агрошкол успешно выступают в республиканских научно-практических конференциях «Чугуновские агрочтения» и «Шаг в будущее», “Макаренковских чтениях”, которые постепенно получили статус регионального этапа Международных Макаренковских чтений. С 2004-го по 2018 год победителями и призерами данного конкурса стали команды 31 агрошколы.

• В настоящий праздник труда превратилось участие агрошкол в ежегодной республиканской сельскохозяйственной выставке «Продовольствие». Здесь уместно отметить личный вклад, добросовестное отношение к своей работе уважаемой Агафьи Семеновны Птицыной, в течение многих лет работавшей в министерстве сельского хозяйства. Поездки групп учащихся и педагогов в другие регионы, в Китай также связаны с ее именем.

• В этом году в четвертый раз планируется проведение регионального этапа Всероссийской интеллектуальной игры «Начинающий фермер», который позволяет выявлять талантливую молодежь, расширять ее знания в области экономики, бизнес-планирования и менеджмента, развивать личностные компетенции участников. В 2015 году 2-Хомустахская СОШ Намского улуса стала призером, а в 2017 году ученическая производственная бригада Майинской СОШ им. В.П. Ларионова стала победителем Российского этапа данного проекта.

• Одним из последних стратегических документов в области агротехнологического образования является Соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией агрошкол России, подписанное на ярмарке сельских школ в 2018 году в с. Бердигестях Горного улуса. К слову, Ассоциация была создана в 2013 году на II cъезде сельских школ России по инициативе нашей делегации под руководством Натальи Васильевны Ситниковой. Эффективное участие делегации Якутии на съездах сельских школ России получило высокую оценку руководителя Всероссийского педагогического собрания Валентины Николаевны Ивановой. Мы инициируем проведение следующего съезда в нашей республике. У нас есть чем поделиться с коллегами из других регионов.

О опыте ведущих агрошкол

• Роль Диринской агрошколы Чурапчинского улуса в истории школьного образования в целом, вклад в становление агрообразования. Школа является инновационной площадкой по теме “Инфраструктура развития агрошколы”, имеет лицензию на право введения профессионального обучения по 8-ми специальностям. Благодаря неустанному труду педколлектива создана необходимая материальная база – подсобное хозяйство, животноводческий комплекс на 100 голов, комплексный лагерь (сайылык) с доильной установкой. В течение всех 30 лет Диринская школа – флагман сельских школ республики. Она также является одним из первых школьных бизнес-инкубаторов наравне с Майинской СОШ имени В.П. Ларионова.

• Одну из первых агрошкол – Абагинскую СОШ Амгинского улуса –с 1993 года окончили 525 выпускников, из них 161 чел. (одна треть) поступил в профессиональные организации по агронаправлению.

• Еще одна из первых агрошкол – Куокунинская СОШ Сунтарского улуса – сегодня готова стать ресурсным центром республиканского значения, разработан проект. Ежегодно 75-100% выпускников поступают в организации профобучения, в т.ч. 30-40% по агронаправлению.

• Особенностью Кэнтикской школы Верхневилюйского улуса является реализация кузнечного дела. С 2015 года заключен Договор о сетевом взаимодействии с Верхневилюйским техникумом. Потомственный кузнец Константинов Павел Антонович обучает детей по программе техникума. Павел Антонович – победитель республиканского конкурса "Дархан Уус-2018", 37-й Международной выставки Всероссийского конкурса "Клинок России: традиции и современность-2018". В прошлом году 4 выпускника получили специальность "Изготовитель художественных изделий из металла", они могут работать по профессиям “сварщик”, “кузнец”.

Борогонская СОШ Вилюйского улуса имеет свой пришкольный участок с 1953 года, где на данный момент выращивают 24 сорта картофеля, 16 сортов свеклы, 12 сортов моркови, 14 сортов перца, 11 сортов кабачков. Школа обеспечивает овощами населенные пункты, имеет единственную в улусе зимнюю теплицу. Есть пришкольный интернат, где живут и учатся дети из разных улусов.

• Из числа школ, выбравших агронаправление в 2000-х годах, можно отметить следующие агрошколы.

Педагоги Тулунинской СОШ Усть-Алданского улуса отличаются тем, что на свои внебюджетные деньги 3,0 млн.руб. восстановили заброшенный сайылык. На сегодня стационарная база полностью механизирована. Построено 20 домов: из них 4 учительских, 8 жилых домов для детей; приобретена техника. Школа – шестикратный победитель республиканской выставки-ярмарки “Продовольствие”, лауреат “Макаренковских чтений”. Директор Бысыин Федот Дмитриевич, бессменный заместитель председателя жюри Международных “Макаренковских чтений”

Тандинская СОШ имени Героя труда М.Н. Готовцева Усть-Алданского улуса с 2015 года является республиканской инновационной площадкой по теме "Школа агроэкотехнологий – форпост развития села”, неоднократно становилась победителем и призером различных всероссийских и республиканских конкурсов.

• Одним из передовых производителей якутского чая в республике является 2-Жемконская СОШ Хангаласского улуса.Они четвертый год занимаются производством ферментированного чая из кипрея узколистного – иван-чая.

• В Магарасской СОШ имени Л.Н. Харитонова Горного улуса успешно реализуются направления: «Коневодство» (25 голов), «Животноводство» (16 голов), «Растениеводство», «Внебюджетное финансирование». Накоплен богатый опыт по организации летнего труда и отдыха, развитию творческих и спортивных способностей учащихся.

• С 2014 года Майинская школа имени В.П. Ларионова Мегино-Кангаласского улусаэффективно реализует программу развития "Школьный бизнес-инкубатор как условие самореализации успешной личности". Результатом целенаправленной работы является успешное участие обучающихся в Российских соревнованиях. Например, ученица 10 класса, индивидуальный предприниматель Игнатьева Дайаана стала победителем Всероссийского конкурса "Молодой предприниматель России-2018" в номинации «Сельскохозяйственное предпринимательство»; ученица 10 класса Герасимова Лида стала лауреатом в секции "Лекарственные растения" во Всероссийском конкурсе "Юннат". В 2017 году команда школы заняла I место во Всероссийской интеллектуальной игре «Начинающий фермер»; ученики 10 класса Баишев Роберт, Гоголев Андрей – победители регионального этапа Всероссийской олимпиады по 3Д-технологиям – представляли Республику Саха (Якутия) во Всероссийской олимпиаде в Крыму. По итогам медального зачета VI Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussiaJuniors) в 2018 году школа с 11 медалями заняла I место среди 24 школ республики. Также команда обучающихся стала обладателем номинации "Лучшая презентация проекта" в соревнованиях IT-Хакатон, проведенных в рамках I Международных интеллектуальных игр в г.Якутске в прошлом году.

Атамайская СОШ школа имени В.Д. Лонгинова Горного улусав 2018 году стала победителем Гранта Президента Российской Федерации, клуб молодых учителей «Исток» победил в республиканском конкурсе «Эковолонтер 2018».

Кустурская СОШ имени И.Н. Слепцова Эвено-Бытантайского национального улуса вносит свою весомую лепту в сохранение уникального, аборигенного генофонда якутского скота. Реализуется проект волонтерского отряда школьников «Сохраним, приумножим аборигенный якутский скот при ГУП «Бытантай». С каждым годом увеличивается число учащихся, работающих в летнее время в оленстадах.

• Тема программы развития Урасалахской СОШ Абыйского улуса – «Формирование социально-адаптированной личности в условиях агропрофилированной». Школа является победителем и призером различных республиканский мероприятий. В 2018 году ученица 10 класса Саввина Ньургустана с проектом: «Сублимация мяса в домашних условиях как возрождение традиционного способа хранения и употребления мяса в походных условиях» была единственным участником из улуса в Международных интеллектуальных играх в г.Якутске. Она получила приглашение на Международную конференцию в г. Сочи.

Борулахская средняя общеобразовательная школа Верхоянского района – старейшая школа на северо-востоке Якутии – в статусе агропрофилированной школы работает с 2005 года.

• Основные занятия Арылахской средней общеобразовательной школы Верхоянского района– животноводство, коневодство, охотничий промысел, овощеводство. Имеется учебно-производственная бригада «Бюгюйях», которая снабжает поселок грубыми кормами, работают косторезный цех и школьная пилорама. Школа получила лицензию на профессиональное обучение и получение специальности «тракторист-машинист».

Октемская школа имени П.И. Шадрина Хангаласского улуса получила статус агропрофилированной школы в 2012 году. Интересным видом деятельности является пчеловодство. Педагоги ведут обучение населения. За три года на курсах "Основы пчеловодства" обучились 47 чел. из 12 улусов и г.Якутска. Из них 12 чел. разводят пчел.

В Наяхинской агрошколе Усть-Алданского улусав2017 году совместно с Якутским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства начата инновационная работа по производству быстрорастворимой ухи из карася.

Сыланская школа Чурапчинского улуса в 2018 году первой из школ республики вошла в пилотный проект по научно-исследовательской работе “Изучение GPS-трекера для лошадей в условиях Севера» с Белорусской компанией. Также первой начала научно-инновационную работу с Якутской государственной сельскохозяйственной академией по переработке отходов сельхозживотных по биогазовой технологии с получением качественного удобрения кормовых добавок и дополнительного источника энергии. Обучающиеся исследуют и вредные выбросы от животноводческих ферм. Работает естественно-научный музей земледелия имени Е.Д. Макарова. В марте этого года планируется открытие малой школьной птицефермы.

Мегино-Алданская СОШ Томпонского улусаславится как школа-миллионер, начиная с 80-х годов занимает передовые позиции по организации летнего труда и отдыха.

Соттинская средняя агропрофильная школа Усть-Алданского улуса – учебно-производственный комплекс с круглогодичным циклом образовательно-воспитательной деятельности, объединяющий усилие педагогов и сельхозпроизводственников, социума, высших и средних учебных заведений, научных учреждений.

Балаганнахская ООШ Верхневилюйского улуса – единственная школа в улусе, занимающаяся разведением кобыл. В летнее время кумыс с пользой для здоровья употребляют воспитанники летнего лагеря, организована продажа населению.

В Таттинском улусе глава Михаил Михайлович Соров с 2015 года в муниципальном бюджете предусматривает дополнительные средства на обеспечение продуктами питания детских садов и школ улуса. Кроме того, по трехстороннему соглашению между администрацией улуса, Центром занятости и школами детям с 14 лет производится заработная плата. Агропрофилированная Усть-Таттинская СОШ имени Н.Д. Неустроеваявляется одной из лучших по материально-техническому оснащению.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.