ЗАНЯТИЕ 15. Словообразование.
ЗАНЯТИЕ 15
Словообразование.
1. Стратегии выполнения заданий 26-31 на словообразование.
- Внимательно прочитать инструкцию и определить тип задания
- Помнить, что часть речи изменяемого слова может измениться или остаться прежней, но слово в любом случае должно быть изменено, чтобы подходить по смыслу
- В пропуске должно быть только одно слово
- Быстро прочитать текст, игнорируя пропуски и незнакомые слова
- Прочитать предложение с пропущенным словом и обратить внимание на слова, которые идут до и после
- Определить часть речи, которая может подходить для пропуска
- Попытаться понять структуру предложения и роль пропущенного слова в нем
- Помнить, какие приставки и суффиксы работают с подходящей частью речи
- Определить, какое значение имеет пропущенное слово по контексту: положительное или отрицательное
- Помнить, что слово должно иметь грамматически верную
форму, а значит нужно обращать внимание на маркеры времени в предложениях и число слова
- В первую очередь выполнить те задания, в которых вы уверены
- Не оставлять пропуски пустыми
- Прочитать текст полностью, чтобы убедиться, что он имеет смысл
- Проверить правописание
|
2. Суффиксы существительных
Суффикс
| Значение
| Пример
| er/or
| Исполнитель или инструмент, с помощью которого выполняется действие
| Builder
Baker
Actor
Waitor
Doctor
manager
| -ist
| Род деятельности, принадлежность к философскому течению, религии, политическому или научному течению, часто музыкальная профессия, связанная с владением тем или иным инструментом
| Pianist
Scientist
Chemist
Journalist
| Noun/adjective + ship
| Статус, состояние, свойство, занятие, отношение к чему-либо, абстрактное понятие
| Citizenship
Friendship
Partnership
Leadersip
| Adjective + ness
| Качество или состояние
| Sickness
Bitterness
Weakness
awareness
| Verb + ion/ation/ition/sion/ssion
| Процесс, состояние, действие, абстрактное понятие, свойство, качество
| Combination, depression, election,
description
| Verb/adjective/noun + ance/ence
| Состояние, процесс, свойство
| Existence, resemblance, residence
| Adjective+ ity/ty/iety
| Состояние, условие, качество
(если прилагательное заканчивается на …ble, то между b и l ставится i: capable – capability, possible – possibility…)
| Ability
Possibility
Diversity
Publicity
equality
| Verb + ment
| Процесс, результат
| Arrangement
Announcement
Movement
|
3. Суффиксы прилагательных
Суффикс
| Значение
| Пример
| Noun + y
| Черта, характеристика чего-либо. Погодные явления
| Friendly
Cloudy
Rainy
Needy
greedy
| Noun/verb + ous
| Признак, свойство, качество
| Dangerous, glorious, famous
| Noun + al
| признак
| Central, natural, cultural
| Noun + ical
| Признак (часто относящийся к какой-либо науке)
| Economic, historic, scientific
| Noun + ian/ean/an
| Национальности разных стран и континентов
| Russian, American, German
| Verb/noun + ible/able
| Возможность выполнения действия
| Eatable, drinkable, reliable
| Verb/noun/ + ive
| Признак, свойство, качество
| Active, creative, persuasive
| Noun + ful
| Качество (как бы «полный чего-либо»). НЕ ПУТАТЬ ful (одна буква l) со словом full
| Helpful, skillful, successful, useful, careful, painful, thoughtful, helpful
| Noun + less
| Отсутствие качества, часто соответствует русской приставке «без»
| Homeless, jobless, careless, useless, countless, jobless
|
4. Суффиксы наречий
Суффикс
| Пример
| Adjective + ly
| Usually, fortunately, amazingly, happily
|
Формы наречий, отличающихся значением (примеры)
Close – близко, closely – тесным образом, пристально, внимательно
High – высоко, highly – очень, весьма
Hard – много, упорно, hardly – едва, с трудом
Late – поздно, lately – в последнее время
Near – близко, nearly – почти
|
5. Суффиксы глаголов
Суффикс
| Пример
| ize/ise
| Characterize, legalize, generalize
|
6. Отрицательные префиксы
Приставка
| Значение
| Пример
| un
| Добавляется к прилагательным с суффиксом –able + к другим прилагательным
Добавляется к глаголам, меняя их значение на противоположное
| Uncomfortable, unable, unattractive, unkind, unpleasant, unreal, unusual, unhappy, unfriendly
| in
| Приставка с отрицательным значением. Похожа на un, но употребляется реже. Часто перед ac/с
| Inexperienced, incorrect, indirect, indifferent, incapable, inaccurate, inattentive, inactive, inexpensive
| il
| Только перед l
| Illegal, illiterate, illogical
НО: disloyal
| ir
| Перед r
| Irregular, irrelevant
НО: unreliable
| im
| Перед m и p. Но не всегда: popular – unpopular, predictable – unpredictable…
| Impossible, impolite, improbable, immortal
| dis
| Добавляется к разным частям речи
Добавляется к глаголам, меняя значение на противоположное
| Disobey, disagree, disconnect
| mis
| В значении «неправильно, с иным результатом»
| Misunderstand, mislead, misinterpret
| re
| Повторное, заново выполняемое действие (-пере в рус.яз)
| Reread, rewrite, remake
| inter
| имеет значение – меж/ - между
| Active – interactive – активный – интерактивный
National – international – национальный – международный
|
|