Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Актуальность



Актуальность

Для любой диссертации или квалификационной работы требуется, чтобы тема была актуальной. Это записано в документах ВАК и Минобразования. Зачем это нужно? – Чисто экономические соображения: заказчик хочет подстраховаться в том, что конечный результат даст положительный эффект и поможет вернуть затраченные на научную работу деньги.

Просуммируем известные сведения об актуальности и определим, что это означает для научной работы. Выделим ключевые позиции жирным шрифтом.

Теорию актуальности отсчитывают от Гераклита, его учения о том, что неизменное бытие невозможно, что, более того, все бытие есть вечное становление, живое движение. «Актуальность (от позднелатинского actualis - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность» [1]. Так говорит Большой Энциклопедический словарь.  Также «актуальностью называют важность представленной темы в определенный временной отрезок и отдельной или общей ситуации. Под важностью понимается положительный эффект, который  будет достигнут в результате научной работы автора» [2].  

Толковый словарь Ожегова показывает, что актуальный - «важный, существенный для настоящего момента» [3]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949, 1992. «Актуальность - это то, что востребовано» [4]. В результате получаем, что актуальность – нечто, обладающее положительным эффектом, важным, существенным для настоящего времени, то, что востребованов определенный временной отрезок и в отдельной или общей ситуации. В этом определении безусловны важность и положительный эффект, можно сказать – важность, существенность положительного эффекта. Это одна сторона дела, отвечающая на вопрос «что?»

Другая сторона не так однозначна. Не тождественны «настоящий момент», то есть сиюминутность, и «определенный временной отрезок в отдельной или общей ситуации». Здесь три противоречивых позиции – настоящий момент (длящийся неизвестно сколько времени), отрезок времени в отдельной ситуации (скорее всего кратковременной) и отрезок времени в общей ситуации (скорее всего длительной).

Отдельная и общая ситуации могут структурно быть связаны одна конкретная профильная задача в многопрофильном комплексе подобного рода задач. Или как узкая тактическая проблема и стратегическая проблема. Это третья сторона анализа актуальности.

Существует и четвёртое, общее связующее эти характеристики - это важность, существенность положительного эффекта в определенный временной отрезок. Остаётся неясным ещё один срез проблемы – вопрос «для кого?». На этот вопрос словари ответа не дают.

Значит, защищающий тему студент или аспирант должен определиться со всеми этими характеристиками своей темы исследования. В конечном итоге придётся подтвердить для своего исследования, что его актуальность есть «форма доказательств соответствия выбранной темы, возникшим общественным потребностям и состоянию научного обеспечения ее предстоящего исследования» [5]. В результате надо доказать анализом существующего положения в рассматриваемой сфере, что существует реальная «необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики» [6]. Такое доказательство характеризует противоречия в научном обеспечении и потребностях практики по теме будущего исследования. Следует осветить, какие аспекты еще не были достаточно изучены, и как этот пробел возможно эффективно восполнить.

По сути, актуальность предпринимаемого исследования это степень его нужности и своевременности. А если это степень, то стоит задаться вопросом, чем это можно измерить, если это вообще измеримо. Как видим, измеряется достигнутым положительным эффектом в отрезок времени. Достижение эффекта обычно измеряют в двоичной шкале «да-нет». Отрезок времени вообще не измеряют, он как бы некая сегодняшняя данность. Здесь и кроется причина многих ошибок.

Достижение положительного эффекта в первую очередь желательно описать в его критериях и результатах. Надо точно указать, что будет считаться результатом исследования по какому-либо основанию и что – положительным эффектом такого результата. Положительность может оказаться многоуровневой с различием качества на каждом уровне. Может быть составлена таблица критериев оценки положительности результата по одному или нескольким основаниям.

По ожидаемому времени наступления желаемого результата актуальность можно достаточно уверенно проклассифицировать. При этом надо иметь в виду, что для разного масштаба задач и объектов в отдельной или в общей ситуации количество вариантов времени достижения ожидаемого положительного результата может быть разным. В рамках отдельной ситуации обычно отрезок времени конкретен, а в рамках общей ситуации временных отрезков может быть несколько, например, для каждого из ожидаемых частных результатов свой, а для всей суммы результатов – наиболее отдалённый из них.

В самом общем виде такие варианты рассматриваются как устойчивые классы актуальности. Пока авторы выделили на примерах своих собственных исследований по объектам НИИ крионики и музеев-заповедников 5 классов.

Для обоснования актуальности создания, развития и реконструкции специальных пространств, зданий и помещений для криотехнологий, применительно к областям народного хозяйства можно выделить четыре класса:

Класс 1 – мало актуальный. Имеются и применяются отработанные (испытанные и апробированные) технологии крионики. Дополнительные криотехнологии как остроактуальные не требуются. Дефицита площадей лабораторий не выявлено. Временной отрезок необходимости не определён.

Класс 2 – остро актуальный. Новые технологии крионики необходимы, находятся в разработке и уже частично и/или полностью применимы. Острая сиюминутная необходимость в новых специальных научно-исследовательских зданиях и сооружениях ощутима. Они требуется уже сегодня и даже прямо сейчас. Как минимум, в течение года.  Но учёный должен знать - «то, что является популярным и у всех на устах сегодня, завтра может потерять свою актуальность. Это повлечет много неприятных хлопот в научном процессе. И в первую очередь отразится на степени актуальности» [7]. «Актуальность темы исследования – это самый важный шаг на пути к успешной защите научной работы» [7], так что острота актуальности для серьёзной научной работы – опасная двусмысленность.

Класс 3 – Актуальный на ближайшую перспективу. Технологии крионики необходимы и находятся в разработке, без специальных научно-исследовательских зданий и сооружений эти задачи решить не получится. Необходимо наличие новых зданий НИИ и лабораторий крионики в ближайшие 5- 10 лет. Такая актуальность для квалификационных научных работ наиболее желательна. Она достаточно очевидна и вполне перспективна.

Класс 4 – Актуальный на отдаленную перспективу. Технологии крионики необходимы, но не разрабатываются. Их разработка планируется в отдалённой перспективе, но без специальных научно-исследовательских зданий и сооружений эти задачи решить не получится. Необходимо заблаговременное проектирование и строительство новых зданий НИИ и лабораторий для перспективных направлений крионики через 10-20 лет. Такая актуальность носит стратегический характер. Отвергать ее как ненужную следует считать недальновидным.

Для отраслей с технологиями 2 и 3 класса актуальности необходимо уже сейчас вести проектирование и строительство новых зданий НИИ и лабораторий для перспективных и востребованных направлений крионики.

Очень перспективные, но не остроактуальные направления крионики 3 и 4 класса актуальности. В соответствии с ними именно сейчас нужны исследования по созданию для такой деятельности зданий и лабораторий НИИ.

Класс 5 – постоянно актуальный. К нему относятся проблемы и задачи никогда не теряющие значимости и постоянно нуждающиеся в решении. На примере музеев-заповедников (М-З) это проблемы преобразования территорий в музеефицированные ландшафты, проблемы рационального архитектурно-градостроительного режима охранных зон, архитектурной мимикрии объектов обслуживания. Кроме того, это:

1.Установление границ и режима достопримечательного места (Будет актуальным до тех пор, пока законодательно четко не будут прописаны все позиции. Вряд ли это скоро произойдёт).

2. Проектирование внутримузейной дорожно-транспортной сети (все время возникают новые М-З или несколько объединяются в один. Стратегия направлена на организацию М-З в отдаленных районах на больших по площади территориях).

3. Проектирование сервисных объектов в М-З, носящих культовый характер, где есть монастыри и другие культовые объекты, посещаемые паломниками, экскурсантами и туристами.

4. Безбарьерная среда для МГН в М-З.

Актуальность темы - это конкретная причина, по которой именно в настоящее время, возникла потребность исследовать предлагаемую тему. Это её обоснованная злободневность. В итоге для обоснования актуальности можно выстроить матрицу (таблица 1), где степени актуальности окажутся на пересечении показателей по положительному эффекту и времени его наступления.

Таблица 1. Степень актуальности темы исследования



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.