Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Архиепископом Владимирским и Суздальским,



 

ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ

 

1 сентября №17

1891 год

 

Часть неоффициальная

Стр. 527-533

 

Слово

Произнесённое Преосвященнейшим Феогностом,

Архиепископом Владимирским и Суздальским,

при освящении соборного храма

в городе Судогде

 

Радуйтеся всегда о Господе;

и паки реку, радуйтеся»

(Филипп. 4,4.)

 

 

Если когда, то особенно в настоящий день братиям святого храма сего должно радоваться о Господе с прославлением и благодарением Его. Много лет строился соборный храм сей. Средства на построение его иногда истощались. Встречались весьма большие препятствия к благопоспешному продолжению устройства воздвигаемого храма. Было время, когда некоторым могло казаться, что он никогда не окончится.

Но слава и благодарение Господу! Он явил небесную помощь своим избранникам, принявшим живое участие в построении храма сего, и благословил их привести к вожделенному концу многолетнее и многотрудное дело. И вот теперь высится среди богоспасаемого града Судогды величественный и благолепный Соборный Храм. Радуйтеся же о Господе, обитатели града сего, и паки реку: радуйтеся!

Но только ли нужно радоваться, смотря на сей величественный и благолепный храм? Нет, благочестивым, заботящимся о своём спасении христианам надобно из созерцания храмов Божьих почерпнуть уроки, спасительные для них, и напоминание об их христианских обязанностях.

Замечательно, что в слове Божьем христиане именуются храмами Божьими и уподобляются им: не весте ли, взывает св. Ап. Павел к христианам, яко храм Божий есте, и Дух Божий живёт в вас (1 Кор. 3,16). Ужели вы не знаете, как бы так говорил св. Апостол Павел христианам, что вы храмы Божии, потому что, как в видимых храмах обитает Бог, так и в христианах живёт Дух Божий. Вот это-то наименование христиан храмами Божиими и служит обильным источником уроков спасительных для духовно-нравственной жизни.

Видимые храмы Божии воздвигаются во славу Божию. В них утром и вечером, среди дня и среди ночи пениями и песнями духовными прославляется Бог. Так и христиане, именуемые храмами Божиими, должны жить и действовать не для себя, не для какого-либо насладжения жизнию и её благами, а во славу Божию, должны жить так, чтобы в душах и телах их славился Бог; потому что мы – не свои, и не принадлежим себе, но Господу, искупившему нас своею бесценною кровию из тяжкого плена дьявола (1 Кор. 6,19).Небеса поведуют славу Божию, о неё возвещают все земные творения. Славится Господь пениями и песнями духовными. Но более всего прославляется Он добрыми делами христиан. Так сам Господь Иисус Христос, как видно из Евангелия, взирает на добродетели христиан (Матф. 5,16). Старайтесь же преуспевать в христианских добродетелях, чтобы через них святилось и славилось имя Божие, и бойтесь грехов, потому что ими хулится имя Божие.

Видимые храмы Божии – это домы молитвы. Св. Церковь собирает чад своих в храмы, чтобы они здесь вслед за нею и под её руководством возносили молитвы свои Богу. Так и из храма каждой христианской души, сколько возможно, чаще должна возноситься усердная молитва ко Господу, - молитва, происходящая от веры, воспламеняемая любовью и одушевляемая надеждою. Молитва – это мать христианских добродетелей. Кто хочет преуспевать в добродетелях, возлюби молитву, и будь всегда усерден к ней. «Отверзу уста моя, и наполнятся духа», воспевает Св. Церковь. Когда мы отверзаем уста наши для молитвы, когда мы усердно сердцем и устами молимся, тогда удостаиваемся благодати Божией, которая в высшей степени необходима для нас, и без которой мы не можем ни истинно веровать, ни совершать добрых дел. Поэтому Ап. Павел заповедует христианам: «непрестанно молитеся» (1 Сол. 5,17). Если же мы, обременённые житейскими делами и погружённые в суету мира, не можем постоянно стоять в домах наших на молитве и ходить для ней в храм Божий; то, по крайней мере, будет памятованием о Господе, хранением в себе страха Божия, знаменованием себя крестным знамением, питать в себе молитвенное настроение. Пусть и среди трудов наших из глубины души нашей мысленно возносится хотя самая краткая молитва: «Господи, спаси нас! Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас!»

Чтобы христиане в видимых храмах Божьих достойно предстояли Богу, чтобы их молитва здесь была чище и усерднее, они приглашаются святою Церковью, когда стоят во храме, отложить всякое житейское попечение. В храме Божием и действия богослужения, и молитва и песнопения церковные возносят умы и сердца христиан горе, к небу, к Богу. Посему и мы, будучи храмами Божиими, должны, сколько возможно, чаще возводить духовные очи наши к Богу, «горняя мудрствовати, а не земная», более думать о небесном, нежели о земном, прежде всего и более всего искать не благ земных, суетных и скоропреходящих, а царствия небесного и правды его. Горе христианину, который прилепляется к земным благам, питает пристрастие к ним, полагает их целию своей жизни, и в них только находит для себя наслаждение. Он обыкновенно ослепляется этим пристрастием так, что не видит ни дел премудрости Божией, ни своих грехов, и оглушается до того, что не внимает ни заповедям Божиим, ни внушениям св. Церкви, и что на него не действуют никакие прещения слова Божия.

Храмы Божии есть места свершения таинств и других священнодействий церковных – это принесение Богу во время литургии безкровной жертвы, которая состоит из хлеба и вина, пресуществляемых в истинное Тело и истинную Кровь Христовы, и которою св. Церковь благодарит Бога за все его великие и богатые милости, ниспосылаемые людям, и умоляет Его и прощении грехов всех живых и усопших христиан. Так и из храма души нашей должны возноситься к Богу жертвы мысленные, духовные. Жертв этих может быть много. Каждая из добродетелей – жертва Богу. Но самая необходимая из этих жертв – это любовь к Богу, и самая доступная из них – это сокрушение сердца о грехах, которое ещё пророк и царь Давид называл жертвою Богу.

Храмы Божии суть всеобщие училища веры и благочестия. В них св. Церковь и учением слова Божия, и поучениями пастырей, и действиями богослужения, и песнопениями, и молитвами и святыми иконами научает христиан вере и благочестию. Подобно сему и каждый христианин, как храм Божий, должен там жить, чтобы назидать ближних и располагать их к вере и благочестию. Но есть способ научения их, доступный всякому христианину, это – проявления веры и добрые дела. Благотворно может действовать на юлижних и научение их словами. Но гораздо впечатлительнее, и гораздо сильнее действует пример веры и доброй, благочестивой жизни. Слово научает, а пример увлекает. Старайтесь же стяжать веру живую и твёрдую, жить праведно и благочестно, украшайте жизнь вашу добрыми делами, - и вы примерами ваших добрых дел будете назидать ближних и располагать их к вере и благочестию. Главное украшение храмов Божьих составляют святые иконы, на которых отпечатлеваются и изображаются Господь, Божия Матерь и угодники Божии. Так и у христиан в уме, сердце и памяти должны быть напечатлены образы Господа, Царицы небесной и святых Божиих. Христианам надобно, сколько возможно, чаще памятовать о представлять Господа, ради нашего спасения принявшего на себя зрак раба, - страждушего, умирающего на кресте, воскрешающего из мертвых, возносящегося на небо и сидящего одесную Бога-Отца, представлять Царицу Небесную, предстоящую престолу Сына своего и Бога, непрестанно ходатайствующую о нас, спасающую нас от бед и напастей, - представлять угодников Божиих, подвизавшихся на земле в вере и благочестии и на небе молящихся за нас.

В видимых храмах Божиих перед святыми иконами горят светильники. И в нас, как в храмах Божиих, должна постоянно гореть святая ревность о Господе, о благоугождении Ему, о вере, о спасении нашей души. Таковая ревность есть великая духовная сила. Это – своего рода огонь, постоянно воспламеняющий в нас святые мысли, чувства и желания, и поедающий в нас всё нечистое и греховное.

Видимые храмы отличаются особенною чистотою. Из них должно быть удалено всё, что есть нечистого и противного святости их и значению их, как домов Божиих. Так и мысленные, невидимые храмы Божии, христиане должны соблюдать себя чистыми от всякой скверны плоти и духа. По наклонности нашей к греху и по недостатку в нес решимости и силы побеждать эту наклонность, мы не можем быть совершенно чистыми от скверны греховной. Мы грешим, обыкновенно, каждый день и каждый час. Что же нам делать? Будем, по крайней мере, очищать себя от соделанных нами грехов глубоким сознанием их, сердечным сокрушением о них и усердными покаянными молитвами Господу.

Да напоминает же нам храм сей, ныне освящённый благодатию Божиею, каждый раз, когда мы бываем в нём, или когда взираем на него, об указанных христианских обязанностях наших.

Господе Боже наш, благочестивый создатися и освятися храму сему, сохрани его и утверди до века! Нам же всем ниспосли благодать Твою, да при содействии ея мы будем достойными храма Твоего всесвятого Духа.  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.