Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





княжества. 11



 

                      Урок №6 Архитектура Владимиро- Суздальского                         

                                                                   княжества.                                   11

                              При князе Владимире Мономахе начинается бурное строительство        

                              на северо- востоке Руси, в Залесье. При Юрии Долгоруком (сыне    

                              Владимира Мономаха) сформировался так называемый суздальский

                              стиль- белокаменное зодчество.

                               Первая церковь, родоначальница стиля- церковь Бориса и Глеба в  

                               селе Кидекше, в 4 км. от Суздаля. Это был храм- крепость, мощный

                                       куб с тремя массивными апсидами, щелевидными окнами,      

                              напоминающими бойницы, широкими лопатками, шлемообразным  

 Церковь Бориса и Глеба. куполом.

 

                               «Золотые ворота» г. Владимира. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский, перебравшись в город Владимир, делал всё, чтобы затмить Киев. В крепостной стене были сооружены ворота, главные из которых традиционно назывались Золотыми. Такие ворота традиционно возводились во всех христианских городах мира, начиная с Константинополя. Золотые ворота Владимира венчала надвратная церковь, украшенная резным декором и золотым куполом.


                               Церковь Покрова на Нерли, посвящена празднику Покрова  

                               пресвятой Богородицы. Андрей Боголюбский построил этот храм в

                               память о любимом сыне Изяславе, погибшем в победоносном

                               походе на болгар в 1164г. Изящная одноглавая церковь,

                               гармоничные пропорции, трёх частное деление фасадов, арочное

                               завершение стен (закомары), ставшим лейтмотивом здания,

                               повторяющимся рисунке оконных проёмов, порталов, аркатурном  

                               поясе. Стены храма украшены каменным орнаментом.

 


Успенский собор в городе Владимире (1185-1189)

шестистолпный одноглавый крестово- купольный храм с

притвором, возведён во славу Богоматери. По словам лето-

писца «Бог привёл мастеров из всех земель». Пришельцы

из романского Запада расширили храм: фасад расчленили на

 пять прясел и воздвигли пять куполов. В собор поместили

знаменитую икону «Богоматерь Владимирскую», названную

 в честь города Владимира. Андрей Боголюбский тайно вывез

её из Киева. Собор воздвигнутый на берегу Клязьмы,

возвышался над городом. В храме хранятся фрески

Андрея Рублёва.

Дмитриевский собор-небольшой одноглавый

храм с хором. Но, несмотря на размеры, он

выглядит величавым и торжественно- великолепным.

Это один из самых красивых и самых оригинальных

храмов Древней Руси. В плане он представляет

греческий крест.                                                                                                                        

                                                                                                                                             

 Вместо широких «лопаток» стены на прясла членят тонкие изящные колонны 12 (пилястры). Наличие богатого каменного декора храма свидетельствует о том, что его   

                                          украшали мастера с романского Запада. Но каменная резьба,

                                            напоминающая резьбу по дереву, говорит о мастерстве                

                                            русских мастеров. Преобладают и растительные и            

                                            зооморфные орнаменты: невиданные львы, птицы и олени,  

                                            грифоны, листья, фантастические всадники, кентавры и

                                            даже сцена восхождения Александра Македонского на

                                            небо. В основе скульптурных композиций храма лежит

                                            программа, связанная с идеей прославления княжеской   

                                            власти, но по существу это гимн жизни.

                                           Все три собора украшены фресками, так как с закатом

                                           Киевской державы навсегда померкло искусство                    

                                           «мерцающей живописи» (мозаики).

     


Словарь.

Базилика-первоначально это был дом правителя в греческом городе-государстве. В Риме- это торговый или судебный зал. По форме базилика- вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей (нефов), имевших самостоятельные перекрытия. Средний (главный) неф всегда сроился выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед выходом из базилики располагался поперечный притвор (или нартекс), а в противоположном конце среднего, наиболее широкого нефа- полукруглый выступ (апсида), крытый полукуполом.

Крестообразная базилика- к трёхнефной базилике добавлен поперечный неф такой же ширины и высоты, как и боковые.

Крестово-купольная базилика- сочетание крестообразной базилики с куполом дало возможность для создания больших внутренних пространств.(св. София в Константинополе.

Алтарь- священная часть храма с престолом, расположенная на востоке.

Престол- главная святыня храма в виде каменного стола, расположенная в алтаре.

Апсида- полуцилиндрический выступ в восточной части храма, в котором размещается 

 алтарь.

Арка- в архитектуре: конструкция в виде двух опор, с перекинутой между ними дугой.

Восьмерик- в архитектуре: восьмигранная форма.

Пирамидальность- ступенчатая пирамидальность, наращение масс.

Гульбище- галерея вокруг храма.

Пилон- в архитектуре: мощная опора, столп.

Портал- нарядно оформленный вход в здание.

Придел- небольшая бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада православного храма либо специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.

Паперть- площадка перед входом в церковь.

Притвор- западная часть храма, отделённая от средней его части глухой стеной.

Подклет- нижняя, подпольная часть здания, имеющая хозяйственное назначение, выполняет функции хранилища.

Неф- часть внутреннего пространства храма, заключённая между рядами колонн и стенами.

Прясло- вертикальное членение фасада церковной стены лопатками.

Лопатка- вертикальное утолщение стены, отвечающее конструкции здания.

Лопатку более сложной профилировки называют пилястрой.

Закомара-полукруглое завершение верхней части прясла.

Аркатурный пояс- декоративный мотив в виде ряда глухих арочек, дополненный рядом

                                                                                                          декоративных колонок.                

Ротонда- цилиндрическое основание для купола.

Купол- в каменном зодчестве: форма перекрытия в виде полусферы.

Мозаика- вид настенной монументальной живописи с использованием мелких кубиков

                                                                                                                         цвета смальты.

Деисус- группа икон с изображением Христа- Вседержителя в центре, Богоматери и

                                                                                          Иоанна Крестителя по сторонам.

Парсуна- портрет в древнерусской иконописи.

Иерархичность- (разномасштабность), размеры зависят от иерархической значимости.                                                                                   



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.