|
|||
Вера Павлова
Экслибрис Веры Павловой. Сначала я рисовал на экслибрисе силуэт, а потом дописал буквы.
Вера Павлова. Искушение. По мотивам стихотворения Ивана Бунина. Бумага, гуашь. 16,5х23,5. 1983.
Пиета Микельанджело. Экслибрис Веры Павловой. Бумага, тушь. 1993. Компьютерная обработка. 14.04.2020.
Вера Павлова
Не помню, в каком году я познакомился с художницей Верой Павловой († 2015) и с ее творческой группой «Тир». Кто входил в ту группу, не помню, только на встречу со мной она пригласила своих коллег. Мы встретились в ее новой квартире на Васильевском острове. Невдалеке от дома ее была выстроена гостиница «Прибалтийская». Не помню, о чем мы беседовали тогда с Верой, но мне она почему-то дала характеристику эдакого медвежонка из провинции. Что-то в этом роде. Я думал тогда примкнуть к работе «Тира», но этого по итогам собеседования не случилось. Группа эта прозвучала весьма короткое время, и сегодня о ней уже никто ничего не помнит. – От нее осталась, единственно, одна Павлова, но электронные справочник показывают, однако, что в ее жизни была какая-то другая группа, впрочем, теперь это уже – все равно. По итогам встречи она презентовала мне две вполне сносные гуаши. На одной была нарисована голая тетка со львом, на которой даже стрингов не было, а на другой была нарисована уже дама в кринолинах, а сбоку от нее Вера примастрячила какой-то домик в голландском стиле. Все у меня до сих пор цело. Я ей в свою очередь послал какую-то книгу художника-графика излома веков, но по каким-то причинам Павлова выслала мне ее обратно. Такой это был человек. Я тогда очень обиделся на то, что мне почему-то вернули подарок, который я сделал от чистого сердца. Недавно, в 2019 г., я видел в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина посмертную выставку Веры Павловой, выросшей в известного иллюстратора, и сделавшей для детворы множество хороших книг. И все потому, что Вера была настоящим художником, без всяких на то извращений и закидонов. Она смотрела в оба глаза работы мирискусников и народный лубок, она училась у графиков советской школы, и видела и брала у них все хорошее. Именно советская школа с ее неувядающими традициями, больше всего подходит для нашей детворы. В ней нет никакой англосаксонщины и грязи американской, нет никаких телепузиков и глобалистских Пауков с палками. При взгляде на ее работы видно так же влияние старых мастеров Европы и Возрождения. Нередки в ее творчестве работы полу-станкового типа. Видимо, она скучала по настоящей живописи, но по серьезному боялась заняться ею. Она боялась уйти от нарочитой сказочности, которая предопределена сказкой, а на картине сказка кажется инородной. Сказка для картины – заведомое мелкотемье, и это надо понимать на безрыбье. Между тем, многие художники сегодня не стесняются ввести в картину карикатуру и делать из серьезного – фарс. Мне, например, не представить в масле каракули Люкшина. В живописи подобные типажи – нонсенс, который далек от канонов Голландии, Испании, Франции. При виде посмертной выставки Веры мне стало не по себе. Талантливый Вера была человек, но норовистая, судя по всему, дамка. Я тогда просматривал в Отделе рукописей РНБ переписку графа Коновницына с императрицей Марией Федоровной и письма Дарьи Харламовой, родственницы Лермонтова, которая воспитывалась в Тифлисе вместе с Ниной Чавчавадзе. Я расчехлил застеленные накидками витрины и снял на фотоаппарат ее графику, большие же листы были персоналом уделаны во вполне достойные рамы. Помню, работы наши, были развешены недалеко друг от друга на какой-то выставке в Союзе художников на ул. Герцена. Она всю жизнь просидела на гуашах своих и акварелях, и работала строго в старых иллюстративных традициях, не падая в дебри питерскогомодерна и авангарда. – Они до сих пор далеки от гуманизма вообще, чтобы там не верещали критики и философы от арта. Пипл ее иллюстрации любит до крайности, и они, были красивы, цветасты и сделаны ею с большим вкусом. Книги, проиллюстрированные Павловой, по праву вошли в золотой фонд русской иллюстрации. Вера Павлова во многом отличается иллюстрациями от рисунков художника Непомнящего, сегодня опять же – вполне приличного и признанного мэтра, с которым я тоже встречался во время житья-бытья моего в Новгороде. В канун Московской Олимпиады в Новгороде как раз была известная художественная «Каша», в которой и я сумел принять посильное участие. Запомнился мне в Новгороде в какой-то мере один Скрипкин, который имел на постоянной основе гудеж и Бахус в приснопамятном Юрьево, в художественных мастерских тамошнего Союза Художников. Сегодня в сети этого Скрипкина не видно и не слышно, а раньше кое-где попадались его работы литературного жанра. Что публичный человек спрятался от народа, понять сложно. Видимо, Вована болячки какие-то замучили. Помню еще хорошо Рябова и какого-то живописца Колю, который работал по части оформиловки в Десятинном монастыре. Монастырь тот сегодня пероборудовали под Музей новгородского искусства, и теперь в нем демонстрируют картины. Мы же в свое время в нем занимались совершенно инымм делом. Коля тот писал картины мастихином, вполне прилично, но погиб от взрыва бытового газа у себя в деревне. Забыл я напрочь фамилию своего собутыльника, который дарил мне огромный холст, но потом забрал обратно для целей какой-то выставки. Тем дело тогда и кончилось. К сожалению, теща моя, торговка Клава, выкинула мой «Новгородский период» в помойку. Я тогда поссорился с их семейством, и ни разу не пожалел о том. Я снова уехал в Сланцы, забрав ребенка, а вслед за мной прикатила и моя суженая, С. На старом личном сайте художницы Павловой представлена ее фотография, в которой я Веру свою не признал, и так же на сайте о ней дана хрестоматийная теперь информация, прочитав которую, я понял, что общался некогда с выдающимся мастером. Писала ли она что-либо в мемуарном плане, не знаю, но лучше бы было, если б она это сделала при жизни. Для этого безболезненно можно бы было одну из книг в «Вита-«Ново» отложить в сторону. Не все в нашей жизни решают тугры:
«Павлова Вера Владимировна
Закончила ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (1977).
Полученные награды:
1986 г. – диплом на студийном конкурсе лучших диафильмов года. 1989 г. – 1 премия на студийном конкурсе лучших диафильмов года. 1990 г. – Дипломы 2 степени на конкурсе «Лучшая книга года СССР и РСФСР» и специальный диплом Детского Фонда за книгу Г. Ладонщикова «Про больших и маленьких», М.: «Детская литература». 1995 г. – Диплом на Всероссийском конкурсе книги «Наш отчий дом» за книгу «Детский альбом П.И. Чайковского», М.: «Скорпион». 1997 – Диплом 1-й степени на конкурсе «Лучшая книга России 1997 г.» и Государственная премия им. Ю. Васнецова за книгу А. Ремизова «Посолонь», СПБ., 1997. 2001 – золотая медаль на международном биенале книжной графики в Братиславе, Словакия. 2003 – Диплом Международного триенале книжной графики в Таллине «Power of pictures». 2008 – Диплом первой степени в номинации «Художественная литература» на конкурсе «Искусство книги: традиции и поиск», проведенном Ассоциацией книгоиздателей России и Московским государственным университетом печати, за книгу Е. Левкиевской «Русские праздники».
Персональные выставки:
1987 – Елагин дворец, Ленинград. 1988 – Дом «Союза композиторов», Ленинград. 1988 – Таллиннский Дом Журналистов, Таллинн. 1989 – Музей-квартира Ф.М. Достоевского, С-Петербург. 1996 – Российский Этнографический музей, С-Петербург. 1997 – Музей-квартира Ф. М. Достоевского, С-Петербург. 1999 – «Апокрифы», Российский Этнографический музей. С.-Петербург. 2000 – Выставка живописи и графики в галерее Гильдии мастеров, С-Петербург. 2000 – Выставка живописи в галерее «Арт-город» – С.-Петербург. 2001 – Выставка «Турниры» в галерее «На Обводном» при бизнес-центре «Нептун». С.-Петербург. 2001 – Выставка в FRANTS GALLERY SPACE. Нью-Йорк. 2001 – Выставка в галерее при ООН. Нью-Йорк. 2001 – Рождественская выставка в галерее «Гильдия мастеров». 2002 – Выставка в галерее при ООН. Нью-Йорк. 2002 – Выставка в галерее «Газпром». Москва. 2002 – Выставка в галерее «Гильдия мастеров». 2003 – Выставка «Стрелы Амура» в галерее Союза художников в Санкт-Петербурге (совместно с Галиной Русак). 2003 – выставка в Чайном домике в Летнем саду (Санкт-Петербург). 2004 – выставка «Картины с затонувших кораблей» в галерее «Гильдия мастеров», Санкт-Петербург. 2004 – выставка «Чудо рождественской ночи», Российский этнографический музей, Санкт-Петербург. 2005, декабрь – 2006, январь – выставка «Утраченная коллекция», ресторан «Бродячая собака», Санкт-Петербург. 2005, декабрь – 2006, январь – выставка живописи, галерея «Гильдия мастеров», Санкт-Петербург. 2009, декабрь – выставка в галерее «Гильдия мастеров», Санкт-Петербург.
Участвовала в выставках:
1978 – 17 Выставка Дипломных работ студентов художественных вузов СССР, Вильнюс. 1979 – Выставка произведений молодых ленинградских художников, посвященная 60-летию ВЛКСМ, Манеж, Ленинград. С 1984 по 1987 гг. – Выставки ТЭИИ. 1987 – Выставка Ленинградской книжной графики в Ленинградском отделении Союза Художников СССР. 1991 – Международное биенале книжной графики в Братиславе, Чехословакия. 1992 – Выставка «Арт-Контракт», Манеж, С-Петербург. 1992 – Выставка «Петербургский примитив», Музей-квартира Ф.М. Достоевского, С-Петербург. 1993 – 1994 – Передвижная выставка «Новые имена в русской иллюстрированной книге», Германия, Швейцария, Австрия. 1994 – Выставка «Малые формы», Союз художников России. 1994 – Выставка «Петербургская миниатюра», Музей-квартира А.С. Пушкина. 1995 – Выставка на открытии галереи Фонда русской культуры в Женеве, Швейцария. 1996 – Выставка «Малые формы», Союз художников России. 1998 – Выставка «Инвентаризация», Международная федерациия художников – С-Петербург. 2000 – Выставка «Русский альбом», Международная федерация художников – С-Петербург. 2000 – Выставка в галерее «France Gallery» – Нью-Йорк. 2001 – Выставка «Мартовский кот» в Государственном Эрмитаже. 2001 – Международное биенале книжной графики в Братиславе, Чехословакия. 2002 – Международная выставка «BIB Japon 2002». 2003 – Международная выставка книжной иллюстрации на «BolognaChildren’s book Fair» 2003 – Международное триенале книжной графики в Таллине «Powerof pictures». 2006 (ноябрь) – Международное триенале книжной графики в Таллине»[1].
[1] Интернет.
|
|||
|